safiullin.jpg

ИНВЕСТПРОГРАММА «УКОРОЧЕНА» НА 45%

Напомним, что сетевая составляющая цены на электроэнергию не менялась с 2010 года, и за этот период времени компания несла существенные убытки, так как работать приходилось в условиях ничем не ограниченного роста цен на материалы и оборудование. А между тем проблема изношенности сетей не только в Татарстане, но по всей стране давно уже стала притчей во языцех. Об этом, в частности, говорил на состоявшейся в конце января коллегии госкомитета по тарифам генеральный директор ОАО «Сетевая компания» Дамир Сафиуллин. Его выступление красноречиво обрисовало ситуацию в отрасли. Так, в условиях ежегодного повышения объема передачи электроэнергии (а компания входит по этим показателям в первую десятку аналогичных компаний страны), требований к качеству и надежности электроснабжения износ оборудования составляет в среднем 75%. Если посмотреть по структуре сетей, то, к примеру, на высоком напряжении ВЛ 220-500 кВ средний износ составил 89%, а 85% объектов давно отработали нормативный срок. Выход в создавшейся ситуации видится один – кратное увеличение инвестиционной составляющей тарифа на передачу электроэнергии. Как сообщил Сафиуллин, компания защитила в минэнерго РФ инвестиционную программу на 6,096 млрд. рублей, но регулятор ограничил ее в размере 12% в необходимой валовой выручке. Таким образом, средства на инвестиции предусмотрены лишь в 3,335 млрд. рублей или 55% от необходимого объема. С 1 июля сетевая составляющая тарифа возрастет на 9,5%, но, по мнению специалистов, это повышение ни каким образом не покроет реальные потребности компании в части модернизации сетевого оборудования.

У РЕСПУБЛИКИ СВОЙ МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ

Напомним, что регулирование тарифов на электроэнергетику в России осуществляется двумя методами. Большинство крупных компаний к началу года перешли на RAB-регулирование, который заключается в том, что капитал, инвестированный в естественную монополию, должен приносить отдачу, достаточную для привлечения новых инвестиций и развития предприятия, соответствовать уровню риска инвестирования. Об этом корреспонденту "БИЗНЕС Online" сообщила начальник отдела тарифообразования ОАО «Сетевая компания» Светлана Нугуманова.

– RAB-регулирование - это система тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов (на три-пять лет), направленная на привлечение инвестиций для строительства и модернизации сетевой инфраструктуры и повышение эффективности работы сетевых организаций, - пояснила Нугуманова. - Проблема изношенности сетей не только у нас, а повсеместно по всей системе. Поэтому ФСК, МРСК-холдинг регулируются методом RAB. Это было сделано с той целью, чтобы сетевым организациям дать возможность обновить свои изношенные сети, дать им дополнительный источник для финансирования их инвестпрограмм.

– В Татарстане принимается иной метод регулирования – так называемый «затратный метод», когда компания обязана ежегодно защищать тарифы в органе регулирования. При использовании этого метода тариф складывается из плановых затрат, которые должны быть обоснованы и подтверждены документально, причем с ограничением инвестиционной составляющей, - сказала Нугуманова.

Однако этот метод изначально разрабатывался для сетевых компаний с небольшими инвестиционными программами, так называемых монопотребителей. По словам эксперта, те 9,5% повышения тарифа фактически будут направлены на сформировавшиеся ранее издержки компании: «Это повышение пойдет на ту же инвестиционную программу, на капремонт и на техническое обслуживание. Но мы говорим и о том, чтобы покрыть издержки первого полугодия. Да, большая составляющая - это приобретение материала и оборудования, цены на которые выросли с начала года, хотя стоимость услуг нашей компании осталась неизменной. В результате то, что мы недополучили через тарифы в первом полугодии, мы компенсируем только во втором».

nugumanova.jpg
«Все у нас учтется, как только мы перейдем на методы RAB-регулирования, но для республики это чревато, так как увеличится сетевой тариф», – сообщила начальник отдела тарифообразования ОАО «Сетевая компания» Светлана Нугуманова

ТАРИФЫ – ВОПРОС ПОЛИТИЧЕСКИЙ

Но вопрос тарифообразования носит не только экономический, но и политический характер, и переход с одного метода регулирования на другой на начале этапа однозначно повлечет резкое повышение тарифа для потребителей – одномоментно на 25 - 30%, снижение тарифа произойдет лишь в процессе модернизации сетей и возврата инвестиций населения.

- Все у нас будет хорошо, и все у нас учтется, как только мы перейдем на методы RAB-регулирования, но для республики это чревато, так как увеличится сетевой тариф. А сетевая составляющая в настоящее время у нас немного ниже, чем у других субъектов, – поделилась Нугуманова.

Совершенно очевидно, что на фоне изношенного оборудования при условии сдерживания тарифа кардинального изменения ситуации в отрасли не произойдет. И где же выход? Его озвучил на коллегии ГКТ в присутствии премьер-министра Ильдара Халикова Сафиуллин: одним из возможных источников для реализации инвестиционной программы в необходимых объемах являются заемные средства. Совет директоров компании принял решение о проведении переговоров с кредитными организациями, и в настоящее время ведутся переговоры с ОАО «Газпромбанк», ОАО «АК БАРС» БАНК», Сбербанком России, Внешэкономбанком. Напомним, что полгода назад президент РТ Рустам Минниханов поручил Сетевой компании изыскать 38 млрд. рублей на полную модернизацию сетей.

«Но для успешной реализации данной работы компании нужны гарантии правительства республики перед банками», - обратился Сафиуллин к премьеру с просьбой. Вероятно, что данное обращение будет рассмотрено положительным образом, и компания получит необходимые гарантии.

В рамках коллегии генеральный директор энергетической компании озвучил еще одну проблемную тему, мало освещаемую публично, - деятельность смежных сетевых организаций. Сетевая компания, являясь котлодержателем в республике, несет ответственность в том числе и за качество и надежность поставки электроэнергии через сети смежных сетевых организаций. Однако в компетенции последних приходится сомневаться. Поэтому, предложил Сафиуллин, необходимо провести укрупнение распределительных смежных сетевых организаций. Более подробно о ситуации со «смежниками» рассказала Нугуманова: «Сегодня в республике порядка 60 смежных сетевых компаний, часть из которых вообще не соответствует заявленному статусу. Если говорить о нашей компании, то мы находимся под контролем государственных органов, соблюдаем массу технических регламентов, и вряд ли это осуществляют смежные организации. На наш взгляд, это существенно влияет на качество поставки электроэнергии, потому что ответственность за транспортировку у них размыта, да и квалификация специалистов оставляет желать лучшего».

Примет ли правительство судьбоносное решение по укрупнению смежных организаций? Время покажет.