Депутаты одобрили 13 поправок республики к федеральному законопроекту о местном самоуправлении, который Госдума приняла в первом чтении Депутаты одобрили 13 поправок республики к федеральному законопроекту о местном самоуправлении, который Госдума приняла в первом чтении Фото: gossov.tatarstan.ru

Какие поправки предлагает Татарстан?

Таблицу изменений к федеральному законопроекту «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» татарстанские депутаты в деталях обсудили на недавнем заседании профильного комитета по госстроительству и местному самоуправлению. А сегодня председатель комитета Альберт Хабибуллин кратко изложил, с чем не согласен Татарстан и что предлагает.

«Прошу внимательно выслушать, коллеги», — обратился к немного расслабленным депутатам председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Еще до заседания в холле парламента царила веселая атмосфера, депутаты по-дружески обнимались, некоторые даже специально снимали для этого маски. Впрочем, часть парламентариев (не будем называть имен) и во время сессии держали средства защиты на подбородке или вовсе не надели, будто и нет в республике резкого роста заболеваемости коронавирусом. Справедливости ради надо сказать, что депутаты перед сессиями, как сообщалось ранее, делают ПЦР-тесты.

Альберт Хабибуллин перешел к республиканским поправкам и выделил три ключевые. Татарстан не согласен с тем, что избранный глава не может одновременно быть депутатом представительного органа (дума, совет депутатов) Альберт Хабибуллин перешел к республиканским поправкам и выделил три ключевые. Татарстан не согласен с тем, что избранный глава не может одновременно быть депутатом представительного органа (Думы, совета депутатов) Фото: gossov.tatarstan.ru

Хабибуллин напомнил, что в конце декабря Госсовет РТ концептуально поддержал законопроект. И тогда же началась работа над поправками: специально для этого была создана рабочая группа под руководством заместителя председателя ГС РТ Марата Ахметова. Руководители муниципалитетов выезжали в другие регионы, которые уже перешли на одноуровневую модель местного самоуправления, не дожидаясь принятия закона. Напомним, одна из ключевых новаций заключается в упразднении муниципалитетов первого уровня — городских и сельских поселений. Для Татарстана новый закон оставляет два вида муниципального образования — городской (Казань и Набережные Челны) и муниципальный округа (43 района). Ликвидируются 911 поселений — 872 сельских и 39 городских.

Законопроект о развитии местного самоуправления депутат Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас внесли в Госдуму в середине декабря 2021 года. Цель декларируется та же, что и в случае с принятым ранее законом о региональной власти, — привести законодательство в соответствие с новой Конституцией РФ. Данный закон устанавливает для всех мэров единый срок полномочий — пять лет (сейчас определяется уставом муниципалитета) и дает губернаторам право напрямую участвовать в назначении руководителей муниципалитетов. Также глава региона сможет отрешать мэров от должности — за «систематическое недостижение показателей эффективности деятельности» и неисполнение переданных полномочий.

Одна из ключевых новаций заключается в том, что законопроект упраздняет муниципалитеты первого уровня — городские и сельские поселения. 

Во время обсуждения документа в Госдуме Крашенинников объяснил, что законом предлагается ввести 27 неотъемлемых полномочий городских и муниципальных округов (бюджет, благоустройство дворов и т. д.), которые регион перераспределить не сможет. Есть еще 28 полномочий, с которыми субъект разбирается сам. В рамках обсуждения Крашенинников указал, что органы местного самоуправления не ликвидируются, а объединяются. Он также подчеркнул, что прогнозы о массовых сокращениях чиновников — это «ерунда». Основная часть положений должна вступить в силу с 1 января 2023 года, а до 1 января 2028-го — переходный период. В итоге за принятие законопроекта проголосовали 294 депутата, против — 77, а еще двое воздержались.

Как указал спикер, ранее свои предложения к закону направило правительство РФ и Татарстан их поддерживает. Одна из таких инициатив — предусмотреть возможность закрепить отдельные полномочия не за всеми муниципальными образованиями, а лишь за отдельными. Действующая редакция федерального законопроекта вводит 27 неотъемлемых полномочий городских и муниципальных округов (бюджет, благоустройство дворов и т. д.), которые регион перераспределить не сможет. С еще 28 полномочиями регион разбирается сам. Также республика поддерживает включение в новый закон понятийного аппарата. Сейчас в законопроекте даже нет «легальных» определений таких базовых понятий, как «муниципальное образование», «органы местного самоуправления», «вопросы местного значения», подчеркнул депутат и заметил, что разъяснений терминов вообще нет в действующем законодательстве.

Без 911 поселений и 7,5 тысячи депутатов: Татарстан готовится к реформе местного самоуправления

Следом Хабибуллин перешел к республиканским поправкам и выделил три ключевые. Татарстан не согласен с тем, что избранный глава не может одновременно быть депутатом представительного органа (Думы, совета депутатов). Такое положение неоправданное и необоснованное, указал докладчик. «Установленная законопроектом модель избрания главы муниципального образования, при которой он избирается из депутатского состава, <…> но утрачивает статус депутата, носит, на наш взгляд, искусственный характер, — сказал Хабибуллин. — Эффект от введения нормы не очевиден». Парламентарий подчеркнул, что действующая модель не приводит к конфликту интересов и вполне успешно опробована. А если ее поменять, это снизит легитимность главы муниципалитета, ослабит его авторитет и нарушит связи с населением, предупредил спикер.

По задумке авторов закона, полномочия упраздняемых поселений передают неким территориальным органам на местах. Надо разрешить регионам самим устанавливать критерии для образования таких органов, предлагает Госсовет республики. Сейчас подобных критериев нет, что создает риски необоснованного образования органов или их отсутствия, уверен Хабибуллин. Наконец, РТ предлагает предусмотреть переходный период в части упразднения депутатского корпуса на поселенческом уровне. В рамках реформы в республике «упраздняются» 7,5 тыс. таких депутатов. Чтобы избиратели совсем не лишились своих представителей, нужно оставить возможность провести дополнительные выборы. В нынешней версии законопроекта сказано, что если у глав, депутатов представительного органа поселений и муниципальных районов в переходный период (до 1 января 2028 года) истекают сроки полномочий, то довыборы назначаться не будут.

Рустам Минниханов: «Когда мы все это оцениваем, плюсы и минусы, мы не видим каких-то угроз, что у нас связь на местах [будет утеряна]. Я сам работал в районе, я знаю, как эта система выстроена» Рустам Минниханов: «Когда мы все это оцениваем, плюсы и минусы, то не видим каких-то угроз, что у нас связь на местах [будет утеряна]. Я сам работал в районе, знаю, как эта система выстроена» Фото: gossov.tatarstan.ru

«Почему мы согласились, что на поселенческом уровне органов местного самоуправления не будет?!»

«Если я вас правильно понял, мы уже согласились с тем, что на поселенческом уровне органов местного самоуправления не будет. Я правильно вас понял? — с недовольством в голосе обратился к докладчику депутат Ильшат Аминов. — А почему мы с подобным согласились? Это устоявшаяся система, данные люди (депутаты поселений — прим. ред.) наиболее близко знают все потребности жителей. Мы же ломаем работающую систему!» Зачем менять систему, если связь с гражданами теряется, недоумевал гендиректор ТНВ.

Хабибуллин намекнул, что вопрос не к нему: законопроект идет в развитие положений обновленной Конституции РФ. До этого федеральный парламент принял закон о публичной региональной власти, а теперь предложил переход на одноуровневую систему. «То есть [происходит], надо прямо говорить, дальнейшее выстраивание вертикали», — пояснил депутат. И «ради объективности» добавил, что комитет Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению предлагает закрепить за субъектами право самим выбирать, какую выстраивать форму местного самоуправления, и можно даже сохранить поселенческий уровень. «Но мы в данном случае посоветовались и пришли к выводу, что такое предложение идет в разрез с концеп