Банки 
24.01.2012

Как Вадим Швецов и Равиль Муратов стали самыми удачливыми лоббистами моногородов

ПОСЛЕ ПИКАЛЕВА

ВЭБ сформировал в единый пакет предложения властей российских регионов по модернизации экономики моногородов. Процесс шел практически два года – после того, как по итогам событий в Пикалево президент Дмитрий Медведев дал соответствующее поручение. Общая стоимость всех проектов — 368,2 млрд. рублей. При этом сам ВЭБ готов вложить 265,4 млрд. рублей. Кроме того, на различных стадиях экспертизы находятся еще 24 инвестиционных проекта на общую сумму в 163,2 млрд. рублей, сообщают сегодня «Известия» со ссылкой на зампреда ВЭБа Ирину Макиеву. В целом итогом реализации проектов должны стать новые 36 тыс. рабочих мест.

Интересно, что больше всего госинвестиций получат регионы Приволжского федерального округа — в ПФО будут реализованы в общей сложности 19 проектов на 232,3 млрд. рублей. Причем основным получателем в ПФО станет Татарстан. Согласно опубликованному на сайте госкорпорации списку моногородов, в модернизации экономики которых участвует ВЭБ, в республике таковыми признаны Набережные Челны и Камские Поляны (входят в так называемый «пилотный» перечень моногородов), а также Чистополь, входящий в «дополнительный» список.

КТО В СПИСКАХ?

В частности, ВЭБ делает ставку на создание совместного предприятия Ford-Sollers в Набережных Челнах. В него госкорпорация намерена вложить 39 млрд. рублей (при общей стоимости проекта в 74,5 млрд.). Напомним, что соглашение между ВЭБом и Sollers было подписано в сентябре на экономическом форуме в Сочи в присутствии президента РТ Рустама Минниханова. Безусловно, это лоббистская удача Вадима Швецова, который, казалось, потерпел крах с предыдущим своим проектом на территории Татарстана – СП с итальянским «Фиатом», о старте которого было объявлено в разгар кризиса. Кстати, на него Швецов также пытался получить кредит ВЭБа и вроде даже заручился поддержкой Путина в этом вопросе, но денег так и не получил. Как видим, с фордовским проектом попытка оказалась гораздо более удачной.

Кроме того, в Набережных Челнах с участием ВЭБа предполагается создание производства искусственных сапфиров. О некоторых подробностях этого проекта в ходе интернет-конференции с читателями "БИЗНЕС Online" рассказывал мэр автограда Василь Шайхразиев. По его словам, искусственные сапфиры будут идти на изготовление светодиодных ламп, которые применяются в машиностроении, в часах, в других точных механизмах. По программе производство должно начаться до 2013 года.

Кроме того, в списке проектов – заводы в Чистополе по производству радиаторов, инновационного оборудования и упаковочных материалов. Речь идет о проектах, которые реализуются в рамках индустриального парка «Чистополь». Как известно, создание этого парка курирует первый вице-премьер Равиль Муратов. Как он заявлял несколько месяцев назад в СМИ, общий объем инвестиций в этот парк должен составить 3,2 млрд. рублей.

Отметим, что ВЭБ производит и другие значительные вливания в экономику РТ. В частности, в прошлом году он привлек от клуба иностранных банков кредит в размере $0,5 млрд. сроком на пять лет на реализацию проекта «Аммоний» в Менделеевске общей стоимостью $1,6 миллиардов.

Комментарии

Антон Сайфутдинов – вице-президент «ААЦ-инвест» (резидент индустриального парка в Чистополе):

- Бизнес-план нашей компании в Чистополе находился на проработке в ВЭБе, однако я пока не могу сказать, одобрен наш бизнес-план или нет. Наш проект – действительно в инновационной сфере. Мы разрабатываем ресиверы со встроенной ГЛОНАСС-навигацией для всего модельного ряда АвтоВАЗа. Цель проекта – создание завода по производству автокомпонентов и бизнес-структуры оператора «Волна». Ведь появляется большое количество пользователей системы. Если упрощенно, система позволит осуществлять обработку данных, поступающих с оборудования ГЛОНАСС. По сути, это аналог «электронного правительства» в автомобиле, который позволит автовладельцу в числе всего прочего оплачивать штрафы ГИБДД, коммунальные услуги и т.д. Первый транш инвестиций – около 1,5 млрд. рублей.

Вообще, с точки зрения развития моногорода необходима среда для развития малого бизнеса. Почему люди стремятся к тому, чтобы в их городе провели какое-либо крупное спортивное мероприятие? Потому что это дает толчок развитию сервисных структур. Поэтому развитие производств дает толчок как раз развитию и малого бизнеса, который будет обслуживать это производство – комплектующие, различные услуги и так далее. Наш проект как раз и рассчитан на подобный эффект. В Чистополе есть предприятия, специализирующиеся на точном машиностроении, есть специалисты определенной квалицикации, способные работать на специализированном конвейере. Наша компания рассчитывает на создание 1,5 - 2 тыс. рабочих мест – с точки зрения развития Чистополя, где 70 - 80 тыс. человек населения, это очень серьезно.

Владимир Жуйков - зампредседателя торгово-промышленной палаты РТ:

- Любые инвестиции в конкретную территорию имеют положительный эффект. Другое дело правильно ли они направлены, дают ли они максимальный синергетический эффект, или можно было бы вложить те же средства несколько иначе с большей эффективностью. Мы сейчас рассуждаем с чистого листа, не имея никакого сравнительного анализа по вложению средств, поэтому и говорим, что это хорошо. По моногородам одна из главных проблем - это занятость, там всегда стоит вопрос перераспределения свободных людских ресурсов. Поэтому любая форма, способствующая созданию рабочих мест через развитие новых производств или через поддержку существующего бизнеса, будет положительной.

Дилюс Шавалиев - генеральный директор инвестиционной компании «Капитал Менеджмент»:

- Проблема моногородов известна, все доходы бюджета и зарплаты жителей города завязаны на предприятиях одной отрасли, и если начинаются проблемы, трясет, как говорится, всех. Однако если вкладывать в развитие производства, то нужна его диверсификация. Если в Челнах с бизнесом все в порядке и проект ВЭБа по финансированию Sollers - это, скорее, инвестпроект, то в Чистополе мы имеем гораздо больше проблем. Там необходимо создавать производственное ядро, вокруг которого будет развиваться малый бизнес. Если вкладывать в развитие малого бизнеса, то все-таки сначала необходимо создать такое ядро - крупное производство, вокруг которого появятся бизнесы по транспортным перевозкам, запчастям, комплектующим и т.д. Для появления малого и среднего бизнеса нужна какая-то основа. Сначала в том же Чистополе необходимо создать ее, а уж потом активизируется малый бизнес.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (3) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.01.2012 14:51

    почему это все решили, что ВЭБ будет финансировать эти проекты?

    • Анонимно
      24.01.2012 17:00

      согласен. ВЭБ их формально финансирует. А на самом деле финансирует НАШ С ВАМИ БЮДЖЕТ. А насчет лоббистких возможностей Швецова, просто стоит посмотреть кто у него тесть и теща, и всё встанет на свои места.

  • N.
    24.01.2012 22:18

    вопрос к автовладельцам, коей не являюсь (по собственному желанию)- а надо Вам это "электронное правительство"? из машины ведь вылезать не будете.впрочем, для мужчин это вообще неплохой вариант "крыши" над головой. холодной зимней ночью. коли жена разозлиться)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль