Общество 
18.03.2013

Ильдар Халиков: «Пока все смотрят, как мы сможем помочь Фоату Комарову»

IMG_7100.jpg
Максим Соколов (слева): «Не случайно местом проведения совещания был выбран именно Приволжский федеральный округ, поскольку из почти 3 тыс. км транспортного коридора «Европа – Западный Китай» 2/3 проходит как раз по территории округа»

8,5 ТЫС. КИЛОМЕТРОВ – ЗА 10 СУТОК

Сегодня в ГТРК «Корстон» состоялось рабочее совещание «Формирование международного транспортного коридора «Европа - Западный Китай». В совещании приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов, полномочный представитель президента РФ в ПФО Михаил Бабич, премьер-министр РТ Ильдар Халиков, министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, представители Росавтодора и госкомпании «Российские автомобильные дороги» - оператора данного проекта.

Напомним, что разработка проекта транспортного коридора, который получил название «Шелковый путь», началась еще в 2006 году. Международный транзитный коридор запланирован как основной маршрут грузоперевозок в Центрально-Азиатском регионе. По замыслу разработчиков, он должен был обеспечить скоростное движение грузов на расстояние почти 8,5 тыс. км – за 10 суток. На территории РФ участок дороги составит 2,2 - 2,3 тыс. км, по оценке экспертов, ее стоимость - порядка $20 миллиардов (по ценам 2006 года). Однако проект, запланированный в рамках частно-государственного партнерства, фактически забуксовал. У государства нет средств для реализации проекта полностью. С другой стороны, для привлечения инвесторов не прописаны финансовые механизмы государственных гарантий.

Вялые разговоры о необходимости создания юридически оформленных финансовых отношений между инвестором и государством идут давно, однако никаким нормативным документом они так и не были закреплены. Сегодня, похоже, вопрос был поднят остро. Отметим, что совещание по транспортному коридору на таком уровне Соколов проводил в качестве министра впервые. И, похоже, лед тронулся…

КАБМИН РТ: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТОРЫ СМОТРЯТ, КАК МЫ СМОЖЕМ ПОМОЧЬ

Во всяком случае, на встрече с журналистами (совещание проходило в закрытом режиме) Бабич сообщил: «Это совещание очень важно, оно дает сигнал и регионам, и потенциальным инвесторам, то есть тем, кто будет работать в рамках частно-государственного партнерства. Мы увидели и услышали позицию государства и серьезность намерений, соответственно, в ближайшее время мы закрепим это нормативно». На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», когда будет определен юридический статус данной магистрали, ответ министра транспорта был таков: «Мы рассчитываем, что юридически это может быть закреплено в международном документе стран-участников проекта, и это может произойти уже летом этого года. Поскольку все внутригосударственное процедуры со стороны России уже проведены, и документ отправлен нашим международным партнерам для подписания».

25.jpg
Михаил Бабич (слева): «Принципиально важно, что строительство этого транспортного коридора повлечет за собой развитие смежных отраслей. Это и придорожный сервис, и мультимодальные центры, терминалы, объекты инфрастуктуры»

В свою очередь, Халиков отметил: «Очень важно, что проект интересен именно частно-государственным партнерством, и важно, чтобы в нем участвовал не только один инвестор (это альметьевская компания – "СМП-Нефтегаз"прим. ред.), который есть, но и другие пришли на строительство дорог… Пока все остальные смотрят, как мы сможем ему помочь…»

СПОСОБОВ ВОЗВРАТА ИНВЕСТИЦИЙ МНОЖЕСТВО, НО НУЖНЫ ГАРАНТИИ

С некоторыми деталями разговора, который происходил на совещании, с газетой «БИЗНЕС Online» поделился Фоат Комаров – тот самый единственный в Татарстане (да и в России) инвестор, чья компания «СМП-Нефтегаз» строит участок транспортного коридора «Алексеевск - Альметьевск» протяженностью 145 километров.

IMG_7081.jpg
Фоат Комаров (в центре): Интересующихся же много, но они задают первый вопрос: а что я будут с этого иметь?

– Фоат Фагимович, сколько средств вложила ваша компания и сколько еще необходимо вложить, чтобы открыть полноценное движение по вашему участку автодороги?

– Мы ведем подготовительные работы, возводим земляное полотно и подземные коммуникации. Сама дорожная одежда и плюс наземные сооружения – дорогое удовольствие, у нас просто нет таких ресурсов. Наша компания уже инвестировала порядка 9 миллиардов рублей, а на завершение проекта на этом участке необходимо еще 30 миллиардов рублей – это в ценах 2005 года.

– Предположим, что средства вы изыщете, когда дорога может быть построена «под ключ»?

– Если дадут деньги, через три года по этой дороге будут ездить машины. Если денег не дадут, то исходя из тех ресурсов, которыми мы оперируем в данный момент, через 10 лет проезд по этой дороге будет открыт. Но это будет проезд по одной полосе в две стороны.

– О том, что необходимо государственное финансирование проекта, говорится постоянно. Но почему центр не дает средства?

– Почему правительство не дает деньги? Потому что необходимо долевое участие: регион сам должен вложиться, и второе – нужен частный инвестор. Его должны привлекать на условиях частно-государственного партнерства, тогда федеральные деньги пойдут. Очень хорошо сказал наш премьер, что существует проблема частных инвестиций. Честно говоря, эта проблема рентабельности вложенного капитала была впервые озвучена на таком высоком уровне. Ведь все прекрасно понимают, что вопрос рентабельности вложенного капитала очень важен, потому что без этого привлечение частного капитала невозможно.

IMG_7079.jpg
Протяженность трассы "Европа-Западный Китай" по территории Татарстана составит 294 километра

– Вы всерьез возлагаете надежды на возврат инвестиций?

– Ну если на высшем уровне этим занимаются премьер, президент… Они понимают, что это актуальнейший вопрос.

– А какие способы возврата инвестиций существуют?

– Их множество. Инвестировал – вернул прибылью, инвестировал – участвуешь в строительстве, инвестировал – эксплуатируешь. Или дайте гарантии возвратности. То есть недостающую часть прибыли государство доплачивает. Существует много вариантов, их уже апробировали в мире. Но этот вопрос должен быть принят на правительственном уровне. Как сказал на совещании один товарищ, это должно быть прописано в бюджете.

IMG_7126.jpg
Формирование международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай» может быть ускорено, и завершено к 2020 году

– Кроме вас, никто не интересовался этим проектом?

– Интересующихся же много, но они задают первый вопрос: а что я будут с этого иметь? Им нужны гарантии. Так что сейчас перед правительством стоит задача - прописать юридически ответственность государства за частные инвестиции в транспортную инфраструктуру. Ведь окупаемость таких проектов даже не 5 - 10 лет, а десятки!

Предприятия: СМП-Нефтегаз
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (12) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.03.2013 16:27

    мужественный специалист наш Комаров - столько сил и средств вкладывают люди из СМП в важнейшую работу... и все в одиночку. А китайцы в Казахстане дорогу к Оренбургу подводят... Наш доктор Хоменко много расчетов провел в обоснование проекта, благодаря этим двум спецам "коридор" через РТ пройдет, а не через Самару или Уфу...

  • Анонимно
    18.03.2013 16:46

    дорога хорошая: качество, высотные отметки...умеет СМП их строить. У меня на объекте 6 год их асфальт лежит...думаю еще столько же пролежит.Не пойму только почему Комаров в эту наивную идею залез...если только чтоб монополизировать дорогу.

  • ПанАлекс
    18.03.2013 16:58

    Фраза Халикова определяет все: инвесторы не понимают, как Правительство РТ может помочь Ф.Комарову. Какие могут быть инвестиционные ресурсы у региона, признанного не способным обслуживать свои долги? Не будь Универсиады, то такие ресурсы могли бы и найти. Но объекты Универсиады отвлекли огромные инвестиционные ресурсы и не принесут дохода, кроме как на само строительство. Был шанс у Татарстана не только построить "коридор" у себя, но и возглавить процесс по всей России. Тогда бы и логистические интермодальные центры стали бы гораздо востребованнее. Стратег Фоат! Других частных инвесторов в Татарстане больше нет. Получается сами не можем и другим не дадим: китайцы хотели сами построить, (и уже бы работало все)но Россия сказала: сами с усами...

    • Анонимно
      18.03.2013 17:30

      Кажись не там Гипроавиапром спроектировал логистический центр "Свияжск" - дорога мимо пройдет - на Новочебоксарск

    • Анонимно
      18.03.2013 20:32

      Чем позже построят,тем позже здесь китайская провинция образуется.

  • Анонимно
    18.03.2013 17:41

    Скиньтесь, пока Кипр не отжал остальное.

  • Анонимно
    18.03.2013 22:31

    Фоату надо помочь конкретно.

  • Анонимно
    19.03.2013 09:07

    УДачи Комарову в этом нелегком и неблагодарном деле

  • Анонимно
    19.03.2013 09:08

    Наш патриот этот Комаров. молодец. А так положил бы эти 9 млрд в банк под 8-10% годовых, уже бы заработал больше. У нас срок окупаемости до 10 лет. вот за 10 лет он бы ничего не делая удвоил бы эту сумму. А так нервы тратит, с завистниками разбирается, которые ему палки в колеса толкают (это я про зама его по безопасности и его братца из системы МВД). А он молодец - что-то создает - мало таких у нас в стране!

  • Анонимно
    19.03.2013 09:10

    протяжённость МТК по территории РТ на стенде указана 444км, а подпись снизу,что протяжённость трассы по РТ 296км.

  • Анонимно
    19.03.2013 12:04

    Наивный комментатор в 09:08. Вы не знаете экс-главу Альметьевска Фоата Комарова.

    • Анонимно
      26.05.2013 01:33

      А вы что знаете о нем? Лучше бы биографию его прочитали, а потом уже говорили... Человек, чья деятельность заслуживает уважения, достоин большего, чем негативных комментариев. Возьмем хотя бы его минициатскую деятельность, а дорога - вообще отдельный разговор... Молчали бы лучше, если сами неспособны добиться чего-то более, чем оставлять негативные комментарии.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль