Общество 
6.03.2013

Рустам Минниханов: «Муфтий – это человек, который должен минимум 15 - 16 часов в день работать»

11.jpg
На традиционной встрече с журналистами по случаю Международного дня 8 Марта Рустам Минниханов прокомментировал последние события в ДУМ РТ

Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», глава ДУМ РТ Илдус Файзов подал заявление об отставке по собственному желанию, в связи с состоянием здоровья. Источники нашей газеты сообщили, что Файзов в минувшие выходные вернулся из Турции, где проходил курс лечения после покушения 19 июля 2012 года.

Сегодня в Казани в здании ДУМ РТ должен пройти пленум, который рассмотрит отставку и, как ожидается, вопрос о назначении исполняющего обязанности главы ДУМ РТ. Также пленум должен определить дату съезда мусульман Татарстана, на котором будет выбран новый духовный лидер республики. Одним из наиболее вероятных претендентов на пост главы ДУМ РТ источники нашего издания называют имама мечети «Тынычлык» в поселке Мирный 28-летнего Камиля Самигуллина.

На сегодняшней встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым корреспондент «БИЗНЕС Online» спросила его:

- Как вы относитесь к тому, что глава Духовного управления мусульман Татарстана Илдус Файзов подал заявление об отставке по собственному желанию? Знаете ли Камиля Самигуллина, имама мечети из поселка Мирный, которого источники «БИЗНЕС Online» называют основным претендентом на пост муфтия?

- Я и к Илдусу-хазрату и к Камилю-хазрату отношусь положительно. Знаете, случилась трагедия. Террористический акт, который произошел, конечно же, бесследным не остался. Состояние здоровья у Илдуса-хазрата такое, что требует лечения. А он в таком режиме работает. Главный муфтий республики – это человек, который должен минимум 15 - 16 часов в день работать. У него такой возможности нет.

Конечно, мы с ним встречались, конечно, он надеялся, что у него все эти его болячки быстро пройдут. К сожалению, это требует времени. Ему нужно лечиться, ему нужен более щадящий, режим. Он никуда не уходит, он будет заниматься больше просветительской работой, научной работой. Здесь ничего предосудительного нет, что человек в зависимости от своих возможностей, состояния здоровья, такое решение принимает. И самое главное – это решение, оно добровольное. Никто ему никаких претензий не предъявлял…

Он долго думал, у нас была встреча с ним. Поэтому то решение, которое он принял, надо уважать. И отдать должное – за время своей работы он очень серьезно боролся с радикальным исламом. Те проблемы, которые он получил от сторонников радикального ислама, они есть.

А кто у нас будет новым духовным лидером – это решают сами имамы. У нас есть много продвинутых ребят, в том числе и Камиль-хазрат, о котором очень хорошо отзываются, который на самом деле владеет языками, предметом, всем, что необходимо для священнослужителя, который проповедует ислам. Я думаю, что у него хорошие возможности возглавить ДУМ. Но опять-таки это будет решаться на съезде.

Я с ним общался. Очень разумный, очень продвинутый… Священнослужитель, он должен быть образованным, спокойным, должен внушать уверенность. Вот мне он показался таким человеком.

PS. Газета «БИЗНЕС Online» готовит полную стенограмму встречи президента РТ Рустама Минниханова с журналистками, посвященную Международному женскому дню 8 марта

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    6.03.2013 12:56

    В этот раз Рустам Нургалеевич кажется не ошибся! Поставил на честного,молодого ,порядочног,образованного и главное не на местного родом татарина!

    • Анонимно
      6.03.2013 15:36

      Единственная проблема новоназначаемого муфтия кроме прихожан его мечети никто в Республике не знает где его проповеди по ТВ или радио? где ответы на религиозные догмы в печати? и что это за человек об этом надо говорить. Конечно об этом имаме Президенту подготовили хорошую аналитическую справку но ведь только из мнения нескольких госслужащих нельзя делать выводы.

  • Анонимно
    6.03.2013 13:04

    маша Аллах! Я рад за Камиля хазрата

    • Анонимно
      6.03.2013 17:52

      Я тоже! Правильная акыда и понимание Ислама - это лучшая кандидатура на этот пост. Рустам Нургалиевич не ошибся!

  • 19 апреля 2012 года РИСИ проводил конференцию «Кадимизм в религиозной и общественно-политической жизни татар Российской империи» в Казани. Именно тогда мы и познакомились с Камилем Самигуллиным как с выпускником кадимистского медресе в Турции.Как известно, на долгие годы в исторической науке сложилось предвзятое отношение к кадимизму как к реакционному течению, в то время как за джадидизмом закрепился статус прогрессивной идеологии. В результате в советской историографии, в произведениях искусства (литературе, театре, кино) за кадимистами закреплялся карикатурный образ этаких ретроградов, средневековых мракобесов, реакционеров, порой переходящее в стереотипное представление как о каких-то фанатиках. Подобные идеологические клише навешивали на всех сторонников самодержавия, царской монархии, религиозного традиционализма и политического консерватизма. В тоже время идейные противники кадимистов – джадидисты – позиционировались в качестве прогрессивных деятелей и сторонников модернизации. В результате подобные оценочные суждения приводили к тому, что джадидистское наследие изучалось, в то время как кадимистское – оставалось неизвестным.Все это потому, что в историко-религиоведческих исследованиях советского и постсоветского Татарстана доминирует культ джадидизма. Причем применительно к постсоветскому периоду это происходит в чем-то и по вине бывшего политического советника первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, а ныне занимающего пост директора Института истории Академии наук Республики Татарстан Рафаэля Хакимова, которому для сформированной им концепции евроислама (религиозный модернизм, суть которого сводилось к отказу от мусульманских традиций, включая молитвенных ритуалов и запретов, например, на алкоголь, что резко и единодушно осудило татарское духовенство) искал идейных предшественников, что и было им найдено в джадидизме. Только за последние двадцать лет в Татарстане защищено 26 диссертаций по тем или иным аспектам джадидизма, в то время как по кадимизму – всего одна — такова картина в исторической науке нашего региона. В новейшее время была продолжена еще с советских времен идеологическая маркировка исторического прошлого татар, когда кадимистов — сторонников сильной власти и консерватизма – воспринимают как ретроградов и реакционеров, в результате чего за ними закреплено стереотипное представление как о каких-то отсталых буквоедах и мракобесах. Тогда я и мои коллеги начали реабилитировать кадимизм, освободив его от идеологических оценок и черно-белого видения исторического прошлого, а диктатура джадидоцентризма в исламоведческих исследованиях Татарстана должна остаться в прошлом.Эту мысль, озвученную тогда на этой исторической конференции, поддержал имам казанской мечети «Тынычлык» Камиль Самигуллин, сам выпускник кадимистского медресе Стамбула, в котором он проучился четыре года, который как раз и считает, что традиционный ислам, о котором так много ведутся разговоров в татарской среде, свои истоки имеет, как раз, в кадимизме, а не в джадидизме. «У нас о кадимизме судят по каким-то стереотипам: дескать, какой-нибудь престарелый мулла, который выступает против новых знаний. Такое видение кадимизма только упрощает всю его глубину и охват. Если бы таким примитивным был кадимизм, как его хотят показать „джадидофилы“, то вряд ли бы большинство татар были сторонниками традиционного общества», — приблизительно это сказал тогда этот молодой имам.«Иман, патша hэм Ватан очен» «(в переводе с татарского «За веру, царя и Отечество») – это и есть позиция дореволюционного кадимизма. Наиболее яркой фигурой кадимизма был Ишми-ишан Динмухаметов (1842-1919), суфийский шейх, убитый джадидами, пошедшими на союз с красными палачами в итоге. Собственно вся верхушка первого обкома Татарской АССР состояла из джадидистов. Кадимистская концепция „Ак патша“ ( «Белый царь») выражалась в том, что российское самодержавие воспринималось как основа политического мировоззрения татарского традиционализма, именно поэтому многие из кадимистов были ярыми противниками революций.К примеру, 1905 году в Казани проходили многотысячные манифестации татарского населения с портретами Николая II, которые выступали в поддержку монархии и решительно против политических изменений самодержавия. В 1908 году в Казанской губернии появилось Царско-народное мусульманское общество, входящее в черносотенный Союз русского народа, которое имело 18 отделений по губернии. Монархический Союз русских мусульман был создан и в Петербурге. Всего на территории Российской империи имелось не менее 16 монархических мусульманских организаций, в т.ч. «Мусульманское собрание» в Астрахани. Тот факт, что татары состояли в черносотенных организациях, при этом явление носило массовый характер, разрушает миф о якобы вечной борьбе российских мусульман против царизма.Тогда на той конференции великий татарский богослов Валиулла Якупов, убитый как и Ишми-ишан Динмухаметов «реформаторами от ислама» (ваххабиты, как известно, тоже «реформаторы») видел причины в идеализации джадидизма в том, что в советское время любой татарский деятель, выступавший за уменьшение роли религии в жизни общества, объявлялся прогрессивным, а поскольку именно джадидисты выступали за секуляризацию жизни татар, вплоть до атеизации, то джадидизм как учение было объявлено прогрессивным, а его противник – кадимизм – реакционным. При этом татарский богослов добавил, что в итоге именно джадидисты пошли на союз с большевиками, а весь Татарский обком ВКП (б) первых десятилетий советской власти состоял из выпускников джадидистских медресе.Наша задача сегодня покончить с культом джадидизма в исторической науке Татарстана, навязанным Рафаэлем Хакимовым, и реабилитировать кадимистов.4 апреля 2013 года РИСИ будет в Казани проводить научную конференцию «Монархизм в среде мусульман России как социально-политический и религиозно-мировоззренческий феномен: к 400-летию начала правления династии Романовых», где будет обсуждена проблема религиозной и политической основы кадимизма среди мусульман Российской империи, создания и деятельности кадимистских организаций, истории наиболее известных мусульман-кадимистов.

    • Анонимно
      6.03.2013 13:45

      читаю Вас, уважаемый, и ужасаюсь. мракобесие какое-то! еще страшнее становится, когда начинаю понимать: ведь вы же где-то рядом ходите, живете, возможно, даже по тем же улицам шагаете. не дай бог с вами вместе в метро оказаться!

    • Анонимно
      6.03.2013 14:26

      были или не были мусульмане Казанской губернии в Черной сотне -дело истории, но гордиться ЭТИМ! Аллах! Спаси нас от таких собратьев по вере!

    • Анонимно
      6.03.2013 16:02

      Примитивное понимание джадидизма. Насквозь политизированное. Выдающиеся деятели джадидизма никогда не выступали за секуляризацию общества и подрыв государственных устоев. Практически все джадидское духовенство и большая часть буржуазии стояли на промонархических позициях. В их числе: Г.Баруди, Н.Тюнтяри, К.Салихов, С.Абдуллин,Х.Усманов, А.Сайдашев, братья Хусаиновы и многие другие.У татар не было ни одного яркого теоретика консервативного толка. Может быть последним можно назвать Исмаила Утямышева (Кшкари) умершего в конце 19 в.В начале ХХ века лидеры татарского кадимизма в лице И.Динмухаметова, Г.Мухетдинова, В.Хусаинова и других все чаще оказывались в центре политических скандалов.Ишими ишан, который никогда не был суфийским шейхом, заполонил безответственным доносами практически все жандармские управления губерний Поволжья и Приуралья. В результате подверглись необоснованным преследованиямдесятки имамов по всей России, часто даже не понимавших что такое джадидизм.Джадидизм по своей сути был охранительным движением, пытавшимся путем мягких реформ ограничить влияние на умму капиталистического, секулярного общества

    • Анонимно
      6.03.2013 18:51

      Всевышний Аллах ниспослал для людей истину в виде знания, дабы повести одних прямым путем и ввести в обитель вечной радости, а других наказать, лишив оправданий в Судный День. Сказал Всевышний: «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше.» (67: 2).

    • Анонимно
      7.03.2013 08:43

      Лучше Камиль-хазрату держаться от вас подальше, дабы не потерять уважение среди обычных мусульман.

  • Анонимно
    6.03.2013 13:22

    Это личное мнение Рустама Минниханова. Таким оно и должно остатся.

  • Анонимно
    6.03.2013 13:40

    Президент прав: у нас нет Папы и Патриарха, муфтий - это менеджер? Он долден работать и заниматься материальными делами: зарплаты имамам, организация обучения, гармонизация интересов групп, орагзация хаджа. Ра-бо-тать!Замашки учителя просьба отсавить для своих детей - пожелание всем муфтиям и кандидатам на их место. Казанец, верующий в Единого

  • Анонимно
    6.03.2013 14:03

    Уважаемый комментатор от 6.03.2013 13.45час.вы вообще по-моему нацист,либо на вас весна так действует либо вы просто тролль. От вас и от ваших слов дурно пахнет.

  • Анонимно
    6.03.2013 14:17

    спасибо, Рустам Нургалиевич! отличная фигура

  • Анонимно
    6.03.2013 14:19

    Рустам Нургалеевич, прошу Вас вернуть в республику Гусмана хазрата исхакова, Рамиля. Юнусова, Камаля Занта!

    • Анонимно
      6.03.2013 17:55

      Можно (а может быть и нужно) вернуть. Особенно - Камаля. А на пост муфтия поставить, все-таки, Камиля :)

  • Анонимно
    6.03.2013 14:32

    Президент РТ,конечно величина и Уважаемый человек.И его мнение важно,а всё-таки он высказал своё чиновничьё мнение.А для укрепления монолитности Татарской нации,нужны не только Административные государственные рычаги,но и духовные.Тогда опираясь на две полноценные точки опоры,Татары смогут выходить с честью, из сложныхвызовов современных исторических реалий.Поэтому необходим такой Муфтий которого любили и уважали Мусульмане.И не надо делить Мусульман на секты,это касается статьи комментёра Раиса.Простой человек.

  • Анонимно
    6.03.2013 14:38

    Исламский лидер Татарстана должен быть Аксакал, не моложе 55 лет

    • Анонимно
      6.03.2013 15:06

      Аксакалы они наполовину атеисты, жили в такое время, нужен молодой. Хорошая кандидатура - Рустем хазрят Нургалеев, преподаватель из РИУ

  • Анонимно
    6.03.2013 14:46

    Такое ощущение, что две религиозные организации - РПЦ и ДУМ - стали отделами по идеологической работе при президентах, соответственно, РФ и РТ. На Кавказе у каждого президента-главы - свой ДУМ имеется, их руководители передвигаются в сопровождении экипажей ГИБДД, им положена охрана за госсчет, они (руководители) присутствуют на многих совещаниях в администрациях. В общем, да, Минниханов прав:должны работать по 16 часов.Евген

  • Анонимно
    6.03.2013 14:53

    С навязанным муфтием, тем более которого никто не уважает и не видит в нем лидера в первый раз глава Татарской губернии явно ошибся. Надеюсь второй заход будет более удачным.

    • Анонимно
      6.03.2013 17:53

      Какой, простите, губернии? Что-то я такой "губернии" не знаю. Вы сами из какой губернии приехали-то?

  • Анонимно
    6.03.2013 15:10

    Срочно нужно найти Гусман хазрата и попросить возглавить ,может порядок наконец будет

  • Анонимно
    6.03.2013 17:43

    Молодежь на таких места очень и очень опасна.А то. что аксакалы - наполовинц атеисты - это и к лучшему, пусть так и будет.У нас - светское гражданское общество.

  • Анонимно
    6.03.2013 17:56

    Приглашаете Гусмана хазрата и компашку друзей саудов - вы безумцы? Или саудиты, на худой конец рабы саудитов? Был при нем порядок? Хвала Всывышнему, вы видно из другой реальности.

  • Анонимно
    6.03.2013 18:22

    Кадимизм (от араб. кадим — старый) — консервативное движение в татарском обществе и среди мусульман России кон. XIX — нач. XX вв. Сторонники кадимизма защищали патриархальные устои жизни, вели активную борьбу против религиозного реформаторства, джадидизма, придерживались схоластической системы в области образования и воспитания.Религия становится единственным источником миропонимания, поэтому в нем тоже должны присутствовать современное просвещение, возрождение и реформация.

    • Анонимно
      6.03.2013 19:01

      Первые аяты, ниспосланные Мухаммаду (благословит его Аллах и приветствует), заключали в себе приказы учиться и несли указания на достоинства знаний. Сказал Всевышний: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости — научил человека тому, чего тот не знал.» (96: 1-5).Аллах поставил милость знания вместе с милостью сотворения человека, что указывает на величайшее достоинство знания, с которым может сравниться лишь сама жизнь, ибо знание – это часть жизни, так как полезное знание делает живым сердце человека, а его отсутствие умерщвляет его.Знания зовут нас вперед, а не назад.

      • Анонимно
        6.03.2013 20:25

        По этой причине люди — обладатели знания занимают высочайшую степень среди прочего люда. Они подобны оазисам жизни в мертвой пустыне невежества, в которых каждый странствующий путник этой мирской жизни сможет утолить жажду и обрести душевный покой, испив оттуда.Сказал Всевышний: «Скажи: “Разве равны те, которые знают, и те, которые не знают?!”» (39:9).Также Аллах сказал: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (58:11).

  • Анонимно
    6.03.2013 18:25

    церковь отделена или не отделена от государства?

  • Анонимно
    6.03.2013 19:46

    Как говаривал небезызвестный Остап Бендер: "Служители культа всегда охмуряли трудящихся".

  • Рамиль
    7.03.2013 18:26

    Ждем новый передел рынка опиума для народа..

  • Анонимно
    7.03.2013 21:18

    Президент забывается, если считает Муфтия членом корпорации:«Муфтий – это человек, который должен минимум 15 - 16 часов в день работать», По конституции РФ религия отделена от государства (хотя бы формально). Господин Президент! Если вы работаете так много-это не дает Вам право вмешиваться в жизнь Уммы. Ваши эпитеты "продвинутый" не могут относится к Муфтию Татарстана, оставьте их к директорам стадионов, Уважайте Ислам, оставьте эту лексику для своего окружения.

  • Анонимно
    7.03.2013 21:34

    Уважемый Президент! Муфтий не является сотрудником "корпорации Татарстан", и при всем уважении к вашему статусу, Вы не можете устанавливать продолжительность рабочего дня Муфтия, думаю Вы забылись, по привычке высказались, как на планерке, при этом "мимоходом" оскорбили Умму.Технократизм бдаго, но не в духовном, Вы же Мусульманин (по фото, когда поднимаете две руки).

  • Анонимно
    8.03.2013 00:17

    Вот, они слова главного менеджера РТ: "Я с ним общался. Очень разумный, очень продвинутый". О духовном, о будущем муфтии как обычной кандидатуре на руководящюю должность (админ, продвинутый пользователь)), т.е как об обычной гайке в вертикале власти. Вот он сленг власти: продвинутый, освоить финансирование, адекватный. Делайте выводы уважаемые сограждане, о вас думают еще хуже.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль