Арбитраж 
22.11.2012

Как КАМАЗ ввел в аэропорту Бегишево ручное управление

РАЗОШЛИСЬ НА ПОЛПУТИ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», КАМАЗ, являющийся владельцем аэропорта Бегишево, расторг договор с его управляющей компанией - московским ЗАО «АТИС». Об этом рассказала на состоявшемся недавно судебном заседании в Арбитражном суде РТ представитель Бегишево Залия Марданова.

«Нашим собственником 2 июля было принято решение отказаться от услуг управляющей организации», - сообщила она. Марданова напомнила, что КАМАЗ передал полномочия единоличного исполнительного органа ОАО «Международный аэропорт Бегишево» АТИС 1 марта 2010 года. Срок действия договора должен был составить пять лет.

НЕПРОФИЛЬНЫЙ АКТИВ – В РУКИ УК

Напомним, как второй по величине аэропорт республики оказался под контролем КАМАЗа.

Известно, что его гендиректор Сергей Когогин еще в конце 2005 года обращался к бывшему тогда премьер-министром Рустаму Минниханову с просьбой передать Бегишево в доверительное управление автогиганту. Но, как считается, этому помешал влиятельный на тот момент лоббист Маннаф Сагдиев, выступавший против выделения аэропорта из состава авиакомпании «Татарстан» - ею тогда управлял принадлежащий Сагдиеву «Нур-1». Достичь желаемого Когогину удалось лишь в июне 2008 года – КАМАЗ стал основным акционером Бегишево, получив пакет в 99,9%.

«Мы пришли к выводу, что тех знаний и опыта, которыми мы обладаем, для управления аэропортом не хватает. Поэтому было принято решение привлечь профессиональную компанию, которая имеет опыт работы управления такими аэропортами, как Домодедово и Шереметьево», - озвучил тогда СМИ позицию КАМАЗа директор его департамента по связям с общественностью Олег Афанасьев.

«Схема передачи УК полномочий единоличного исполнительного органа ОАО «Аэропорт Бегишево» была принята с целью получения максимальной прибыли», - уточнил он на минувшей неделе корреспонденту «БИЗНЕС Online».

На КАМАЗе говорят, что из трех претендентов выбор был сделан в пользу АТИС, так как компания представила наиболее оптимальный вариант стратегии развития аэропорта Бегишево на 2010 - 2015 годы.

Как сообщали СМИ, уже спустя месяц после передачи полномочий УК был одобрен в первом чтении бизнес-план развития аэропорта. На совете директоров его представил гендиректор ЗАО «АТИС» Алексей Кулясов, который одновременно стал и гендиректором Бегишево.

Главная цель, которую должна была достичь УК, - увеличить пассажиропоток. Озвучивалась цифра в 450 тыс. пассажиров в год, а в перспективе и 800 тысяч. Кулясов признавал, что планы амбициозные, их осуществлению мешает неразвитая маршрутная сеть. Ее аэропорт и будет расширять, привлекая новые авиакомпании и предоставляя им льготы на открытие новых направлений как по России, так и за рубежом…

Все было хорошо, но, как говорится, недолго песня пелась и сказка сказывалась…

ВЕРНИТЕ АВАНС

Причиной для обращения аэропорта Бегишево в суд стал оставшийся за АТИС небольшой долг. А именно – аэропорт пытается взыскать с бывшей УК выплаченный ей аванс - 1,6 млн. рублей (и 21,8 тыс. рублей процентов за пользование ими).

По условиям договора, если аэропорт получал чистую прибыль, управляющей компании полагалось вознаграждение, пояснила Марданова. В соответствии с этим АТИС 16 апреля начислили аванс за второй квартал 2012 года. Но по итогам первого полугодия аэропорт получил убыток - 514 тыс. рублей: «Мы потребовали возвратить аванс, но наше обращение было проигнорировано».

«При отрицательном результате работы - убытке - мы должны были оплачивать услуги УК в размере 100 МРОТ, т. е. 1,5 миллиона рублей», - внесла ясность Марданова. Но эти деньги АТИС не выплачены, поскольку «ее руководитель отказывается подписывать управленческий отчет».

Она рассказала, что все письма, которые дирекция аэропорта отправляла в адрес Кулясова, возвратились без ответа, в том числе соглашение о расторжении договора и управленческий отчет. Все попытки связаться с ним по домашнему адресу тоже ни к какому результату не привели. Хотя, как отметила представитель Бегишево, Кулясов вообще-то в курсе дела – расторжение договора де-юре состоялось в его присутствии, т. к. он участвовал в заседании совета директоров, который рассматривал этот вопрос. «Чтобы соблюсти свои имущественные интересы, мы подали иск», - сказала Марданова.

Для Бегишево ситуация осложняется тем, что, как стало известно, ЗАО «АТИС» находится в стадии ликвидации. В связи с этим аэропорт попытался наложить на должника обеспечительные меры, но суд ему в этом отказал.

Впрочем, «пропавший» Кулясов лично появился на судебном заседании, хотя и с большим опозданием – задержали авиарейс. И заявил встречный иск к Бегишево – на 8,79 млн. рублей.

Однако судья Милена Исхакова обнаружила препятствие для рассмотрения дела – не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Оказалось, что прежде аэропорт должен был обратиться в ликвидационную комиссию АТИС. И только если она в срок не ответит или не включит требования в реестр кредиторов, идти в арбитраж.

В итоге заявление Бегишево было оставлено без рассмотрения. По этой же причине не был принят и встречный иск Кулясова. «Вы вправе подать самостоятельное заявление», - сказала ему судья.

ВНЯТНОЙ МОТИВАЦИИ НЕ УСЛЫШАЛ

Теперь уже бывший гендиректор ЗАО «АТИС» рассказал газете «БИЗНЕС Online» о своих взаимоотношениях с ОАО «КАМАЗ».

По словам Кулясова, когда совет директоров принимал решение о расторжении договора с АТИС, внятной мотивации он не услышал. Но предполагает, что дело – в размере вознаграждения, которое аэропорт выплачивал УК.

«Было недовольство тем, что АТИС выплачивается слишком большое вознаграждение. По крайней мере, так сказала мне новый руководитель департамента собственности КАМАЗа Жанна Халиуллина», - рассказывает он. Кулясов уточнил, что АТИС полагалось 2% от продаж топлива и 5% от других доходов: «От общего дохода – чуть более 3 процентов». «Много это или мало – мне казалось, это вопрос обсуждения. Предполагаю, что это не была единственная первопричина того, что договор был расторгнут на 2,5 года раньше срока», - отмечает он.

Экс-руководитель АТИС отмечает, что за эти 2,5 года у вверенного ему аэропорта «почти вдвое вырос пассажиропоток» (к концу пятилетнего управления должен был составить 450 тыс.авт.).

«Когда мы пришли, Бегишево обслуживало около 174 - 176 тысяч пассажиров в год. В прошлом году было уже 298 тысяч. В этом году, до моего ухода, был рост примерно на 8 процентов. Итоговая цифра, скорее всего, будет в районе 320 тысяч», - говорит он.

Кроме того, запущена система качества – аэропорт сертифицировался по ICO (соответствие системы менеджмента требованиям международного стандартаред.), «а это прозрачность в управляемости обществом, повышение стоимости его активов на рынке».

«В целом к своим заслугам я отношу то, что бизнес из убыточного стал доходным. Когда заключался договор с АТИС, прибыльность Бегишево была на нуле. Но уже в первый год работы УК выплатили вознаграждение, так как аэропорт получил доход - больше 20 миллионов рублей», - заключил Кулясов.

ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МЕНЯ ЗАКРЫТА

Тот факт, что стороны до конца документально не оформили завершение сотрудничества, Кулясов также подтвердил.

По его словам, по итогам второго (последнего для АТИСавт.) квартала УК должна сделать управленческий отчет и представить акт выполненных работ.

Но для этого необходима документация с детализацией по объемам перевозок, затратам, доходам и т.д. «Такой возможности мне не дали. Бухгалтерия для меня закрыта. Вся финансовая информация – тоже», - утверждает он. - Соответственно, управляющая организация не смогла составить ни отчет, ни акт».

«В свою очередь, Бегишево сделало собственный управленческий отчет и акт, которые я не могу проверить», - поведал бывший руководитель АТИС.

Кулясов говорит, что согласен со всеми цифрами, кроме статьи «Прочие расходы» (входят проценты по кредитам, плата за доверительное управление ВВП и т.д.), где за первое полугодие заложено порядка 31 млн. рублей. «Суть в том, что за весь 2011 год это было 24 миллиона рублей, а за 6 месяцев этого года произошел странный рост в три с лишним раза. Поэтому нет прибыли и якобы не положено вознаграждение», - объясняет он.

«В связи с этим у УК появился вопрос: «Что заложено в прочих расходах? Дайте расшифровку». Если все это так, мы примем и сделаем возврат аванса. Но на эту просьбу гендиректор аэропорта Сергей Романцов ответил отказом», - рассказывает он о противостоянии с бывшими работодателями.

8 МИЛЛИОНОВ С КОПЕЙКАМИ

Кулясов также пояснил, откуда взялась озвученная им в арбитраже сумма претензий более чем в 8 млн. рублей.

По его словам, не получив от аэропорта требуемую информацию, ЗАО "АТИС" было вынуждено сделать отчет на основании статистических данных и экспертных оценок. «Мы приняли суммы доходов, указанных Бегишево. Но прочие расходы - на наш взгляд, они не могут быть такими - взяли по статистике прошлых периодов. В итоге прибыль аэропорта составила порядка 11 миллионов рублей. Вознаграждение выходит около 4 миллионов. Плюс в контракте есть пункт о том, что при расторжении договора работодатель выплачивает УК вознаграждение еще за один квартал. Итого - 8 миллионов с копейками».

«Если владелец аэропорта не желает, чтобы мы на него работали, вопросов нет. Просто хочется, чтобы все было цивилизованно», - отмечает Кулясов.

Он видит завершение спора «отсутствием претензий со стороны Бегишево». Принципиальным разговором о том, что и как происходит. Открытием всей коммерческой информации, составлением адекватного управленческого отчета».

ИДТИ С АТИС ДАЛЬШЕ НЕ ИМЕЛО СМЫСЛА

Бывший руководитель АТИС признал, что ее ликвидация отчасти связана с разрывом контракта с Бегишево. «Дело достаточно шумное, о нем знают многие – о том, что это происходит непонятно как. Все это крайне негативно влияет на репутацию фирмы. Идти с ней дальше в бизнес никакого смысла нет. Поэтому мы всей командой перешли в другую консалтинговую компанию», - говорит он.

Объяснил он и молчание, так встревожившее недавнего партнера.

«Почему они пишут мне? Отлично знают, что фирма находится в стадии банкротства, ей управляет ликвидационная комиссия. К ее председателю и следует обращаться».

«НАС НЕ УСТРОИЛА «ДУТАЯ» ПРИБЫЛЬ»

В свою очередь, ОАО «КАМАЗ» представило газете «БИЗНЕС Online» свой взгляд на ситуацию.

«Нас не устроила «дутая» прибыль ОАО «Аэропорт Бегишево», на основании которой АТИС необходимо было выплачивать вознаграждение», - заявили на автогиганте.

«Для получения положительного результата работы по итогам второго квартала 2011 года и первого квартала этого года аэропортом были проведены внеплановые инвентаризации, в ходе которых были обнаружены излишки основных средств. Они были оприходованы и признаны прочим доходом общества. В результате Бегишево получило чистую прибыль», - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Афанасьев.

По его словам, оснований признать эту операцию неправомерной для выплаты вознаграждения АТИС у КАМАЗа не было, «тем не менее экспертное мнение специалистов автогиганта свелось к тому, что получение данной прибыли не является прямой заслугой УК». В связи с этим за второй квартал 2011 года был оформлен протокол разногласий, и АТИС было выплачено вознаграждение в размере 50% от переменной части, рассказывает Афанасьев.

Так как по итогам первого полугодия этого года аэропорт получил убыток, на автогиганте пришли к выводу, что АТИС не выполняет свои обязательства. «Управляющая компания нашла лазейку в договоре и, работая недостаточно эффективно, имела законную возможность получать вознаграждение. По сути, аэропорт платил вознаграждение УК не за развитие пассажирских перевозок, а за знание азов бухгалтерской казуистики. Такое управление не устроило КАМАЗ, и было принято решение о расторжении договора», - констатируют на автогиганте.

Владельцы Бегишево говорят, что ликвидация АТИС подтверждает правильность и своевременность их решения о расторжении договора управления с неблагонадежной компанией. Хотя и признают, что в связи с этим у предприятия существует риск невзыскания задолженности.

НАВЯЗАЛА «КАБАЛЬНЫЕ» УСЛОВИЯ

«Заявлять о том, что КАМАЗ посчитал, будто УК получает слишком большое вознаграждение, некорректно, однако наши специалисты пришли к выводу - при заключении договора об оказании услуг со стороны АТИС были навязаны «кабальные» условия выплаты вознаграждения», - комментируют на автогиганте высказывания оппонента.

«Во-первых, процент прироста пассажиропотока был установлен к кризисному 2009 году, что облегчало АТИС достижение его целевого уровня. Кроме того, при получении аэропортом чистой прибыли УК согласно договору получает постоянную часть вознаграждения (аванс) в размере 1,6 млн. рублей, а переменная его часть рассчитывается от выручки по аэропортовой деятельности и реализации ГСМ - эти показатели оказались практически непроверяемыми», - привели там контрдоводы.

Как сообщили в ОАО «КАМАЗ», максимальный размер вознаграждения АТИС за квартал достигал 4,92 млн. рублей. В прошлом году среднее вознаграждение за тот же период составило 1,75 млн. рублей.

АТИС МОЖЕТ РАССЧИТЫВАТЬ НА 3 МЛН. РУБЛЕЙ

С расчетом Кулясова, насчитавшего свыше 8 млн. рублей, собственник Бегишево, естественно, не согласен. «Во втором квартале аэропорт получил убыток, в связи с чем УК полагается вознаграждение в 1,5 миллиона рублей. Соответственно, дополнительное вознаграждение составит точно такую же сумму. Т.е. АТИС может рассчитывать на 3 миллиона рублей», - утверждают они.

В то же время Бегишево не оставляет надежды вернуть выплаченный УК аванс. «Хотя из-за несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора наш иск был оставлен без рассмотрения, после прохожденияэтой формальной процедуры ничто не мешает нам снова обратиться в арбитраж», - говорят там.

Шаги в этом направлении предприятие уже предприняло - 1 ноября подало заявление на имя председателя ликвидационной комиссии ЗАО «АТИС» Натальи Левашовой с требованием погасить имеющуюся задолженность.

К слову, как стало известно газете «БИЗНЕС Online», в ближайшие планы КАМАЗа не входит передача аэропорта новой управляющей компании. «Советом директоров ОАО «Аэропорт Бегишево» избран единоличный исполнительный орган общества – его гендиректор Сергей Романцов», - сообщил Афанасьев.

Справка

Аэропорт Бегишево построен в 1971 году. Первый рейс совершен 25 декабря 1971 экипажем самолета АН-24. С 1998 года имеет статус международного.

Обслуживает такие промышленные центры, как Нижнекамск, Набережные Челны, Альметьевск.

Базирующиеся авиакомпании - UTair, "Ак Барс Аэро", "Аэрофлот".

По состоянию на 30 июня 2012 года основным акционером ОАО "Аэропорт Бегишево" являлось ОАО "КАМАЗ", которому принадлежало 99,95% УК. Согласно официальному сайту аэропорта Бегишево, с 8 ноября КАМАЗ стал его единственным владельцем.

По итогам 2011 года аэропорт Бегишево получил выручку от продажи в размере 524,2 млн. рублей. Валовая прибыль составила 62,74 млн. рублей, чистая прибыль – 17,92 млн. рублей.

ЗАО «Авиа Транспортные Информационные Системы» (АТИС) (Москва).

Уставный капитал составляет 10 тыс. рублей. Согласно СПАРК, единственным владельцем по состоянию на 13 августа 2012 года являлась компания "ИНТЕРПРОГМА ЛИМИТЕД" (Никосия, Кипр).

По информации руководства АТИС, она участвовала в строительстве аэропорта Шереметьево-3, бизнес-процессах автоматизации авиакомпании «Трансаэро», работала с «Аэрофлотом».

В 2011 году ЗАО получило выручку от продажи в размере 8,9 млн. рублей.

Последние два года является убыточным: в 2010 году чистый убыток составил 47 тыс. рублей, в 2011 году – 56 тысяч.

С 13 августа 2012 года находится в стадии ликвидации.

Стоит ли КАМАЗу и другим крупным компаниям содержать такие непрофильные активы как аэропорт? (22.11.12 - 22.11.12)
14%Да, это стратегически важный объект, нужен крепкий хозяин
44%За этим ничего нет, кроме личных переживаний топ-менеджмента, которому надо летать в Москву
26%Нет, завод должен заниматься только своим основным бизнесом
16%Пусть аэропортами и вокзалами занимается государство
Ваш голос учтен
Предприятия: Ак Барс Аэро, КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (14) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.11.2012 08:28

    Кроме установки шлагбаума, Кулясов ничего для Аэропорта не сделал. Все авиакомпании, в том числе Аэрофлот пришли в Бегишево благодаря договоронностям Когогина. А Кулясов только летал на своем самолете и бонусы себе выписывал.

    • Анонимно
      22.11.2012 09:13

      Поддерживаю Ваше мнение!

    • Анонимно
      23.11.2012 18:19

      Кулясов потому и пришел, что была прибыль. Прибыль появилась, как только аэропорт вышел в 2008 году из состава авиакомпании Татарстан. И тут же появились те, кто эту прибыль захотел отжать. Вот и все.

  • Анонимно
    22.11.2012 10:07

    Почему Камазу дали в управление такой объект. Когогин с камазом то справиться не может, зачем взял еще и управление непрофильным активом? Юристы камаза не предусмотрели всех тонкостей при заключении контракта с АТИС, проще говоря опростоволосились. А теперь не хотят выплачивать вознаграджение, на которое сами подписались.

    • Анонимно
      22.11.2012 10:41

      3,5 млрд рублей прибыли за 9 месяцев в машиностроении никто не получил в этом году, кроме КАМАЗа. Так кто с чем не справляется?

  • Анонимно
    22.11.2012 11:18

    очередной шлагбаум перед аэропортом. Бесплатное время 15 мин (поправьте, если больше), — а почему не 1 час хотя-бы? Если на этом откровенно зарабатывают, понятно; если не допускать бесхозяйной парковки, то от 2-х часов и более разумно брать плату, иначе мое право встречать и провожать людей ограничено 15 минутами, что невозможно в принципе. мечтатель

    • Анонимно
      23.11.2012 18:21

      Покажите хоть один аэропорт страны или мира, где бесплатная парковка более 15 минут? Есть определенная сложившаяся бизнес-модель управления паркингом, зачем изобретать велосипед?

  • Анонимно
    22.11.2012 11:32

    За последние пять лет в этом аэропорту сменилось пять или шесть директоров. Это говорит о том, что руководство республики просто не знает что делать с этим активом. Вот теперь передали в управление камазу, назначили единоличный орган - Романцова С. А с чего они взяли что теперь дела у аэропорта пойдут лучше?Романцова назначили лишь потому что он лично знаком с руководителями камаза и постоянно мотается с ними на Дакар. Ключевые посты в аэропорте занимают сватья-братья утвержденного директора, которые очень далеки от адекватного и грамотного управления. Как можно управлять самолетом, имея водительские права на камаз? :) Оказалось что можно... Только какие последствия от этого будут дальше будет видно.

    • Анонимно
      22.11.2012 11:47

      Грамотное управление аэропортом - это привлечение авиакомпаний и развитие географии полетов. Приличные авиакомпании не идут в такие аэропорты без гарантий. В Бегишево такие гарантии дает только КАМАЗ и Когогин. Под них пришел Ютэйр, под них пришел Аэрофлот. Скоро придут Туркиши и откроют рейс в Стамбул. Хочет прийти Трансаэро.

  • Социум РТ
    22.11.2012 12:08

    А каким образом КАМАЗ получил контрольный пакет акций Бегишево? по рыночной цене купил? очень интересно.А еще возникает вопрос, в этом году г-н Когонин заявил, что КАМАЗ избавится от всех непрофильных активов. В рамках этой акции - передали (передают) Н. Челнам парк трамваем и сопутствующее имущество. А что аэропорт - это профильный актив? или трамваи не нужны, а аэропорт - нужен?

  • Анонимно
    22.11.2012 13:47

    в международном аэропорту абсолютно ничего не сделано для инвалидов колясочников

    • Анонимно
      23.11.2012 18:17

      Как не сделано? Пандус для заезда в аэровокзал, в т.ч. и на второй этаж международного сектора. Выделенные места на парковке прямо перед входом в аэровокзал. Бесплатная парковка для транспорта инвалидов. Подскажите, чего не хватает?

  • Анонимно
    25.11.2012 11:02

    Учитывая, что перед тем как слили Кулясова, уволили Бутона, который был лоббистом Кулясова, схема прозрачная вырисовывается по отсосу денег из аэророрта. И где документы на тот конкурс по выбору УК, который упоминается? Нету их. Кулясова целенаправленно подтянули под отсос денег. Если брать 4 млн.в квартал то за 2,5 года 18 лимонов вырисовывается. Неплохо за то, что ничего не сделано. Ни одной авиакомпании не привлечено АТИСом. Все кто пришли- старые наработки. Более чем уверен, будет еще и уголовное дело.

  • Анонимно
    1.12.2016 08:25

    Кулясов....сейчас в аэропорту Хибины это в Апатитах, бонусы выбивает. Ничего не делает для аэропорта.....только летает бесплатно домой и на работу.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль