Машиностроение 
10.02.2012

Как Ford взял в заложники коллектив «Sollers-Набережные Челны»

СВЕРНУЛИ FIAT

Пока Sollers верстает свои новые планы, производственная площадка в Набережных Челнах (бывший завод микролитражных автомобилей ред.) остается незагруженной, как и около тысячи ее работников. Раньше здесь собирались Fiat Doblo и Fiat Albea, активно закупавшиеся в том числе различными бюджетными структурами Татарстана – таким образом, власти республики оказывали поддержку предприятию в кризис. По информации, которую предоставили газете "БИЗНЕС Online" в агентстве "Автостат", в прошлом году на заводе "Sollers-Набережные Челны" было произведено 16,5 тыс. автомобилей. О количестве новых машин, которые нашли своих покупателей, можно судить по тому, сколько их было поставлено на учет в органах ГИБДД: Аlbea – 8966 штук, Linea – 1466 шт. и 4466 автомобилей Doblo.

Отметим, что продажи автомобилей Fiat (как елабужских, так и челнинских) в 2011 г. увеличились на 29% и составили 28254 единицы. Руководитель казанского дилерского центра Fiat компании «Aкoc» Валерий Петров рассказал газете "БИЗНЕС Online", что автомобили, выпускаемые в Набережных Челнах и Елабуге, были довольно популярны. «Лучшим спросом пользовалась коммерческая линейка автомобилей, выпускаемых в Татарстане, хотя и Albea и Doblo Panorama тоже находили своих покупателей», - рассказал Петров газете "БИЗНЕС Online". Сейчас со всеми дилерами Fiat подписаны новые договора, правда, дистрибуцией будет заниматься компания «Крайслер Рус». Что касается модельного ряда автомобилей, который будет представлен в шоу-румах дилеров Fiat, Петров сказал, что «это последнее поколение микроавтобусов и фургонов Fiat Ducato и легковые Fiat 500 и Fiat Grande Punto. Все гарантийные и послегарантийные обязательства по всем автомобилям марки, выпущенным с 2006 года, также остаются в силе, несмотря на смену официального импортера», - добавил Петров.

Тем не менее сегодня челнинская площадка фактически свернула свою деятельность в ожидании нового мегапроекта с Ford.

Большие перемены происходят и на площадке Sollers в Елабуге – здесь собирают последние Fiat Ducato и уже начали сборку микроавтобусов Ford Transit.

«СООБЩИМ ДОПОЛНИТЕЛЬНО»

Как сообщил источник "БИЗНЕС Online", близкий к компании, основную часть тех сотрудников ОАО «Sollers-Набережные Челны», кто еще сохранил за собой рабочее место, сразу после новогодних праздников отправили на расположенную в особой экономической зоне «Алабуга» производственную площадку СП. Здесь они занимаются сборкой оставшихся там машинокомплектов Fiat Ducato и осваивают технологию сборки микроавтобусов Ford Transit. Остальные сейчас либо сидят в оплачиваемых отпусках, получая 2/3 от суммы оклада, либо ищут себе новое место работы.

Чтобы прояснить ситуацию, журналист «БИЗНЕС Online» обратился в пресс-службу FordSollers с вопросами – чем занимается в настоящее время персонал предприятия, ведется ли на заводе сокращение персонала? Если да, то в какой форме; осуществляется ли перевод работников из Челнов на другие производственные площадки FordSollers и на каких условиях? Мы получили весьма обтекаемый ответ, предполагающий, что его авторы и руководство компании – существа с разных планет. Тем не менее приводим его полностью.

«Следуя стратегии FordSollers обеспечить наших клиентов новыми высококачественными продуктами и сервисом, компания приняла решение модернизировать производственную площадку в Набережных Челнах. В связи с этим персонал предприятия в Набережных Челнах перемещается на производство в Елабугу.

Этот шаг позволит FordSollers завершить начатые изменения на производственной площадке в Елабуге, запустить новые продукты, провести обучение сотрудников обеих площадок, а также аттестацию по результатам обучения на рабочем месте, повысить операционную и производственную эффективность.

Производственное предприятие в Набережных Челнах возобновит свою деятельность с целью производства новых моделей автомобилей в России в соответствии с глобальной стратегией Ford. О начале новых проектов будет объявлено дополнительно.

Наше предприятие в Елабуге обладает необходимыми мощностями, и команда специалистов Набережных Челнов и Елабуги будет собирать новые модели Ford согласно плану Компании.

Дата возобновления работы производства в Набережных Челнах будет сообщена дополнительно».

Между тем, по нашей информации, активные сокращения на заводе все же происходят - с сентября прошлого года. Как рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор челнинского центра занятости Татьяна Быданова, заявка о сокращении штата от ОАО «Sollers-Набережные Челны» поступила в сентябре прошлого года. В ней компания уведомляла, что под сокращение попадут 177 работников компании.

Как выяснила наша газета из собственных источников, сначала это было прямое сокращение. А потом оптимизация численности приобрела иные, более завуалированные формы. Увольнение происходило по так называемому соглашению сторон, когда работнику выплачивается двухмесячный средний заработок и он пишет заявление об увольнении по собственному желанию. С первого декабря прошлого года всех работников ОАО «Sollers-Набережные Челны» перевели в новую структуру под названием FordSollers. При этом при заключении нового трудового договора с работником последнему предлагалось подписать дополнительное соглашение, где значилось, что пункт «место работы - Набережные Челны» меняется на пункт «место работы - Елабуга». Это сохраняло за работником рабочее место и практически такой же уровень заработной платы, но не гарантировало ту же должность на новом месте работы. То есть мастера могли, например, определить слесарем-сборщиком или дворником.

Тех работников, кто по каким либо причинам не соглашался работать в Елабуге, отправили в двухмесячный отпуск с оплатой 2/3 от суммы оклада. Одновременно с этим им выдали уведомление, что если и через два месяца работник не подпишет дополнительное соглашение о том, что он все-таки дает свое согласие на работу в Елабуге, ему будет предложено написать заявление об увольнении по собственному желанию - по тому самому соглашению сторон, о котором говорилось выше. То есть с выплатой средней заработной платы за два месяца. Либо просто сократят с выплатой двухнедельного пособия.

Дело в том, что ст. 179 Трудового кодекса РФ позволяет работодателю, в случае если работнику предприятия предлагается поменять место работы, а последний отказывается, уведомить его о сокращении штатов и выплатить лишь пособие в виде двухнедельного заработка. Становится очевидным, что такой вариант количественной оптимизации персонала и его стимуляции руководством FordSollers выбран не случайно. «Сокращение по тихому» (как, судя по всему, считают на предприятии) не должно вызвать резкой критики со стороны руководства города и республики.

Начиная с сентября, в центр занятости в качестве безработных с Sollers обратились 133 человека. Также Быданова сказала, что на учете в качестве безработных в Набережных Челнах сегодня состоит 114 бывших сотрудников этого предприятия. В общем, видно, что речь идет о сотнях специалистах…

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, какова же сегодня численность работников на двух площадках FordSollers в Челнах и Елабуге, представитель отдела по связям с общественностью FordSollers Индира Салимгараева ответила: «Сколько было раньше, столько и сейчас, около 1500 человек». Отметим, что в отчетности на сайте компании за 2010 год сообщается, что численность коллектива ОАО «Sollers-Набережные Челны» на 31 декабря составляла 1068 человек.

Интересная и важная деталь: как сообщили в ноябре минувшего года елабужские СМИ со ссылкой на директора завода «Sollers-Елабуга» Виктора Зорникова, сокращения персонала идут и здесь. «В связи с началом новой сборки на заводе около 370 елабужан временно высвобождены. С ноября мы приступили к сборке "Фордов", всего собрали 6 автомашин, до конца года планируется выпустить 500 автомобилей», - рассказал Зорников.

ПОМЕНЯЛИ ИТАЛИЮ НА АМЕРИКУ

Все эти перемены происходят в результате крутого поворота, который в минувшем году совершил в своих планах Sollers. Как известно, компания Вадима Швецова отказалась от планов по созданию в Татарстане совместного предприятия с Fiat. Хотя изначально речь шла об амбициозном проекте – предполагалось, что в РТ будут собирать до 500 тыс. машин ежегодно. Поддержку Швецову оказал лично Владимир Путин, соглашение о создании СП с итальянцами было подписано в начале 2010 года в его присутствии в Набережных Челнах.

Планировалось, что под этот проект ВЭБ выделит кредит в 2,1 млрд. евро. Но по каким-то причинам денег Швецову так и не дали. Однако, в прошлом году ВЭБ согласился поддержать его новый проект, на этот раз с Ford, суммой в 39 млрд. рублей при общей стоимости проекта 74,5 млрд. рублей. Ford и Sollers создают СП, которое будет выпускать на трех площадках более 350 тыс. автомобилей в год. Партнеры будут владеть по 50% акций компании Ford-Sollers, которой, в свою очередь, будут принадлежать по 100% «Ford-Sollers Набережные Челны», «Ford-Sollers Елабуга» и «Ford-Sollers Всеволожск». СП будет обладать эксклюзивным правом на производство и дистрибуцию автомобилей Ford в России. Судя по скудной и постоянно меняющейся информации о стратегии FordSollers на российском рынке, которая просачивается в печать, компания предполагает сборку в Татарстане шести моделей разных классов. Речь, в частности, идет о фургонах и микроавтобусах Transit, которые в настоящее время уже начали собирать в Елабуге (на территории особой экономической зоны «Алабуга»). В производственных планах компании также значится освоение производства кроссоверов Explorer и Kuga. Возможно, что освоят и крупноузловую сборку минивэнов S-Max и Galaxy.

На производственной площадке в Елабуге также к 2015 году планируется построить завод двигателей мощностью 180 тыс. шт. в год. Кроме того, будет локализована штамповка кузовов. Машины будут собираться также на уже существующем заводе Ford во Всеволожске. А в Челнах, возможно, будет вестись работа по подготовке полноценного производства седана класса B+, разработка которого сейчас идет в недрах компании Ford. Одним словом, планы не до конца понятные, но грандиозные…

Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов в интервью газете "БИЗНЕС Online" высказал мнение, что перспективы альянса Sollers с Ford будут зависеть от общего объема рынка. По оптимистичному сценарию в следующем году российский рынок «проглотит» 2,9 млн. автомобилей; в 2014-м – 3,1 млн.; в 2015-м – 3,4 млн.; в 2016-м – 3,5 млн. автомобилей. Пессимистический прогноз развития событий предполагает, что в следующем году в России будет продано 2,5 млн. автомобилей; в 2014-м – 2,7 млн; в 2015-м – 1,8 млн.; в 2016-м – 2,1 миллиона. Уровня в 350 тыс. автомобилей в год альянс Sollers-Ford обязаны достичь согласно новому соглашению о промсборке с минпромторгом и минэкономразвития, в течение семи лет с момента подписания, считает Удалов. «Все будет зависеть от рыночного тренда. Что касается производства на челнинской площадке, то конкретных планов альянса, к сожалению, я не знаю, - говорит эксперт. - Но здесь может быть два подхода – собирать наиболее продаваемые бюджетные машины и экономить, таким образом, на логистике, либо собирать дорогие модели, за счет чего экономить на пошлинах. Поскольку у Ford есть площадка во Всеволжске, где он собирает Focus и Mondeo, то в Челнах, вероятно, будут собираться машины верхних ценовых сегментов».

Интересно, что на фоне этих грандиозных планов Швецов буквально на днях лишился своего главного лоббистского ресурса в правительстве. Дело в том, что совсем недавно, в начале февраля, покинул пост министра промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, которому Швецов приходится зятем. Неизвестно, как это повлияет на проект с Ford, но сам факт потери такой мощной поддержки, безусловно, имеет значение.

Газета "БИЗНЕС Online" будет продолжать следить за развитием ситуации на предприятиях Sollers в Закамье.

Справка

ОАО «Sollers-Набережные Челны». Держателем 100% акций является ОАО «ЗМА-Авто». Согласно отчету компании за 2010 год (за 2011 год он еще не опубликован), по состоянию на 31 декабря 2010 года численность персонала завода составила 1068 человек. Выручка за 2010 год составила 3,9 млрд. рублей. Убыток от производственно-хозяйственной с учетом расходов за счет собственных средств за 2010 год составил 974 млн. рублей.

Интересно, что коммерческие автомобили Fiat пользовались у покупателей гораздо большей популярностью. Фургонов и микроавтобусов FIAT Ducato, производство которых было налажено в Елабуге, зарегистрировано в прошлом году почти столько же - 14673 штуки.

Отметим, что продажи автомобилей Fiat (как елабужских, так и челнинских) в 2011 г. увеличились на 29% и составили 28254 единицы.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.02.2012 08:31

    Ещё одна иллюстрация того, что если бизнесмен аффилирован с самым верхом, то ему всё можно и ему за это ничего не будет ))

  • Анонимно
    10.02.2012 08:49

    в любой компании занимающейся предпринимательской деятельностью происходят увольнения сотрудников. И почему крупные компании должны держать людей, если объема производства нет, это же не благотворительная организация.

  • ПанАлекс
    10.02.2012 08:57

    БО, а вы точно уверены что завод двигателей будет построен в Елабуге? Помнится в нетатарстанских российских СМИ указывали другой регион.

  • Анонимно
    10.02.2012 09:17

    Жаль, что FIAT "уходит" из нашего региона! Хорошие автомобили, а главное не "попсовые", как FORD!

  • Анонимно
    10.02.2012 09:36

    Главное нарисовать амбициозные планы, затем отмыть денежные средства и закрыть проект и объявить о новом, ещё более грандиозном

  • Анонимно
    10.02.2012 09:41

    Швецов, видимо, ещё не вырос из штанишек и, как в детстве, продолжает играть в машинки - сначала в СсангЙонг, потом в ФИАТ, теперь вот в Форд )) Пора бы определиться уже в его-то возрасте ))"И почему крупные компании должны держать людей, если объема производства нет, это же не благотворительная организация." А Вы не задумывались, для чего и почему создаются крупные организации? Именно для объёма производства и для массовой занятости людей. А и с людьми надо быть аккуратнее. У него не 5 человек работает, из которых он двоих уволил.

  • Анонимно
    10.02.2012 10:43

    В НЧ и Елабуге будут собирать те авто, которые не пользуются массовым спросом!Проект вновь обречен.Взгляните на завод Hyundai в СПб.За год собрано уже более 100 тыс. авто Hyundai Solaris!Вот это проект успешный!

  • Анонимно
    10.02.2012 10:57

    "... ст. 179 Трудового кодекса РФ позволяет работодателю, в случае если работнику предприятия предлагается поменять место работы, а последний отказывается, уведомить его о сокращении штатов и выплатить лишь пособие в виде двухнедельного заработка."Автор то сам читал ст. 179 ТК РФ?

    • Анонимно
      10.02.2012 12:50

      Автор ТК читал, речь идет от ст.178 ТК РФ. Это техническая опечатка.

  • Анонимно
    10.02.2012 11:30

    Как-то все странно, Швецов уже закрывает второй проект и начинает новый, хотя ни один из них не вышел на запланированные мощности, а ему все равно доверяют, т.к. он предлагает хорошие условия, потому что надеется, что опять будут крупные заказы от государства.А по поводу крупных предприятий и сокращений, тут нужно понимать, что у них и льготы и гос закупки, поэтому коллектив не должен страдать от неверных решений руководства, коммерческие фиаты покупали в основном госструктуры. Государства размещая заказа помогали Швецову, а он просто получил прибыль закрыл предприятие, а на сотрудников наплевать.

    • Анонимно
      10.02.2012 15:59

      Почему доверяют Швецову? Так он же родственник! :-))))))))))) А кому ещё можно доверить такое важное дело?

  • Анонимно
    10.02.2012 11:36

    Пора начать работать с РеноИ собирать Дастер!!!Успех 120%ный!

  • Анонимно
    10.02.2012 16:08

    Business is business, not personal...

    • Анонимно
      10.02.2012 16:54

      Это не бизнес, а так быстро срубили денег на гос заказах и все, на отмывание денег больше похоже :)

  • Анонимно
    10.02.2012 16:46

    Это зятек министров здравоохранения Голиковой и министра Христенко, теперь понятно откуда у него семь пядей во лбу...

  • Анонимно
    11.02.2012 10:17

    Почему правительство РТ позволяет Швецову заниматься такими выкидонами? Ведь начали уже собирать Fiat. Где гарантия, что через полгода тоже самое не случится с Ford? Правительству РТ нужно свое собственное СП с Fiat или Ford создать и всячески его поддерживать

    • Анонимно
      11.02.2012 11:59

      Через полгода именно это и случится. Соллерс создавался совсем не для того, чтобы что-то производить. ОНИ ставили совсем другие цели, а правительство РТ не против, потому что в доле. :-))

  • Анонимно
    11.02.2012 12:56

    Швец он же кузнец и он же жнец всетатарстанский....Это "смотряший" за Татарстаном от "воров в законе" Христенко с Голиковой, чтобы в "обшак" грев шел своевременно и в полном обьеме...

  • Анонимно
    11.04.2012 16:55

    Ответ на второй комментарий по поводу увольнения. Не в этом дело. Зри в корень, как говорил К.Прутков. Речь то не о простом увольнении, а о сворачивании огроменого производства, налаженного, современного, пользующегося спросом и имеющего перспективы, в угоду своим меркантильным, и даже, если хотите, политическим целям.

  • Анонимно
    11.04.2012 16:56

    Ответ на второй комментарий по поводу увольнения. Не в этом дело. Зри в корень, как говорил К.Прутков. Речь то не о простом увольнении, а о сворачивании огроменого производства, налаженного, современного, пользующегося спросом и имеющего перспективы, в угоду своим меркантильным, и даже, если хотите, политическим целям.

  • Анонимно
    11.04.2012 21:47

    В одном из постов я назвал Соллерс прос...ой. Модератор удалил. Ну, хорошо, пусть будет иной термин, устраивающий модератора. Но суть от этого не менятся. Соллерс одной рукой проводил переговоры с ФИАТом о создании СП и расширении производства, а в тоже время другой рукой уже прощупывал пути иного обогащения. Я не оговорился. Соллерс палец о палец не ударил и продвижении продукции, производимой в Набережных Челнах. Реклама Альбей и др. не выдерживала никакой критики. Имено это была одной из причин плохой раскрутки. А ФОРД в это время резко взмыл вверх по продажам. Вот Соллерс и задумал переметнуться. Зачем дружить со слабеньким ФИАТом, если можно подлезть под бочок к другому. И, заметьте, без больших вливаний. И, судя по последним событиям, реализация задуманного началась не вчера, а года полтора-два назад. Так почему же не пременить тот самый термин? Лично мне стыдно за такой бизнес, господа.

  • Анонимно
    12.04.2012 22:13

    Прочел еще раз комментарии. Грустно стало еще больше. Людей за людей никто не считает. Это всего лишь единицы рабочей силы. Причем, сотней туда, сотней сюда, какая разница. Про карманный Соллерс написано верно. Куда смотрели итальянцы? Неужели они не видели ничего, что делается у них за спиной? Значит агентура у них плохая.:) Значит не только рекламы у них нет, но и подразделение, занимающиеся анализом и риском ни к черту. И, судя по всему, Швецов действительно что-то стоил до тех пор пока его родственники стояли или стоят у власти. Но, лишившись такой поддержки (читай - кормушки), он лопнет как мыльный пузырь.Но есть еще одно НО! Меня пугает то, что Путин находится совсем рядом с этими проектами. Он очень дружит с Татарией. Он часто мелькал в окружении Соллерцев и даже открывал завод на Дальнем Востоке. Он участвовал во встречах в верхах с Премьером Италии и обсуждал вопросы автопрома. И все это гласно, открыто с далекими и интересными перспективами. И вдруг взрыв бомбы! Получается, что Шевцов марионетка в иных руках. Он пешка. И не мог он решиться на такой резкий поворот от ФИАТа в ФОРДу без поддержки свыше. Вот и получается, что не экономические здесь интересы (хотя они и присутствуют), а большая, очень большая политика.

  • Анонимно
    17.09.2012 21:58

    Жаль,дукато хорошая машинка,и не дорогая,а форд по любому больше лимона будет стоить да и кому он нужен за эти деньги,конкурентов полно,фолькс,мерс итд.

  • Анонимно
    10.12.2013 15:40

    Будет продавать свои машины своим же рабочем либо прибавив им зарплату, либо снизев цены. Вот устроюсь и куплю себе спорт кугу тысяч так за двести))) А потом продам соседу, который работает грузчиком на пищевом рынке, за еду.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль