Политика 
24.02.2012

Главная фраза Минниханова

«ЦАРСКИЙ» РЕЙТИНГ

Если вы наберете в "Яндексе" слово «Минниханов», то поисковая система предложит вам подсказку, исходя из статистики наиболее популярных запросов. На первом месте будет запрос «Минниханов царь», а на втором «Минниханов Рустам Нургалиевич» (кстати, читателям нашей газеты любопытства ради советуем проделать тот же эксперимент со словом «бизнес»).

Untitled-2222.jpg

Таково оказалось действие информационной бомбы, разорвавшейся 22 февраля после публикации газеты "БИЗНЕС Online". Тему «Минниханов считает, что РФ нужен не менеджер, а царь», по данным сервиса «Яндекс-новости», осветило 78 СМИ. Среди них практически все медиа первой величины – НТВ, Ведомости, Коммерсантъ, РБК, Газета.ru, bfm.ru, Lenta.ru, и др. С учетом крайней избирательности Яндекса при выборе партнеров для этой рубрики (даже нашу газету в нее включили не с первого раза), это лишь малая толика произведенного резонанса.

Об этом можно судить и по тому, что сервис «Яндекс-блоги» 22 февраля поставил тему на первое место в рейтинге самых обсуждаемых. Она и сегодня держится в топ-5, собрав 860 различных постов. Популярнее только такие темы, как «митинг в поддержку Путина в Лужниках» и «Панк-молебен в храме Христа Спасителя».

Если говорить о более широком диапазоне, то согласно сервису «пульс блогосферы» Яндекса, единственным сопоставимым по популярности в блогах периодом для президента была неделя 29 августа–5 сентября, когда в одно время совпало сразу несколько важных событий: начало пеших прогулок с Олесей Балтусовой, празднование дня республики и приезд в Татарстан министра транспорта России Игоря Левитина на открытие транспортной развязки.

О популярности темы можно судить и по статистике нашего сайта. По данным Google Analytics, только за 22 февраля газета "БИЗНЕС Online" набрала 40 250 уникальных посетителей при среднесуточной норме в 16 - 17 тысяч.

Untitled-3333.jpg

«ВЫРАЗИЛ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ БОЛЬШИНСТВА»

Как всякая топовая тема, новость мгновенно обросла кучей пестрых комментариев. Любопытно, что в основном либеральные политологи с главой Татарстана соглашались, правда, разумеется, с горечью. К примеру, эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин заявил «Коммерсанту», что «Минниханов, как и Прохоров раньше, попали совершенно в точку, потому что смотрят в суть вещей». По мнению политолога, причина той массовой активности последние два месяца не столько в том, что проведены выборы парламентские «честно или нечестно», а в том, что «у нас сейчас наблюдается политическая активизация среднего класса, который свое потребительское отношение к жизни — в хорошем смысле потребительское отношение — переносит на политическую сферу»: «То есть, грубо говоря, за предыдущие десять лет они привыкли к тому, что в супермаркетах видят десять сортов колбасы и выбирают из нее. А сейчас они перенесли то же самое на политическую сферу, и хотят в политическом супермаркете видеть десять сортов колбасы, а не один, который в принципе вполне съедобен, но за десять лет им надоел, и хочется попробовать чего-то нового. И не остальные два-три, которые, в принципе вроде альтернатива, но лежат на прилавке уже двадцать лет и изрядно протухли. И этот политический средний класс, политически активизировавшийся, не воспринимает эту модернизированную монархическую модель, модель национального лидера. Он воспринимает модель наемного менеджера».

По словам политолога, средний класс видит в президенте не «существо высшего порядка, наделенного особыми какими-то личными персональными данными», а всего лишь «человека, который сделал карьеру в сфере госуправления, как многие представители среднего класса сделали карьеру в сфере бизнес-управления». И они относятся к политику рационально. Другое дело, считает эксперт, что представители среднего класса пока меньшинство. А большинство населения по-прежнему приемлет модель национального лидера: «что есть такое существо некоторого высшего порядка, которое может чудесным образом решать проблемы. Неважно, каким образом оно делает. Самое главное – это чудо. И на эту модель пока ориентируется большинство населения России». Эксперт «Коммерсанта» резюмирует, что Прохоров с одной стороны, и Минниханов с другой —«вербализовали это коллективное бессознательное»: Прохоров —меньшинства среднего класса, Минниханов — пока еще большинства. По его мнению, между этими двумя моделями сейчас происходит конкуренция. А Путин пока ориентируется на вторую модель, так как «она для него более комфортна».

view_390482_281972.jpg
Фраза про царя была произнесена во время встречи Рустама Минниханова с руководителями ведущих татарстанских СМИ

Политолог Андрей Пионтковский в том же материале включил Минниханова в тройку лучших «пропутинских агитматериалов»: «Первый — это песня таджика о ВВП, второй — это интервью девушки с доктором, которая боится в первый раз, и вот третий — это вот этот царский сюжет президента Татарстана». По мнению Пионтковского это ни в коем случае не лесть: «Он говорил очень серьезно. А что вы думаете, он был так же серьезен, как замечательный таджикский гастарбайтер, исполнявший свою песенку. Это вот ментальность».

Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров в интервью «Голоса Америки» заявил, что Владимир Путин всегда был «выбранным, частично выбранным или поставленным царем», а Рустам Минниханов «просто публично сказал то, что многие из региональных лидеров говорят или думают, но не заявляют публично: «Татарстан хорош тем, что в штормовые годы развития России, лидеры республики использовали любую возможность в свою пользу. В этом смысле Минниханов демонстрирует, что он достойный ученик Минтимера Шаймиева».

Впрочем, эксперт центра Карнеги не считает, что о вероятности монархии можно говорить серьезно, и полагает, что это позиция довольно значительной части региональных элит, которые вслед за Путиным считают, что «все эти демократические штучки не для России или пока не для России». Именно они считают, что «России нужен сильный лидер, который железной рукой приведет страну к счастью, в немного другой формулировке в этом согласятся представители старых элит и региональные власти»: «За словами Минниханова стоит больше, чем просто лесть регионального лидера, который хочет получить выгоды для своего региона», - под конец входит в противоречие сам с собой эксперт.

11016.jpg
Эту «фотожабу» с Путиным в образе Николая II отправила Ксения Собчак Рустаму Минниханову через твиттер

«МУСУЛЬМАНЕ ОСТАВАЛИСЬ ПРЕДАННЫМИ ЦАРЮ, ДАЖЕ КОГДА МНОГИЕ ЕГО УЖЕ ПРЕДАЛИ»

Пропутинские СМИ новость в основном проигнорировали. Но любопытный комментарий как бы с другой стороны привела информационно-аналитическая служба «Русская народная линия», опубликовав мнение протоиерея Геннадия Беловолова . Священник полагает, что «устами восточных аксакалов глаголет истина»: «То, что от русского человека воспринимают как излишек имперской идеи, думаю, в устах руководителя национальной республики в составе РФ лишено каких-либо побочных политических привкусов. В данном случае он выразил идею Царя на уровне здравого народного смысла. Любому человеку понятно, что в обществе нужен человек, который является осью, центром, хозяином».

Протоиерей отмечает, что человек, которого сменяют каждые 4 - 6 лет, по определению не может быть хозяином, «он лишь временщик, арендатор, менеджер, продюсер, кто угодно». Заявление руководителя Татарстана глубоко не случайно и говорит о многом, считает Беловолов, «восточное мышление требует сильного лидера, патриархально по природе, оно требует отца, «патера» - отценачальника». Священник также размышляет о том, что восточные народы - те, которые входили в состав СССР или Российской Империи - вошли в состав государства «тогда, когда был Царь» и «осознанно шли на служение Белому Царю».

Таким образом, их выбор был не только территориальный, цивилизационный, но и монархический, полагает Беловолов: «Восточные народы увидели в государственном монархическом устройстве России соответствующую своему менталитету парадигму. Для них не было никакой дискриминации национальных и религиозных чувств в том, чтобы быть верноподданными Белого Православного Царя. Они знали, что в той стране, в которую они входят, есть Хозяин, Глава, Отец, который никогда их не обидит». Так как «ни у одного народа, если они будут объективны, ничего против русского Царя и русского народа быть не может», - резюмирует священник, «идея монархии в России настолько актуальна, что тот, кто это вовремя не почувствует, в перспективе отстанет от нашей истории». И напоминает, что «мусульмане оставались преданными Государю Николаю Александровичу в лице эмира Бухарского даже тогда, когда многие институты Российской Империи предали русского Царя».

***

В целом ясно, что истолковав фразу Минниханова буквально, то есть как призыв к изменению конституционного строя, СМИ сыграли с нашим президентом в игру под названием «вырви из контекста». До абсурда ситуацию в этом смысле довела гламурная телеведущая Ксения Собчак, приславшая Минниханову в "Твиттер" «фотожабу» с бородатым Путиным в образе Николая II.

Сказать, что глава республики хочет возращения монархии, все равно, что приписать Прохорову желание превратить Россию в коммерческое предприятие и ввести официальную должность «менеджер». Характерно, что местные эксперты, опрошенные газетой "БИЗНЕС Online", «царя» так и поняли – метафора, и не более.

Тем не менее, злободневный афоризм задел какие-то важные струны, а для самого Минниханова может оказаться наиболее удачным политическим ходом за все время президентства. Нельзя ведь не заметить, что в последнее время и федеральные чиновники, и губернаторы высказываются о Путине все осторожнее, или вовсе отмалчиваются. Как сказал эксперт «Антикризисного клуба» Андрей Фурсов, «смута начинается с бояр». Вспомните, давно ли ВВП хвалил тот же Медведев?.. Своим заявлением Минниханов предельно жестко обозначил, в чьем он лагере, причем в самую трудную минуту. Такое не забывается.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (46) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.02.2012 22:10

    Я не узнаю Вас в гриме?! Кеша?! ...

  • Анонимно
    24.02.2012 22:21

    Думается, что Рустам Нургалиевич и сам не ожидал такого ажиотажа по поводу своих слов. (Блоггер Бизнес-online)

    • Анонимно
      25.02.2012 22:27

      А все началось с Жириновского! Это он предложил царя...

    • Анонимно
      26.02.2012 14:50

      Я думаю, БО впредь надо быть поосторожнее с заголовками...

    • Анонимно
      27.02.2012 14:32

      Что у кого то в голове, то и вырвется на языке!Конечно, вырвалось желание пропутинизировать! Пускай в такой неловкой и парадоксальной для своего суверинитета форме?

  • Анонимно
    24.02.2012 22:28

    Мнение одного назначенного царем бюрократа не отражает мнение всех живущих. А бояре на то вассалы чтобы царя играть.

  • Анонимно
    24.02.2012 22:29

    Да,очень хороший шахматный ход сделан в сторону короля,но не думал, что так далеко зайдет данный вопрос.Думал, что так просто сказано, а оказалось очень сильное высказывание.

  • Рамиль
    24.02.2012 23:48

    Смута начинается с коррупции..

  • Анонимно
    25.02.2012 00:39

    Поддерживаю Минниханова!

  • Анонимно
    25.02.2012 01:06

    Ажиотаж возникает только тогда - когда общество не приемлет либо человека либо его высказывание либо систему. В данном случае ажиотаж из-за высказывания с которым многие не согласны в принципе. В современном обществе цари уже ничего не решают - они оставлены во многих странах только как декоративные фигурки.

  • Анонимно
    25.02.2012 03:47

    Уважаемые! Что вы все молете давно перемоленное. Понятно же, что РН имел в виду не монарха, монархическую династию и тп. Сказано образно об отственности лидера, о жестком стратеге,лидере нации,облаченного доверием общества. Так было в нашей стране всегда! Да и в республике. Во всем!Ввспомните(Ленин,Сталин,Жуков, Табеев,Шаймиев.Копылов,Тахаутдинов и тд. Десятки примеров! А в спорте-Тарасов,Бесков,Билялетдинов,Бердыев. Только там ,где дисциплина,стратегиявера в лидера- там успех! Вот о чем он сказал,а вы прицепились к слову царь! Чо же вы не цепляетесь к фразе Жирика "Россия-осел" в его ролике? А кто может еще соответствовать сказанным выше качествам? Зю? Жирик

    • Анонимно
      25.02.2012 09:00

      Не надо интерпритировать сказанное президентом! Он открыл новую страницу в истории России,осмыслив прошлое и настоящее страны!Он сказал то,о чем думают почти все Россияне! И не надо принижать в этом Роль Минниханова!

  • Анонимно
    25.02.2012 08:24

    Чем не монархия-власть в руках у одного,ручное управление,бояре-манипуляторы,поющие "ляббяйка" на примере.Целование рук на стадионе за пятихатку.Бояре-любимчики,поющие дифирамбы и опальные-отвергнутые.Чем закончилась монархия в России-освежите знания по истории.

  • Анонимно
    25.02.2012 08:32

    Смог бы Минниханов работать премьер-министором РФ?

    • Анонимно
      25.02.2012 08:52

      Конечно сможет,но нам его будет нехватать!

    • Анонимно
      25.02.2012 09:27

      Минниханов Р.Н, сможет работать только Президентом Татарстана и успеет подготовить не менее сильных преемников - лифт уже работает... это республике хорошо!

  • Анонимно
    25.02.2012 08:41

    Нет не сможет он работать премьер министром.

  • Timur
    25.02.2012 10:07

    Мой первый безобидный комментарий не прошел проверку модератором,хотя более острые проходили,видимо даже в этом вопросе нет единого мнения среди цензоров.Одни страхуются,в итоге сами того не ведая душат свободу слова.Писал я вот о чем: Верховного правителя России хоть как называй,ничего не изменится пока не изменится суть вопроса.Суть в том,насколько общество готова терпеть действия того или иного правителя.Что бы все было нормально:правитель живет интересами общества,а не каких то кланов,или общество меняет на другого.

  • Анонимно
    25.02.2012 10:18

    Отличное высказывание Минниханова, по популярности превосходящее все реплики Путина. Оно охватывает всех и каждый воспринимает его в соответствии с уровнем своего развития.

  • Анонимно
    25.02.2012 10:31

    Напоминает уроки литературы в школе и вопрос - что автор хотел сказать?

  • Анонимно
    25.02.2012 10:46

    Да,России нужен давно Царь!А в Областных и краевых центрах Генерал Губернаторы! Расплодили Дармоедов в лице Депутатов Всех уровней с хорошими зарплатами-пенсиями-льготами! А работать некому!

  • Анонимно
    25.02.2012 11:02

    Минниханов еще сказал что он либерал! Родился в России новый политик,которому есть что сказать народу и от имени народа!

  • Анонимно
    25.02.2012 11:30

    Если царь,то я думаю,Петр1,а не Николашка.

  • Анонимно
    25.02.2012 11:46

    Путин когда нибуть назначит Минниханова премьером РФ

  • Анонимно
    25.02.2012 12:19

    Слова Геннадия Беловолова "несколько" преувеличены... Уважаемый протоиерей, назовите мне пожалуйста хотя бы одну мусульманскую республику,которая вошла в состав СССР или России добровольно! Кровопролитные войны и принижение национального самосознания - это пожалуй главные механизмы генерации "добровольного" служения белому царю.

  • Анонимно
    25.02.2012 12:32

    Ошибаетесь. Ни когда нибудь, а очень скоро (если РН Сам захочет).

    • Анонимно
      27.02.2012 00:30

      скорее будет должность вице-президента ( по национальным вопросам, обратите внимание про это у Путина больше всего статей) и её займет РН, но хорошо ли это для РТ? Кто? Мухаметшин? больше некого... халиков не годится... но хотелось бы чтоб РН был вторым человеком в РФ - достоин...

  • Анонимно
    25.02.2012 13:29

    мне кажется, говоря "России нужен царь" Минниханов забыл добавить "по-прежнему". Видно ведь, что в этом вопросе он не за перемены, а за сохранение статус-кво.

    • Анонимно
      25.02.2012 14:34

      Браво!!! Но почему же Вы так тихо и скромно написали эту невероятно простую, но потрясающе точную мысль – действительно, ключевая то фраза "ДО СИХ ПОР" была просто опущена!!! И тогда всё мгновенно встаёт на свои места и больше нет никакой "сенсации"...

  • Timur
    25.02.2012 13:54

    Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый,дабы разумением своим не смущать начальство...Указ Петра 1 от 09.12.1709г.1/3 населения России так и не вышла из образа в которую вогнал розгами и плетью Петр 1,1/3 напичкана имперским духом особо не размышляя кто ими правит,лишь бы кого нибудь "мочили".1/3 жирует эксплуатируя образ как внутреннего врага "терроризм,ваххабиты" так и внешнего.Образ врага нужен для того чтобы 2/3 населения подпитывались видом лихим и придурковатым.

  • Многие просто уцепились за фразу, а не суть, т.к. проще домысливать и толковать сказанное, чем додумать самому. Мне кажется, верно сказано одним из комментаторов, что эта фраза затронула что-то в глубинах народного подсознания. Но адекватного языка пока нет. Поэтому Минниханов интуитивно использовал более понятный (из исторической памяти) образ, хотя и противоречивый, но понятный тем, кто сам не без царя в голове. А что было сказать - что нужен настоящий президент, как по Конституции? Это, вроде, и ежику понятно, но противоречит опыту - кто у нас были президенты: Горбачев, Ельцин, сам Путин (с большими оговорками) и ныне действующий. Пример Шаймиева, пусть даже отличается в сторону государственного мужа, но едва тянет на два срока, да и масштаб скромнее. Поэтому, если честно, то надо принять как есть. И постараться дотянуться гражданским самосознанием хотя бы до более-менее приличной "конституционной монархии", учреждаемой Земским собором. Чтоб не остаться в нынешнем состоянии - "лихом и придурковатом".

  • Анонимно
    27.02.2012 00:32

    Никогда татары Не шли "осознанно на служение Белому Царю". БРЕД!!! Учите историю господа... не сдавались и не хотели...

    • Анонимно
      27.02.2012 15:16

      Это вы татаро-монголов имеете ввиду?...А современные татары любят от них дистанцироваться, приводя серьёзные исторические аргументы! Т.е. татары новейшей истории к вашим не имеют никакого отошения, поскольку после 16 века плечом к плечу верными российской государственности были!!!...Поэтому не разжигайте-ка здесь ненужных страстей!

      • Анонимно
        28.02.2012 13:36

        Т.е. Вы считаете, что с войсками Ивана Грозного воевали татаро-монголы? а потом на их место пришли современные татары и начали дистанцироваться от предшественников? Этот факт истории (как науке) не известен, опишите поподробнее.А татары воевали с захватчиками, не желая вступать в ряды Российской Империи. и татар даже крестили против их воли, отсюда и кряшены. И никакой доброй воли не было.Да, конечно потом все жили дружно, пусть будет так и по сей день.

  • Анонимно
    27.02.2012 11:59

    А ещё однажды Шаймиев сказал, что "если есть ведьмы - на них надо охотиться".

  • Анонимно
    27.02.2012 12:11

    И до Минниханова конкретно Путина уже воцарили. Космонавт Леонов на торжественном приеме в Кремле назвал его Владимир Красное Солнышко II.

  • Анонимно
    27.02.2012 14:23

    "Метафора" - метафорой, а любому криминальному подсознанию важна определённость в своей сфере влияния и её гарантии, что гораздо легче сделать, когда есть общий для всех пахан, "авторитет в законе"! Уверен, что именно в этом контексте и можно правильно понять главную личную заинтересованность в заявленном Миннехановым! А приводить всякую заумную ерунду о якобы задетых неких внутренних чаяниях народа - это спекулировать на совершенно другом, а именно, - скрытой жажде заждавшегося народа об искреннем отеческом отношении к нёму со стороны власти, что имело место до революции, и чего нет уже на протяжении продолжительной эпохи? А Миннеханнов больше имел ввиду совершенно другое - плётку и силовой признак власти, как гарантии того порядка, в поле которого ему лично и наиболее комфортно будет управлять!

  • Анонимно
    27.02.2012 15:34

    протоиерей Г.Беловолов:"Любому человеку понятно, что в обществе нужен человек, который является осью, центром, хозяином",киресенч?, мин ?йтер идем: любому человеку понятно, что факт зависимости судьбы страны от одного единственного человека, решительно ослабляет потенциал этой страны. Н?къ мен?, общество должно управлять страной (читай демократия). Что вообще стоит выше в эволюционной иерархии, монархия или демократия? Минемч?, ?ичшиксез, демократия.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль