Машиностроение 
29.02.2012

Сергей Когогин: «Разговор КАМАЗа с вузами напоминает разговор двух разных народов»

ПОЗИТИВ НА ПОЗИТИВЕ

У президента Татарстана, побывавшего вчера с рабочим визитом в Челнах, была весьма насыщенная программа. Ему презентовали инвестиционный проект строительства в автограде агропромышленного парка «Закамский регион». Далее глава РТ побывал на предприятии «Школьное питание», затем посетил НТЦ «КАМАЗ», где познакомился с новой разработкой – бронеавтомобилем «Тайфун», который был сделан для минобороны РФ. Но основной стала встреча с так называемым активом города, в которой принял участие и корреспондент «БИЗНЕС Online».

В концертном зале им. Сары Садыковой собралась вся элита Челнов - депутаты, первые лица предприятий и ведомств, директора школ, творческая интеллигенция… Зал на 800 мест был полон. В президиуме по правую руку от президента РТ Рустама Минниханова сидел мэр города Василь Шайхразиев, по левую - гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин.

Прежде чем начать свой доклад об итогах социально-экономического развития Челнов за прошлый год и задачах, которые ставит перед собой руководство города на ближайшие три года, Шайхразиев попросил продемонстрировать собравшимся специально подготовленный видеоролик. Он, судя по всему, должен был акцентировать внимание собравшихся (в первую очередь президента) на успехах и наиболее значимых, в некотором смысле даже прорывных, задачах, которые нашли свое решение в прошлом году.

В ролике, в частности, на фоне энергичной песни Юрия Визбора о Набережных Челнах, написанной им еще в 1971 году (ее Шайхразиев предлагает сделать гимном города), были показаны достижения автограда в прошедшем году. Инженер автомобильного завода КАМАЗа Ульяна Шигаева рассказала, что главное достижение для КАМАЗа она видит в том, что заводу удалось выйти на выпуск 240 автомобилей в сутки. А раньше нормой считался выпуск 150 машин. «У работников появилась уверенность в будущем, зарплата растет, настроение улучшается», - сказала Шигаева.

Начальник цеха ЗАО "Татпроф" Евгений Хадасевич рассказал, что в прошлом году его предприятие также значительно прибавило в объемах - были запущены новые мощности, введены в эксплуатацию новая печь и прессовый комплекс. Порадовался за отремонтированный проспект Мира автолюбитель Виктор Колесов – он рассказал, что предпочитает теперь ездить по этому проспекту, даже если дорога до места назначения будет длиннее. Пенсионерка Нина Быкова отметила, как замечательно, что в городе облагородили Боровецкий бульвар, где был установлен памятник воинам. О том, что завод ЗЯБ, находившийся фактически в банкротном состоянии, удалось сохранить и загрузить объемами, поведал начальник участка "КамГэсЗЯБ" Булат Аглямов. Студент Ильгиз Исламгараев радовался, что бульвар Энтузиастов был объявлен безалкогольной и Wi-Fi-зоной. Врач-анестезиолог БСМП Василь Фазылов воодушевленно рассказывал о том, каким современным оборудованием оснащена БСМП и как оно облегчает работу докторам. Заведующая детским садом поведала о том, что открываются новые детские сады. Одним словом, позитив на позитиве…

DSCN0478.jpg
Рустам Минниханов отвечал и на вопросы из зала. Например, его спросили, когда же будет закончено строительство трассы Челны - Казань? «В этом году будет выделено 6 миллиардов рублей. Потихоньку трассу приведем в порядок», – был получен ответ президента РТ

МИЛЛИАРД НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЖИЛОГО ФОНДА

Мажорную ноту, заданную в бравурном, по сути, ролике, затем продолжил в своей речи и Шайхразиев. Он, в частности, рассказал, что планы по строительству нового жилья у города большие, и два прошедших месяца уже позволяют с уверенностью сказать, что все обещания будут выполнены. В этом году в городе будет построено 300 тыс. кв. метров жилья. Из них в первом полугодии планируется сдать 70 тысяч. В первую очередь, по словам Шайхразиева, квартиры предназначены для тех 116 ветеранов, которые еще числятся в реестре на получение сертификатов на приобретение жилья по ветеранской программе. Напомнил мэр и о том, что в прошлом году 150 ветеранов приобрели жилье за счет средств федерального бюджета.

Второй важной задачей, которую Челны с успехом реализуют, мэр назвал капремонт жилья. Набережным Челнам на 2012 год выделено 1,06 млрд. рублей на капитальный ремонт жилого фонда. Стоит задача отремонтировать 161 дом. Причем все дома, по его словам, должны быть отремонтированы до начала отопительного сезона. Всего же за четыре года на капремонт жилья в Челнах было направлено 5 млрд. рублей, на которые был отремонтирован 941 многоэтажный жилой дом. Треть от запланированных к освоению средств на этот год будут направлены на модернизацию устаревшего лифтового хозяйства Челнов – сказал глава города.

Не забыл мэр и про школы. В Челнах, по словам Шайхразиева, 42 школы, возраст которых превышает 30 лет. В первых семи из них капремонт начнется уже 11 марта. Потратят на них, по словам мэра, 191 млн. рублей.

НОВЫЙ БРЕНД АВТОГРАДА

Мэр также рассказал о строящемся стахановскими темпами IT-парке, который должен стать одним из новых брендов города в ближайшее время. На его строительство, благодаря поддержке руководства республики и федерального центра, привлекли 1 млрд. 44 млн. рублей.

«В нем смогут получить возможность самореализации 1800 «айтишников». Понятно, что якорным предприятием станет КАМАЗ, но в то же время я считаю, что наши муниципальные учреждения, такие как центр информационных технологий, а также бизнесмены с удовольствием придут в IT-парк, потому что в данном случае поддержка со стороны государства уже гарантирована. Я недавно обращался к президенту Татарстана с просьбой поддержать город в части финансирования капитального ремонта дорог, ведущих к IT-парку. Президент нас поддержал, - сообщил Шайхразиев. - Принято решение о выделении на ремонт Автозаводского проспекта 200 миллионов рублей, а также 166 миллионов рублей на ремонт первой автодороги города в районе IT-парка. Эти деньги мы получим в этом году».

DSCN0451.jpg

Шайхразиев рассказал о строящемся стахановскими темпами IT-парке. На его строительство привлекли 1 млрд. 44 млн. рублей

ДОВЕСТИ ДОЛЮ МСБ В ЧЕЛНАХ ДО 50%

По словам Шайхразиева, город принимает участие во всех программах по здравоохранению. И республиканских, и федеральных. Вместе с тем остается один вопрос – это подготовка кадров. «Сегодня есть плохой показатель – недостаток врачей. Городу нужно привлекать и молодых, и опытных специалистов. Для подготовки врача нужно 10 лет. Привлекать, по словам мэра, будут предоставлением жилья.

Поддержка предпринимательства также в числе приоритетов для города. Шайхразиев неоднократно заявлял, что планирует довести долю малого и среднего бизнеса в городе до 50%. Для осуществления этой задачи к уже имеющимся формам поддержки предпринимательства город, совместно с городскими банками, разрабатывает и свою. Так, Камкомбанк уже сегодня предоставляет бизнесменам льготные кредиты. В этом же направлении начал работать и Автоградбанк. «Создаются рабочие места, заработная плата и, само собой, налоговые отчисления, которые будут уходить в бюджеты всех уровней», - рассказал мэр.

Благодаря программе "Бэлэкэч" в Челнах создано в прошлом году для детей дополнительно 1920 мест в детских садах. А с момента действия этой программы город, по словам мэра, вернул 15 зданий детских садов, проданных ранее коммерческим структурам, и построил два новых. В сумме это 7 тыс. мест.

Программа «Культурный город», по словам мэра, носит долгосрочный характер. Свои результаты она даст не скоро, но тем не менее инвестиции в человеческий капитал дают гораздо больше, чем во что-то другое.

DSCN0455.jpg
Кризис, по словам Когогина, помог КАМАЗу обновиться, сократить издержки и подтянуть технологии: «И те 45 тысяч автомобилей и 106 миллиардов рублей товарной продукции за прошлый год – это и есть подтверждение того, что мы можем быстро меняться»

КРИЗИС ПОМОГ КАМАЗУ ОБНОВИТЬСЯ

Когда слово предоставили Когогину, он сразу сказал: «О планах по производству 240 автомобилей в сутки, о которых говорилось в фильме, мы когда-то мечтали. Сегодня это реальность. Более того, на докризисный уровень производства мы вышли, сократив количество рабочих смен в два раза».

Кризис, по словам Когогина, помог КАМАЗу обновиться, сократить издержки и подтянуть технологии. «И те 45 тысяч автомобилей и 106 миллиардов рублей товарной продукции за прошлый год – это и есть подтверждение того, что мы можем быстро меняться. Достаточно ли этих темпов для уверенности в будущем? – задался вопросом Когогин. - Я скажу, что темпов достаточно, а вот показателей - нет. Согласно нашей стратегии мы должны выйти на производство 100 тысяч автомобилей в год. Это очень непростая задача. И чтобы ее осуществить, нужно принимать очень серьезные инвестиционные решения, причем уже сегодня, они позволят нам успешно работать в 2015 - 2017 годах».

Когогин также заявил, что задачи, которые стоят сегодня перед автогигантом, не решались здесь никогда раньше. «Нам нужно изменить технологический уровень компании, перейти на новые технологии, сократить издержки – и по рабочей силе, и по энергетике, и по площадям. Настал период, когда программа реинжиниринга должна полностью изменить облик КАМАЗа. И вместе с этим нам необходимо перейти на обновленный модельный ряд. Наш НТЦ смог разработать достаточно современный автомобиль, который не уступает мировым лидерам ни в чем. Мы только должны сделать его как можно дешевле и обеспечить при этом высокий уровень качества. Это задачи, которые предстоит нам решать в ближайшие годы», - сказал гендиректор КАМАЗа.

ВСЕХ НУЖНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЧЕЛНЫ НЕ ПРИВЕЗЕШЬ

«Вместе с тем мы должны понимать, что со стороны и города, и республики, и Российской Федерации идет адекватная отдача. Мы задаем вопросы, на часть получаем ответы, но на многие вопросы мы ответа не получаем, - напомнил Когогин. - Особенно сложным остается пока один вопрос – это качество высшего образования в городе Набережные Челны. Мы не можем сегодня позволить себе привлекать большое количество специалистов из других регионов, чтобы они приезжали сюда и жили здесь, хотя очень многие из тех, кого мы приглашаем, принимают решение остаться в Набережных Челнах. Но всех ведь не привезешь. У нас нет вопросов к профессиональному и средне-техническому образованию там, где КАМАЗ сам очень сильно сам вкладывается. А вот к высшему вопросы есть».

Свое общение с высшей школой Челнов Когогин весьма образно назвал разговором разных народов: «Мы говорим одно, нас не слышат, потом нас спрашивают о чем-то другом, мы ничего не понимаем, зачем это вообще произносится?». В общем, по словам Когогина, ситуация с подготовкой инженеров очень сложная. Обращаясь к Минниханову, он попросил в этом вопросе его поддержать.

Надо заметить, что свою жесткую позицию по качеству высшего образования в Челнах Когогин обозначил уже достаточно давно. Тем не менее его усилия по включению ИНЭКА в состав Казанского национального исследовательского технологического университета им. Туполева – КАИ пока и не увенчались успехом. Но, судя по всему, какие-то лоббистские механизмы все же были включены. В Челнах усиленно муссируется информация о том, что судьба ИНЭКА будет решена уже апреле. Просто в академии ждут письма из министерства образования и науки РФ, в котором должно быть обозначено, сохранит ли вуз свою самостоятельность.

ЛЮДИ НАШЕГО ГОРОДА ИМЕЮТ ПРАВО НА ЛУЧШИЕ УСЛОВИЯ

Вторая важная проблема, которую затронул Когогин, – это обеспеченность трудовыми ресурсами и создание условий для комфортного проживания. «В первую очередь мы бы хотели, чтобы город смог обеспечивать КАМАЗ качественной рабочей силой, чтобы здесь была нормальная среда обитания. Люди нашего города имеют право на лучшие условия жизни. Мы люди труда, мы умеем работать, но настал тот период, когда мы должны понимать, что не одним трудом жив человек. И нам нужно думать над тем, чтобы город, среда обитания очень серьезно изменились. Нужно, чтобы налоговая база была направлена на то, чтобы инвестировать в город».

Когогин выразил уверенность, что и эту задачу городу также решить по силам и Челны станут местом, куда будут стремиться все автомобилестроители страны: «Мы бы также хотели понимать, что внешние риски, которые имеет КАМАЗ, после вступления России в ВТО тоже были бы компенсированы».

Закончил свое выступление Когогин весьма оптимистично: «Перспективы у нас просто невероятные!». Впочем, мог ли по другому закончить свой спич накануне 4 марта?

В 2016-М ВРП ТАТАРСТАНА ДОЛЖЕН ДОСТИГНУТЬ ОБЪЕМА В 2 ТРИЛЛИОНА РУБЛЕЙ

Минниханов в своем выступлении также не стал упирать на негативные тенденции, отметив, что инвестиции в основной капитал по прошлому году составили в республике свыше миллиарда рублей в день.

«Огромную роль здесь играет и Закамский регион. Это и ТАНЕКО, и «Аммоний», и другие предприятия. У нас три предприятия являются 100-миллиардниками - это ТАИФ-НК, «Нижнекамскнефтехим» и КАМАЗ. И наша мечта в 1 триллион рублей сегодня уже позади. Объем валового регионального продукта Татарстана составляет 1,25 триллиона рублей. Но уже в 2016-м ВРП Татарстана должен достигнуть объема в 2 триллиона рублей. Много это или мало? Я считаю, что немного. Задача, которую обозначил Сергей Анатольевич, очень серьезная. И ее решение или нерешение и будет определять развитие второго по величине города республики. 100 тысяч автомобилей - это очень сложная задача. Она может быть решена только комплексно. Под ее решение нужно создавать инфраструктуру – и социальную, и инженерную», – заметил Минниханов.

Минниханов ответил на вопрос из зала, когда же будет закончено строительство трассы Челны - Казань. «В этом году на трассу Челны - Казань будет выделено шесть миллиардов рублей… Потихоньку мы эту трассу приведем в порядок. Это действительно узкое горлышко в экономике республики», – завершил президент РТ. Кстати говоря, газета «БИЗНЕС Online» именно на эту тему вчера пытала министра транспорта РТ на онлайн-конференции, интереснейшие подробности которой мы расскажем в ближайшие дни.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (12) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.02.2012 09:03

    Молодец Когогин! Никогда не гладит по шерсти, а ставит проблемы ребром!

  • Анонимно
    29.02.2012 09:17

    Ни один приличный выпускник челнинской школы не хочет поступать в Инэка, а хочет в Москву или Казань. В Инэка учатся или от безысходности или из ближайших районов. А у Шибакова официальная зарплата 170 тыцсяч плюс премии в итоге под 500 тысяч в месяц выходит. Нафиг ему что-то менять?

    • Анонимно
      1.03.2012 09:08

      нифига себе!!! Я понимала канешна, что много получает. НО НЕ НАСТОЛЬКО!!!

  • Анонимно
    29.02.2012 09:59

    Нужна кластерный подход для предприятия камаз

  • Анонимно
    29.02.2012 10:56

    Асхат, хорошо написал.

  • Анонимно
    29.02.2012 11:42

    Мне понятна озабоченность Генерального директора. Если тридцать лет назад, после окончания ВУЗа, я в своем кругу друзей детства, родившихся или выросших в Набережных Челнах, оскорблял тем, что они в большинстве закончили КАИ (авиационные двигатели) и ни один из них не занимался конструкторской деятельностью в области авиационных двигателей, а их выпуски исчислялись сотнями, видимо так надо было стране. А я закончил немного иной ВУЗ, и выпуск был на порядок меньше, я думал, востребован буду только один. Но теперь я вижу, что ошибался. Сегодняшний костяк ИТР это выпускники КАИ, видимо дело не в ВУЗе и специализации, а в профессорско-преподавательском составе ВУЗа. Если в советское время молодые специалисты приносили в производство новые технологии, новые идеи, информацию о новых материалах, то теперь приходят выпускники и только на производстве видят все передовое новое. И за это порой бывает в кампании простых рабочих стисьняешься своего высшего образования. ВУЗ если сегодня не может ни чему научить, то пусть хотя бы научит учиться, там, в производстве натаскается. А сегодняшние «конструктор-оформитель», «технолог-оформитель» ни кому не нужны, нам нужны художники, а не «художники-оформители».

  • Анонимно
    29.02.2012 13:56

    действительно, проблема с подготовкой кадров для машиностроительной отрасли сегодня стоит остро. Нежелание ИНЭКи что-либо менять в подходах подготовки - настораживает. Да бесспорно терять статус независимой площадки уж очень не хочется, но как быть с тем, что сегодня её уровень не соответствует предъявляемым требованиям к кадрам со стороны КАМАЗа. Пора менять подходы или уходить с рынка. выпускники с низкими знаниями и со слабой подготовкой сегодня никому не нужны...

  • Анонимно
    29.02.2012 14:16

    ток вот вкладывать в высшие образование когогин не хочет!чтоб кто то че то вложил...а он получил дешево и профессионально!

  • Анонимно
    29.02.2012 16:03

    Никто из "промышленных генералов" ничего вкладывать не хочет в ВУЗы. Оно и понятно им проще на базе своего предприятия сделать среднеспециальное училище. Да и не должны они ничего вкладывать, они налоги платят. Это должно делать или государство, или человек которому нужно получить образование. А чтобы вложенные деньги в образование окупилось, надо создать экономически взаимосвязанную систему, которой по факту сейчас нет.

  • Игла
    29.02.2012 20:40

    Ни в одном регионе нет такого, чтобы вкладывать в ВУЗ. Есть наоборот тенденция, "а что мы получим от вашего ВУЗА, за твою практику у нас?". Вот такие вопросы задают сотрудника производства. Раз нет стыковки - Это проблема государственная.

  • Анонимно
    29.02.2012 21:40

    Да проблема на самом деле достаточно проста: не хотят наши "приличные" ученики школ работать на КАМАЗе, поэтом и не идут на автомех. Абитуриенты с мозгами думают пржде всего о том, где и как они будут со своим образование работать.Учить то на автомехе некого, хотелось бы да НЕКОГО. Бюджетные места еле-еле закрывают, а поступают туда "неприличные" троечники и двоечники, и как их спрашивается учить то? А молодым преподавателям-ассистентам с их зарплатой 6 тысяч либо наукой заниматься либо себя кормить и "пахать" по-страшному. Сейчас в школе то дебилов растят: есть деньги занимаешься с репетиторами, нет - растешь дебилом и будешь рабочим - государственная стратегия такая видимо.Вот и думайте кто и в какой степени виноват.

  • Анонимно
    6.03.2012 21:25

    Наверное автор предыдущего коммента работает в налоговой и знает все зарплаты. Начнем с того, что судя по мнению автора у Валеева, Клочкова и других КАМАЗовских руководителей дети или дебилы или от безысходности учились в ИНЭКА и, кстати, там же защищали кандидатские.Просто автор, да и Когогин не понимают, что если ИНЭКА сделать филиалом, это на качестве не отразится, разве что в худшую сторону. Короче, люди, прежде чем что-то писать - включите МОЗГ (если он есть)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль