Общество 
20.11.2012

Письмо казанцев стало козырем в споре акционеров «Из рук в руки»

ПИСЬМО ШЕСТЕРЫХ

В газете «Из рук в руки. Псков», издаваемой ООО «Пронто-Петербург», бывшим партнером владельца бренда «Из рук в руки» (ИРР) - ООО «Пронто-Москва», был опубликован материал, в котором руководство компании подробно рассказало своим читателям и рекламодателям о конфликте с москвичами. Причем, по словам питерцев, конфликт уходит своими корнями к марту 2011 года, когда региональные партнеры и миноритарные акционеры местных редакций ИРР, включая казанскую («Пронто-Петербург», «Пронто-Казань», «Пронто-НН», «Пронто-Самара», «Пронто-Краснодар» и «Пронто-Киев») обратились с коллективным письмом к бенефициару издания – турецкому медиахолдингу Dogan Yayin.

И вот на днях в самый разгар своего конфликта с бывшими партнерами ООО «Пронто-Петербург» обнародовало содержание этого письма. Как выяснилось, недовольство регионалов вызывало то, что турецкие бенефициары вместо того, чтобы поддерживать печатные версии «Из рук в руки», «которые приносят реальный доход», направляет основные силы на развитие своих интернет-ресурсов. Разумеется, централизовано, в обход регионалов. Тогда партнеры настаивали на создании рабочей группы, чтобы разрешить конфликт. По мнению Александра Евсеева - владельца ООО «Пронто-Петербург», «Пронто-Москва» так и не отреагировала на обращение должным образом. По его словам, после этого письма из «Пронто-Самара» был уволен генеральный директор, а с «Пронто-Петербург» начался суд за незаконное использование торгового знака «Из рук в руки». Разбирательство длится и по сей день.

«МЫ ДО ПОСЛЕДНЕГО НЕ ВЫНОСИЛИ КОНФЛИКТ НА ШИРОКУЮ ПУБЛИКУ»

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Евсеев заявил следующее.

- Мы до последнего момента не выносили конфликт на широкую публику и не публиковали письмо нигде, кроме нашей газеты, причем, только псковской. И пока конфликт был исключительно внутрикорпоративным, мы пытались ограничиваться письмами, обращались к новым владельцам «Пронто-Москва» и предлагали провести встречу акционеров.

Суть конфликта на сегодняшний день уже не только в товарном знаке. Начиналось с того, что были разные подходы к развитию бизнеса. Новые иностранные владельцы, а именно турецкий медиа-холдинг, пытались использовать общий ресурс для развития интернет-актива, принадлежащего только им. И все это как раз отразилось в письме от марта 2011 года. Владельцы начали индивидуально решать вопросы с каждым партнером.

Сначала они там, где у них доминирующее влияние (в Самаре, например), фактически расстались с миноритарным акционером и генеральным директором. Но поскольку у нас компания управлялась иначе, они предпочли сначала под благовидным предлогом создать параллельную компанию в Петербурге «Пронто-Нева», скрыв это от нас, а потом они решили выйти из нашей компании. Сразу спор начал разбираться в суде. Однако даже после расторжения лицензионного договора мы имели право издавать издание, это согласно условиям договора. Общественную значимость конфликт приобретает потому, что турецкие владельцы пытаются на российский медиарынок вносит недопустимые и незаконные методы захвата бизнеса. Поэтому мы так принципиально отстаиваем свою точку зрения.

Наша компания на издательском рынке работает с 1992 года. С 1991, точнее, самостоятельно, а с 1992 года как партнеры «Пронто-Москва». Все эти 20 лет мы успешно существовали на рынке, в том числе благодаря сбалансированно представленным интересам российский и зарубежных акционеров. Зарубежным акционерам принадлежала торговая марка, а российским акционером – право владения свидетельством о СМИ. Сам я с 1992 года был директором, акционером я стал, когда предыдущие зарубежные партнеры, итальянские издатели, решили предложить мне в качестве мотивации управленческие пять процентов. Потом предложили еще пять процентов. Потом у нас был 51 процент. У всех компаний разные системы управления. И почти везде «Пронто-Москва» доминирует. А в Уфе, например, «Пронто» издается по франчайзингу.

Что касается online, то тут получилось так, что это направление не было урегулировано уставными документами, так как тогда просто не было интернета. Но мы стали обращаться к обществу и позволили себе публикации в нашей псковской газете только потому, что действия турецких акционеров к нормальному добропорядочному издательскому бизнесу не имеют никакого отношения. Письмо стало просто нашей реакцией на то, что в свое время «Пронто Медиа» обвиняло нас в выпуске контрафактной продукции. И тогда появилась данная публикация.

АКЦИОНЕРЫ «ПРОНТО-КАЗАНЬ» – НАШИ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ

По словам противоположной стороны – Василия Потапова (заместитель генерального директора по развитию бизнеса «Пронто Медиа Холдинг»), суть конфликта заключается в праве на использование товарного знака популярной газеты «Из рук в руки».

С июля 2011 года компания «Пронто-Петербург» больше не входит в «Пронто Медиа Холдинг».

- С момента своего создания торговая марка «Из рук в руки» является собственностью «Пронто Медиа Холдинга», и ни разу не меняла своего собственника. После выхода компании «Пронто-Петербург» из состава холдинга мы не передавали права собственности на свой бренд бывшему участнику нашего совместного предприятия.

Письмо (датированное мартом 2011 года), на которое ссылается Александр Евсеев, полностью утратило свою актуальность. Думаю, что большинство подписантов уже забыли, что они когда-то ставили свою подпись под этим обращением. Наши партнеры сосредоточены на развитии собственного бизнеса, а не на воспоминаниях о прошлых рабочих ситуациях, - рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Потапов. - Подводя итоги, хочу отметить, что все наши партнеры остались с нами, и выделяют сотрудничество с «Пронто Медиа Холдингом» как приоритетное. На сегодняшний день мы в 2,5 раза увеличили обороты от наших online-ресурсов (IRR.RU и JOB.RU) и полностью стабилизировали доход от оффлайновых активов. К 2015 году мы планируем увеличить долю доходов от оn-line-активов до 50 процентов, что увеличит стабильность компании на рынке и позволит увеличить прибыль. Акционеры «Пронто-Казань» – наши официальные партнеры, и на равных с управляющей компанией участвуют в определении стратегии развития».

«ДЕНЕГ ОСТАЛОСЬ ПОСЛЕДНИЙ МЕШОК!»

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась к руководству казанской редакции «Из рук в руки». Ситуацию прокомментировал Михаил Степанов - один из миноритариев «Пронто-Казань». Он признал, что письмо действительно было. «Цель письма была в инициировании конструктивного диалога региональных партнеров и руководства «Пронто Медиа Холдинга». Сегодня у нас сложилось всестороннее и эффективное сотрудничество, позволяющее бизнесу активно развиваться», - говорится в ответе, присланном в редакцию «БИЗНЕС Online». Степанов согласен, что сегодня интернет вносит свои коррективы.

- Есть проблемы, общие для большинства печатных СМИ России, усугубленные, к тому же, кризисом 2008 года. Да, труднее удерживать объемы тиражей газет. Да, online все чаще заменяет читателям бумагу. Да, приходится аккуратно нащупывать собственный путь между успешным прошлым и неопределенным будущим печатного классифайда. С финансированием изданий вопрос для нас звучит достаточно забавно. Могу ответить на такой вопрос популярным анекдотом: - «Все! Жизнь дала трещину! Денег осталось последний мешок!» И это не мешает нам сегодня издавать только в Казани еженедельно 7 выпусков газет (трех наименований) и пять еженедельных журналов. И еще это не мешает нам строить планы увеличения печатного сегмента нашего бизнеса еще на несколько изданий в следующем году. При этом (по независимым экспертным оценкам) наше предприятие входит в первую тройку казанских продавцов оn-line-классифайд-рекламы. При этом «Пронто Медиа Холдинг» продолжает стратегию эффективного (и где-то агрессивного) развития наших интернет-ресурсов, что позволяет нам прогнозировать успешное будущее для всех, кто пишет, собирает, публикует и читает объявления».

ПРОШЛИ ПО КРАЮ

Отметим, что бенефициар «Пронто Москва» - Dogan Yayin, медийное подразделение турецкого конгломерата Dogan - принадлежит предпринимателю и миллиардеру Айдину Догану. Его один из самых дорогих активов – это популярная турецкая общественно-политическая газета Hurriyet. Это газетное подразделение холдинга контролирует 67,3% голландской Trader Media East (TME), а ей, в свою очередь, принадлежит 100% ИД «Пронто-Москва».

В кризис империя Догана прошла по краю пропасти. В 2009 году холдингу Dogan в Турции были предъявлены налоговые претензии на сумму более $3 млрд., $500 млн. из которых удалось оспорить в суде в феврале 2010-го. В октябре того же года Доган примерно за $1,3 млрд. продал австрийской OMV контроль в топливной компании Petrol Ofisi.

В конце 2010 года Financial Times сообщала, что турки искали покупателей на свои медиа-активы в России. Тогда гендиректор ИД «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин в беседе с корреспондентом «Коммерсантъ» оценил бизнес «Пронто-Москва» в $180 - 190 миллионов. В число претендентов на покупку ИРР указывались американские медиакорпорации Discovery и Time Warner, немецкая RTL Group, а также инвестгруппы Apax Partners (Великобритания), KKR и TPG Capital (обе США). Но сделка в итоге не состоялась.

Отметим, что после скандала с региональными миноритариями (с большей частью которых туркам, похоже, удалось договориться) в ноябре 2011 года на пресс-конференции гендиректор компании Ахмет Озер, заявил, что по итогам 9 месяцев 2011 года доля интернет-проектов в общем объеме доходов компании «Пронто-Москва», главный актив которой газета «Из рук в руки», возросла с 13 до 19,8%. Тогда же было объявлено, что медиахолдинг «Пронто-Москва» к 2015 году доведет долю доходов от интернет-изданий до 50% от общего объема.

Продолжением стратегии развития оn-line-сервисов стал отказ от части оффлайнового бизнеса – типографий. Об этом стало известно в апреле этого года. Так, были закрыты собственные типографии «Пронто-Москва» в Москве и Самаре (ООО «Роспринт» и ООО «Роспринт-Самара»). После этого холдинг полностью отказался от самостоятельной печати своих изданий. Также по итогам 2011 года TME практически одномоментно прекратила выпуск 25 убыточных изданий в Москве, других городах России, а также Центральной и Восточной Европы. Большинство из них пришлось на Россию, признался «Коммерсанту» гендиректор холдинга Озер.

«ПОКА ЕСТЬ СЕГМЕНТ, КОТОРЫЙ НЕ УМЕЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНТЕРНЕТОМ,
ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ БУДУТ ЖИТЬ»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» опросили участников рынка о ситуации в сегменте изданий, специализирующихся на печати объявлений.

Диана Хузиахметова - коммерческий директор журнала «Казанская недвижимость»:

- На сегодняшний день рынок печатных СМИ хотя и менее популярен, чем например 8 - 10 лет назад, но все еще остается довольно востребованным. Несомненно, эта востребованность с каждым годом становится меньше среди печатных версий СМИ. Доля медиапотребления среди газет и журналов сокращается, среди интернет-ресурсов соответственно увеличивается. Но пока среди медиапотребителей есть сегмент, который не умеет пользоваться интернетом, печатные издания будут жить, хотя процветать с каждым годом им станет сложнее и сложнее.

Основным игроком и одним из лидеров на рынке газет объявлений остаются «Из рук в руки» и пока позиции этого издания непоколебимы. На мой взгляд, это связано как с политикой увеличения популярности издания среди населения, так и достаточно уверенная, но спорная политика основного собственника по продвижению интернет-проекта.

Интернет-версию газеты развивать, несомненно, нужно, так как свободный доступ к информации через мобильные устройства повлияли на модель поведения потребителей. Но забывать о региональных представительствах, которые востребованы и приносят реальный доход - это то же самое, что отбирать игрушку у одного ребенка и давать ее другому. Журнал «Казанская недвижимость» параллельно работает в двух направлениях – развитие своего сайта и печатного издания.

Среди печатных версий СМИ, на мой взгляд, планируется уменьшение количества продаж и, как следствие, изменение каналов распространения и переход на интернет-версии журналов. Но полного отказа от печатных версий, даже в далеком будущем не будет. Просто интернет станет частью СМИ.

Зуфар Хакимзянов – директор ОАО «Горпечать»:

- На сегодняшний день, несмотря на общее сокращение продаваемых тиражей, и, в частности, тиражей по группе «объявления», «Из рук в руки» продолжает оставаться самым тиражным изданием. За последние два года количество продаваемых экземпляров по группе объявлений сократилось в два раза, и не секрет, что некоторые игроки ушли с рынка совсем. Помимо пакета «Пронто-Медиа», который включает себя несколько изданий, в этом сегменте популярностью пользуются только издания с объявлениями о работе.

Наиболее слабой является позиция изданий с объявлениями, которые выпускаются в журнальном формате, и, соответственно, стоят дороже. Тенденции таковы, что спрос постепенно перетекает в online-формат, и все большее число людей предпочитает искать работу или продавать авто, пользуясь оnline-ресурсами. Однако, несмотря на это, «Из рук в руки» относится к числу изданий, которые входят в наш «топ», и, следовательно, всегда пользуется спросом. По моему мнению, действия новых турецких владельцев компании относительно перехода в оn-line-формат не совсем оправданны в долгосрочной перспективе. Они сокращают штат сотрудников, продают типографии, чтобы сократить оперативные расходы, но в долгосрочном плане, даже несмотря на популяризацию интернет-ресурсов, необходимо продолжать развивать и печатную версию и не забывать о той части людей, которая покупала и будет покупать газету.

То, что происходит сейчас – откровенная конфронтация головного офиса и региональных подразделений, дробление издания на несколько, выпускаемых разными людьми – отнюдь не ведет к укреплению бренда «Из рук в руки», а наоборот, ставит его под удар.

«МЫ НАБЛЮДАЕМ ПЕРЕХОД ОДНОЙ ФОРМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ИНФОРМАЦИИ В ДРУГУЮ
»

Рамиль Галеев – руководитель холдинга СМИ «Единство»:

- Инвестиции в интернет-пространство – долгие деньги. Быстрого эффекта не будет. В перспективе ясно, что интернет будет только развиваться и развиваться, но и печатные СМИ сохранятся. Не надо забывать, что рекламный рынок развивается с каждым годом. И речь не идет о том, что мы просто наблюдаем переход одной формы распространения информации в другую. Развиваются рыночные отношения на рекламном рынке, растут объемы бюджета. В некоторых сегментах есть большой потенциал и у печатной продукции. А то, что некоторые печатные проекты сворачиваются, просто говорит о том, что рынок меняется. Уменьшается потребность в платных изданиях, но потенциал у бесплатных огромен. Это касается и глянца, и периодических изданий.

Что касается группы «Пронто», то в разных городах ситуации разные. С разной активностью они занимали рынки в разных городах. Конечно, в некоторых городах газета занимает очень прочные позиции и зарабатывает хорошие деньги. И это один из самых устойчивых проектов. Есть города, где холдинг работает не так успешно, поэтому перспектива развития электронных СМИ просто необходима. Это удобный проект на будущее, им же нужно будет остаться на рынке. В печатной версии роста ждать не нужно, концепция известная, все свои возможности она реализует в данный момент. Есть определенный сегмент читателей, который видит в ней необходимость и поэтому покупает. Есть и рекламодатели, которые очень стабильно размещаются в этих газетах.

То, что они инициируют в развитие интернет-рынка, то мое мнение таково, что к городам нужно подходить выборочно. В каких-то нужно развивать активно, в каких-то нет. Да, рекламные бюджеты интернета увеличиваются, но пока с печатной продукцией это деньги не соизмеримые. Деньги у интернета пока, честно сказать, маленькие, так что это только работа на перспективу.

«Из рук в руки» в Казани сегодня – это строго сегментированная аудитория, клиенты и рекламодатели, которые друг друга нашли, и привычка, работающая очень долго. На рынке это сегодня безусловный лидер, к ним пока даже близко никто не подошел. Особенно привлекательны их возможности междугородней рекламы, ведь очень удобно находясь в Казани давать, допустим, рекламу в Тольятти. Для Казани по крайней мере сокращать газету будет нелогично и неправильно. Да, у нас активно развивается и Avito и Slando, но просто пока у нас не такой большой сегмент людей, который пользуется интернетом. Есть еще одна серьезная вещь – сила привычки.

Справка

ООО «Пронто - Казань» - издатель газеты «Из рук в руки - Казань». Руководитель - Михаил Степанов. Уставной капитал - 54 тыс. рублей. Выручка по итогам 2011 года - 271,6 млн. рублей, чистая прибыль - 63 млн. рублей. Собственники - 72,2% - ООО «Пронто-Москва», 27,8% - три физлица - Александр Касаткин, Александр Черных, Степанов.

ООО «Пронто – Москва» - издатель «Из рук в руки» в России. Собственник – 100% "Мирабридж Интернешенел Б.В." (Mirabridge International B.V., Нидерланды)

«Из рук в руки» - газета, выпускаемая с 1992 года медиахолдингом «Пронто-Москва», - безусловный лидер на рынке рекламно-информационных услуг в России и странах СНГ. Общий тираж обновленной газеты «Из рук в руки», сертифицированный аудиторским бюро ABC, составил 215 тыс. экземпляров в неделю.

IRR.RU («Из рук в руки») – лидирующий по всем показателям классифайд в Рунете: более 2 млн. актуальных объявлений о покупке и продаже недвижимости, автомобилей и других товаров; среднемесячная посещаемость ресурса – более 10 млн. уникальных посетителей и более 180 млн. просмотров страниц в месяц.

JOB.RU – один из ведущих российских интернет-ресурсов по поиску работы и подбору персонала. Он известен в сети с 1996 года. Ежедневно к услугам JOB.RU прибегают более 400 тыс. соискателей и более 5,5 млн. ежемесячно. Свои резюме на сайте уже разместили 2,5 млн. человек, 7 тыс. новых соискателей присоединяются к ним ежедневно. JOB.RU работает по всей России и объединяет в единую сеть сайты в странах СНГ.

Dogan Yayin - крупнейший медиахолдинг в Турции, его выручка за 2009 год составила $1,575 млрд. Включает в себя издательские и дистрибуторские активы, телеканалы и сеть магазинов. Активы сосредоточены в Турции, Германии (типографский бизнес), России (ИД «Пронто-Москва»), Румынии (телеканал Kanal D) и других странах.

Газетное подразделение холдинга - компания Hurriyet (издает одноименную влиятельную турецкую газету) - контролирует 67,3% голландской Trader Media East (TME), которой, в свою очередь, принадлежит 100% ИД «Пронто-Москва», оперирующего в России, СНГ и странах Балтии. Издательство выпускает крупнейшую российскую газету объявлений «Из рук в руки» (с 1992 года), аудитория которой, по данным TNS Russia за май - октябрь 2010 года, составляла 3,8 млн. человек. Также «Пронто» владеет изданиями о недвижимости, транспорте, работе, интернет-сайтами irr.ru, job.ru и др. Согласно отчетности TME за 2009 год, выручка «Пронто-Москва» составила $129,2 млн., EBITDA - $22,9 миллиона. Это около 84,4% в общей выручке TME, имеющего издательский бизнес также в Венгрии, Хорватии и Словении. Капитализация TME на Лондонской фондовой бирже составляла $220 миллионов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (0) Обновить комментарииОбновить комментарии
    Оставить комментарий
    Анонимно
    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
    [ x ]

    Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

    Это даст возможность:

    Регистрация

    Помогите мне вспомнить пароль