Общество 

«Марджани мертв. Это мы его убили!»

Рустам Батыр
2019-05-11 08:05

«Шихаб хазрат» — документальный фильм, в котором переплетена история жизни Шихабутдина Марджани с сегодняшним днем татарской альтернативной культуры, — весной был презентован в театре им. Камала, а недавно показан на КМФМК и вызвал серьезную дискуссию, собрав вокруг себя как поклонников, так и оппонентов картины. Известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр объясняет в материале для «БИЗНЕС Online», чем именно удивил всех режиссер Салават Юзеев.

Около 40 млн рублей было потрачено на установку могильного бюста Марджани, когда из трудов нашего прославленного ученого переведены и осмыслены лишь жалкие крохи Около 40 млн рублей было потрачено на установку могильного бюста Марджани, в то время как из трудов нашего прославленного ученого переведены и осмыслены лишь жалкие крохи Фото: president.tatarstan.ru

ПОПРОБУЙТЕ ВСПОМНИТЬ ХОТЯ БЫ ОДНУ ФРАЗУ ИЗ ТРУДОВ МАРДЖАНИ

В прошлом году на набережной озера Кабан установили памятник великому татарскому мыслителю и богослову Шихабутдину Марджани. Памятник, как известно, неотъемлемый атрибут кладбищенского захоронения. В этом смысле инициатива получилась крайне символичной: около 40 млн рублей было потрачено на установку могильного бюста, в то время как из трудов нашего прославленного ученого переведены и осмыслены лишь жалкие крохи. До сих пор наследие Марджани не переиздано и даже не выложено в полном объеме в интернете, хотя, например, последнее и не требует больших финансовых средств. Перефразируя Фридриха Ницше, можно констатировать: «Марджани умер! Он не воскреснет! Это мы его убили!»  Вот почему, когда известный казанский режиссер Салават Юзеев взялся за создание документального фильма о выдающемся татарском ученом, он сильно рисковал. Но, похоже, риск его не стал напрасным.

Создавать фильм о мыслителе, который живет в нашей коллективной памяти с завязанным ртом, крайне сложно. Нет, Марджани у нас не предан забвению. Ни в коей мере. Его имя по-прежнему звучит с высоких трибун. В его честь названа одна из казанских улиц, институт истории АН РТ и различные образовательные учреждения. В память о нем даже проводят спортивные турниры. Однако все это и многое другое не более чем почитание безмолвной иконы — именно безмолвной, запертой где-то в отдаленном темном чулане.

В самом деле, вспомните любого писателя, поэта, философа, чьи мысли образуют ткань российского и в целом западного культурного кода, — и вы тот час приведете как минимум одну его фразу или хотя бы одну ключевую мысль из его наследия. Но с Марджани совсем иная ситуация. Давайте освежим в памяти школьную программу по литературе и университетский курс по философии. Достоевский: «Красота спасет мир». Пушкин: «Любви все возрасты покорны». Гоголь: «Какой же русский не любит быстрой езды?» Есенин: «Гой ты, Русь моя родная». А что с мыслителями? Платон учил об идеях, которые и есть истинное бытие. Кант — о вещи в себе. Гегель — о мировом Духе. Маркс разработал методологию базиса и надстройки. Хайдеггер вскрыл, что язык есть дом бытия. Ну и так далее.

А теперь попробуйте вспомнить хотя бы одну фразу из трудов Марджани, которая бы также стала не менее стереотипной среди татар и воспроизводилась бы автоматически на уровне шаблона. Всего одну цитату. Ничего не приходит на ум? Вот поэтому Марджани и мертв. Мы его убили своими же руками.

Нет, Марджани у нас не предан забвению. Ни в коей мере. Его имя по-прежнему звучит с трибун. В его честь названа одна из казанских улиц, институт истории АН РТ и различные образовательные учреждения Нет, Марджани у нас не предан забвению. Ни в коей мере. Его имя по-прежнему звучит с трибун. В его честь названа одна из казанских улиц, Институт истории АН РТ и различные образовательные учреждения Фото: «БИЗНЕС Online»

ЛЕДОКОЛ, КОТОРЫЙ В МОРЕ НЕСКОНЧАЕМОЙ КОСНОСТИ ПРОРУБИЛ ПУТЬ В БУДУЩЕЕ

Конечно же, среди читателей непременно найдутся те, кто знаком с работами татарского мыслителя, хотя они, за исключением малого, не переводились, а в оригинале их могут читать только немногочисленные специалисты, владеющие арабским. Однако сегодня мы говорим о широкой аудитории. Как рассказать ей о том, кто такой Шихаб хазрат в условиях, когда в массовом сознании нет идейных точек опоры? Именно с этой трудностью и столкнулся режиссер Юзеев.

В данном контексте легко можно оступиться и превратить картину в снотворное, например, если в деталях рассказать о биографии ученого, как это обычно делается в фильмах, снятых к дате (напомню: в прошлом году праздновали 200-летие Марджани). Можно превратить фильм и в очередное пустозвонство, если, скажем, вещать с экрана о величии героя картины. Поведай вам, как были велики Ибн-Араби или Мухаммад Икбал, но если вы незнакомы с их творчеством, то эти слова будут отскакивать от вашего сознания, как горох от стены. Важно не просто продекларировать подобное, но дать зрителям прочувствовать это. Видимо, понимая данную сложность, режиссер идет на весьма нестандартный ход — он встраивает в фильм вторую сюжетную линию, которая посвящена представителям так называемой татарской  альтернативной культуры в лице музыкантов Оскара Юнусова (группа Gauga) и Радифа Кашапова (выступившего в роли ведущего), а также танцора и хореографа Нурбека Батуллы.

Марджани и рок! И в страшном сне нам присниться не могло, что эти явления могут быть каким-то образом рядоположены. «Если бы он увидел, чем мы тут занимаемся, — говорят в картине сами татарские „альтернативщики“ о главном герое фильма, — он, наверное, взял бы палку и побил бы нас». В самом деле, подобное соотнесение — настоящий вызов, брошенный нашим укоренившимся стереотипам о татарской культуре. И ответная реакция не заставила себя ждать. Среди зрителей поднялась бурная волна негодования. «Как такое возможно?» — кричали они из зала театра им. Камала во время презентации киноработы. Но Юзеев продолжил гнуть свою линию и вдарил в ответ Шопеном в качестве фоновой иллюстрации к истории об обучении дочери Марджани игре на фортепиано. А потом — снова рок. В общем, любителям традиционной «татарскости» при просмотре фильма пришлось нелегко. А после премьеры они продолжали огрызаться в соцсетях и недобрых рецензиях на просторах интернета.

Даже мне, человеку, который уже много лет собирает парадоксальные феномены исламской культуры типа таквакора, где девушки в строгих хиджабах носят панковский ирокез, режиссерский прием Юзеева пришелся как удар под дых. Одно дело писать о шокирующих вещах в заморском исламе, и совсем другое — когда речь заходит о чем-то своем, родном. Но по мере погружения в картину меня осенило, что режиссер применяет эту шокотерапию неспроста: он передает нам то ощущение, которое Марджани вызывал у своих современников, став раздражителем татарской культуры, будоражащим ее мысль. Он потому и остался в истории, что выступил в роли ледокола, который в море нескончаемой косности прорубил путь в будущее татар сквозь льды устоявшихся догм и жестких стереотипов.

Татарская молодежь, как показано в фильме, равняется на Марджани, тянется к нему, ведь он «такой крутой чел», который «топит за модерновую культуру» Татарская молодежь, как показано в фильме, равняется на Марджани, тянется к нему, ведь он «такой крутой чел», который «топит за модерновую культуру» Фото: «БИЗНЕС Online»

САМА ТАТАРСКАЯ МОЛОДЕЖЬ, КАК ПОКАЗАНО В ФИЛЬМЕ, РАВНЯЕТСЯ НА МАРДЖАНИ

Кто-то из балетных критиков, анализируя творчество Рудольфа Нуриева, заметил, что многие из нас вряд ли смогут понять, в чем было его новаторство, ведь танцевальные приемы, которые он впервые применил на сцене, в наши дни уже стали для балета нормой. То же самое и с Марджани. Сегодня нам даже сложно уловить всю революционность его идей, начиная с вопросов музыки и фотографии и заканчивая самосознанием себя как татар и отношением к русской и в целом передовой европейской культуре. Мы ведь сегодня стоим на плечах Шихаба хазрата, и нам уже невдомек, почему его позиция тогда вызывала жаркие споры. Более того, во многих вещах мы продвинулись намного дальше самого Марджани, но это никак не умаляет его роли и значения. Пифагор придумал таблицу умножения, которую в наши дни знает любой школьник. И разве от этого Пифагор перестал быть глыбой истории?

Однако при жизни Марджани все было не так гладко и радужно, как это может показаться сегодня. Муллы против него строчили нескончаемые доносы и всевозможные кляузы в Духовное Собрание. Его снимали с должности. Его «Назурат аль-хакк» травили пасквилями. Его медресе поджигали. Ему противостоял сам Ибрагим Юнусов, руководитель татарской Ратуши и фактический хозяин Старо-Татарской слободы, который по нынешним меркам был не менее влиятелен среди татар, чем президент РТ. Это сейчас Марджани икона. А для тогдашних татар он был человеком весьма неоднозначным. «Инновации Марджани раздражают многих, — констатируют авторы фильма. — Он сталкивается с мощной армией противников. А иногда и вовсе остается один. Но Марджани — человек особенный. Он человек альтернативы. Отец говорит ему: „Слушайся мнения большинства“. А сын возражает: „Большинство на суконном рынке, а истина превыше всего“».

Примерно в таком же положении находятся и современные татарские «альтернативщики», представленные в фильме, и их коллеги, оставшиеся за кадром. Советские апалар в калфачках затыкают уши, когда слышат басы татарского рока. Официальные абыйлар в тюбетейках и галстуках упорно игнорируют успех Нурбека Батуллы, завоевавшего признание на всероссийском уровне и получившего главную театральную премию страны «Золотая маска», и готовы вручить премию им. Тукая кому угодно, но только не ему. Для сравнения: когда Дина Гарипова и Эльмира Калимуллина, выиграли в шоу «Голос», то власти РТ тотчас купили им по квартире и вручили звания Заслуженных артисток РТ.

Некоторые критики фильма отмечают, что негоже сравнивать недоросль татарской альтернативы с великим Марджани, мол, калибр еще не тот. Возможно, оно так и есть, хотя об этом корректно было бы говорить лишь по прошествии многих лет. Однако авторы фильма и не ставят вопрос подобным образом. Режиссер использует «альтернативщиков» в фильме не в том смысле, что заявляет о появлении у нас новых титанов, сопоставимых с Марджани по масштабу, а исключительно для того, чтобы создать у зрителя ощущение новизны, непривычности, нестандартности — всего того, что вызывал великий татарский ученый у своих современников.

При этом сама татарская молодежь, как показано в фильме, равняется на Марджани, тянется к нему, ведь он «такой крутой чел», который «топит за модерновую культуру». В эпилоге картины его участники отвечают на вопрос о том, кем был бы религиозный деятель, родись он в наше время. Пожалуй, трогательнее всех высказался Батулла. «Если бы Марджани жил в сегодняшние дни, — пофантазировал танцор, — возможно, он был бы очень крутым перформером. Он бы делал такие перформансы, которые касаются татарской культуры, но были бы интересны во всем мире». Другими словами, Нурбек смотрит на Марджани как на свою родственную душу, с которым он делает одно общее дело. «Я безумно рад, — гордится в этой связи режиссер, — что наша молодежь назвала Марджани своим человеком». И в самом деле, далеко не каждый фильм о великих татарских деятелях может похвастать таким результатом.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (80) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.05.2019 08:51

Год Марджани провалился в татарстане. Дум рт очередной раз показал свою успешную деятельность.

  • Анонимно
    11.05.2019 08:51

    Год Марджани провалился в татарстане. Дум рт очередной раз показал свою успешную деятельность.

  • Анонимно
    11.05.2019 09:34

    даже не смогли нормальный памятник ему поставить!

  • Анонимно
    11.05.2019 09:34

    Фильм "Шихаб хазрат" мне понравился. Побольше бы таких фильмов о наших знаменитых личностях. Но "Год Марджани" прошел недостаточно организованным.
    Читайте мои комментарии по этому поводу:
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/407343

  • Анонимно
    11.05.2019 09:47

    Посмотрела выступление Нурбека, я в восторге!

  • Анонимно
    11.05.2019 10:03

    При слове Марджани всегда возникает один и тот же вопрос - а был ли мальчик.И пока широкой публике не представят на суд переведённые произведения Марджани все разговоры про него пустое сотрясание воздуха.

    • Анонимно
      11.05.2019 11:34

      Поддерживаю. Для начала предъявите доказательства в виде его трудов, а народ сам решит - насколько он велик.
      Никак его не умаляю, но не надо трясти иконой.

    • Анонимно
      12.05.2019 07:26

      Фонд «Жиен»,возглавляемый Разилем Валеевым,подготовил и издал прекрасную книгу под названием «Марджани»,посвящённую жизни и деятельности великого ученого и богослова. Мы почему-то очень часто начинаем философствовать,распространять разные напраслины,не владея информацией и не вникая в суть вопроса.

      • Анонимно
        12.05.2019 10:23

        А купить-то ее где? Есть ли там научные комментарии? Даже магазинов с таткнигоиздатом нет в Кзн, закрыли, оставили какие-то кутарки в каких-то углах, известных немногим.

        • Анонимно
          12.05.2019 10:44

          Насколько я знаю, книга есть в киоске Национальной библиотеки РТ. Книга на татарском языке.

      • Анонимно
        12.05.2019 13:25

        Книга про Марджани и труды самого Марджани как говорят в Одессе это две больших разницы.

        • Анонимно
          12.05.2019 14:10

          Не может осилить нынешняя наука труды Марджани. нужна кропотливая работа на десятилетия. Но легче поставить каменное изваяние на 40 млн руб, нежели организовать научное изучение трудов великого татарского ученого.

        • Анонимно
          12.05.2019 14:25

          Надо же с чего-то начинать. Или,по вашему,ничего не надо делать?

  • Анонимно
    11.05.2019 10:13

    Марджани и Батров - антиподы. Если бы Марджани жил в наше время, а конкретнее - в период, когда Батров работал в "духовке" заммуфтием - он был бы под запретом.

    • Анонимно
      11.05.2019 16:29

      10 13 Вы хоть что-нибудь напишите по теме. Если сможете.
      А про автора статьи тут люди и без вас имеют мнение.

  • dembel
    11.05.2019 10:51

    Давно пора ввести работы Марджани в программы преподавания философии в РТ. Где же наша Академия Наук?

    • Анонимно
      11.05.2019 12:24

      Здание в центре есть, финансирование идет, а уж все остальное "от лукавого"))

  • Анонимно
    11.05.2019 10:51

    Молодец Батыр! Вывернул всю правду матку. Стыдно должно быть товарищам чалманосцам с дум рт.

    • Анонимно
      11.05.2019 16:32

      10:51 Им не стыдно. Они просто не знают наследия Марджани. Для этого надо ведь "прожить" его жизнь и мысли в подлиннике.

  • Анонимно
    11.05.2019 11:39

    Статья - какой-то набросок беспорядочных мыслей. Возможно, он будет понятен при личной беседе, и раскрыт. А пока, мало фактов в защиту тезисов.

  • Анонимно
    11.05.2019 12:27

    //А теперь попробуйте вспомнить хотя бы одну фразу из трудов Марджани... Всего одну цитату. Ничего не приходит на ум?//

    Это происходит потому, что причины появления в наше время из истории "великой личности" лежат в политическом разрезе, а не потому что этот человек был на самом деле великой личностью.

    Татарам некого вспомнить из числе выдающихся людей вплоть до 20 века. До Тукая. Но и Тукай является такой же дутой фигурой, появившейся по политическим причинам. Типа, "это же западло татарскому народу не иметь выдающихся людей - таких людей надо непременно найти в истории - и возвысить!". Потому что национальная мифология кормит национальное движение, а национальному движению, как воздух, нужна национальная мифология. И ессли фактов нет - то их нужно придумать, или из мелочь раздуть до больших масштабов.

    Поэтому "из неоткуда" появляются "великие люди" - труды которых никто не переводил, их никто не читал, и из "трудов" которых никто не сможет вспомнить ни одного слова.

    По другому "год Марджани" и не может по другому закончится. Дела выдающихся учёных говорят сами за себя в истории человечества. Труды и достижения древнего персидского учёного Авиценны вошли в историю мировой цивилизации без всякого пиара со стороны нынешнего иранского правительства. А здесь нам предлагают заочно восхищаться фигурой Марджани, не читая его труды. Возникает мысль - а может потому труды Марджани упорно и не переводят - чтобы никто не увидел сомнительную дутость этой личности. Пусть уж на всякий случай "восхищаются" им заочно.

    • Анонимно
      11.05.2019 13:40

      Только человек из ЮАР приезжает посетить могилу, вдохновленный учениями этого человека.

    • Анонимно
      11.05.2019 13:43

      Что минусуете? Покажите перевод, потом узнаем, как глубоко он копал.

      • Анонимно
        11.05.2019 14:35

        Сегодня нет таких научных сил, способных перевести труды Марджани, все занимаются мелкой фигней, потому как не доросли до великого татарского мыслителя и историка. На месте руководства Татарстана я создал бы специальную научную группу (можно даже отдельный институт изучения старых татарских рукописей создать, поскольку их очень много, Монблан!). Нужно больше молодежи направлять для изучения арабского языка в ведущие научные центры мира. Вот тогда начнется настоящее изучение трудов Марджани.

        • Анонимно
          11.05.2019 14:58

          //Сегодня нет таких научных сил, способных перевести труды Марджани//

          Что в РТ нет людей знающих арабский язык?

          • Анонимно
            11.05.2019 15:50

            Для изучения трудов Марджани не достаточно знаний арабского языка, нужно еще быть ученым, эквивалентным уровню Марджани. Ведь труды его сугубо научные. Был у нас выдающийся ученый-арабист проф Анас Халидов, он работал в Ленинградском институте востоковедения АН СССР. Он перевел Коран на татарский и русский языки. Но все это было оставлено в виде рукописей, которые нужно было причесать и привести в порядок. К сожалению, Халидов не успел завершить свою работу, преждевременно ушел из жизни. Одна ученая дама в Казани уже 30 лет занимается подготовкой к изданию трудов Халидова, а конца этой работы еще не видно. Поэтому нужно представлять объемы и характер этой работы прежде, чем легковесные каменты кропать

            • Анонимно
              11.05.2019 15:57

              //Ведь труды его сугубо научные//

              Его труды - сугубо религиозные.

              Слово "учёный" тогда в среде татар понималось в другом смысле.

              • Анонимно
                11.05.2019 16:18

                У него трудов по истории гораздо больше, чем богословских. Марджани занимался даже археологией и описал множество артефактов. Он был членом Научного общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

              • Анонимно
                11.05.2019 16:50

                15:57 Я не склонен авансировать всеобщую востребованность трудов Марджани в случае их квалифицированного перевода и компетентного комментированного издания.
                Но, для контраста, задайтесь вопросом, чем занимались широко разрекламированные русские православные, вообще, религиозные философы? Чем занимаются в духовных академиях, семинариях в немалом числе остепененные по госправилам клир и миряне?
                На этом фоне ирония по отношению наследию "усопшего" (как в статье) и его единомышленников современников и последователей по меньшей мере неуместна.

                • Анонимно
                  11.05.2019 17:41

                  Не знаю "чем занимались русские религиозные философы". Если они и были - они сейчас мало кому известны, кроме очень узких специалистов. Их государство не пиарит.

                  • Анонимно
                    11.05.2019 18:42

                    Еще совсем недавно тов Путин часто упоминал русских философов Ильина, Леонтьева и Гумилева.

                    • Анонимно
                      11.05.2019 20:09

                      Эти философы точно не были "религиозными" - о которых вы говорите.

                • Анонимно
                  11.05.2019 23:15

                  Вот в точку сказали. Там еще выезжали за счет миссионерства, скрепов, а то и антисемитизма (почитайте писателей-классиков).

                  У Ш. Марджани такого шанса не было. Еще совсем недавно мечети перестали разрушать и разрешили строить.

              • Анонимно
                12.05.2019 17:52

                У меня есть книга Шигабутдина Марджани на татарском языке "Мостафадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар". Издана эта книга в 1989 году Татарстанским книжным издательством под эгидой одного из институтов Казанского филиала Академии Наук СССР. Там нет ничего о религии. Работа полностью посвящена истории.

      • Анонимно
        11.05.2019 21:25

        Просьба показать доказательства уже стало чем-то неприемлемым? Люди, остепенитесь! Что ж вы делаете, родные! Разве грех просить показать доводы, или слепая вера стала нормой? В чём я провинился!?

        • Анонимно
          11.05.2019 22:00

          Кто тебе предъявит доказательства, откуда такое иждивенческое отношение? Учи арабский язык и изучай труды Марджани, и сам прояснишь для себя ситуацию. Я еще раз повторяю, сегодня все пигмеи в сравнении с гигантом Марджани, пока никто не в силах его научное наследие осилить. Можно доверять дореволюционным татарским авторам, знавшим и читавшим его труды в оригинале. В 1915 году вышел сборник статей посвященный 100-летнему юбилею великого татарского ученого, там сплошь восторженные отзывы о научных трудах Марджани. Об этом можно прочитать вот здесь:
          https://www.litmir.me/br/?b=614198&p=1
          А нынешнее поколение оно оторвано от исторических корней, оно знает, что Марджани велик, а его научное наследие пока нам не по зубам, к сожалению.

          • Анонимно
            12.05.2019 07:00

            - Динозавры живы!
            - Где доказательства?
            - Сам ищи, иждивенец!

            • Анонимно
              12.05.2019 10:26

              Ну зачем вот эта демагогия, в каменте приведена ссылка для тебя, по которой ты можешь зайти и прочитать высказывания авторитетных людей, знавших Марджани и его научное творчество. Им можно доверять, они жили до 1917 года. Для тебя специально повторю эту ссылку:
              https://www.litmir.me/br/?b=614198&p=1

              Ну, а если ты никому не веришь, то, да, сам читай тексты Марджани и делай выводы, не будь иждивенцем. Можешь начинать прямо сейчас, вот здесь оригинальный текст Марджани:
              https://darul-kutub.com/books/111/

              • Анонимно
                13.05.2019 19:02

                То есть человек должен довольствоваться тем, что решили другие люди?

                А отправлять читать то, что невозможно просто взять и прочитать - это как предложить выкопать колодец и удостовериться в том, что там вода вкусная. Хотя, выкопать колодец проще.

                Таким образом, он велик только для того, кто смог лично удостовериться и решил что он велик.

                Вопрос в том, что он продвигается в широкие массы как учёный, и это утверждение нужно доказать.

                • Анонимно
                  14.05.2019 11:50

                  Я тебе еще раз повторяю, ты волен иметь любое свое частное мнение о Марджани. Но для меня мнение великих людей татар, в лице Исмаила Гаспринского, Юсуфа Акчуры или Ризаэтдина Фахретдина, о нем гораздо выше и ценне злобных высказываний анонимного тролля. К тому же, я имел счастье прочитать его труд "Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар", переведенный на татарский язык и изданный в Таткнигоиздате в 1989 году. Это серьезный научный труд, дай бог каждому современному ученому работать на таком уровне.

    • Анонимно
      11.05.2019 23:10

      Нет. Это совершено не так.

      Вы бы еще сказали где ваши Пушкины, где Достоевские?

      Даже при чудовищной дискриминации по конфессиональному и национальному признаку каким-то чудом множество писателей, поэтов и т.д.
      А может, не зря говорят, что "поэт должен быть голодным"?..
      И, конечно, многие неизвестны не-татарской публике.

      Заодно можно и соотнести "на душу населения", сравнивая количество татар и русских.

      Но доля правды в ваших рассуждениях есть. Дело в том, что ведь и многих русских (и иностранных) писателей, общественных деятелей и т.д. мы не изучали в "оригинале", в "первоисточнике".

      Как точно подметил А. Розенбаум, "А уж поверьте, как чирикали Пушкину / Ну а песню-то сложил только Лермонтов ..."

      Без обид, но, кажется, ваша логическая ошибка связана с предвзятостью, тенденциозностью, уверенностью в величии только русской культуры (а все остальные, это, конечно, "младшие братья").

      Кстати, подобные оговорки по Фрейду немало звучали и в эти дни ("подвиг русского солдата"...). Да уж, конечно, русского, что-то писательская организация Татарии мчалась на эшелонах на запад, а иные на восток и Ташкент.

      • Анонимно
        12.05.2019 10:34

        Сейчас там, где надо говорить "советский" часто говорят "русский". А уж про замену "российского" на "русский" можно и не говорить, на каждом шагу.

  • Анонимно
    11.05.2019 12:36

    Очень хочется посмотреть фильм. Где его найти?

  • Анонимно
    11.05.2019 13:20

    \\А теперь попробуйте вспомнить хотя бы одну фразу из трудов Марджани... Всего одну цитату. Ничего не приходит на ум?\\ - Зачем же передергивать, слова Марджани "Кто ты, если не татарин?" взяты девизом Всемирного конгресса татар. Каждую неделю г-н Батров выливает на наши головы ушаты измышлений и грязи относительно татар и вероучения Ислама. Т.н. "альтернативная культура" сегодня есть, а завтра ее забудут и ни разу не вспомнят, художественной ценности в ней ноль. Кто помнит альтернативную культуру 50-летней давности? Уверен, сам Батров навскидку не вспомнит ни одного явления этой природы. В текст вставлен тонкий намек, дескать, Гариповой и Калимуллиной дали "заслуженных артистов", а вот "альтернативщикам" таких званий, мол, не дают. Послушай, товарищ, если они представляют альтернативную культуру, зачем им официальные награды государства? Вот, действительно, альтернативный мыслитель и писатель Жан-Поль Сартр от Нобелевской премии отказался, демонстрируя подлинную альтернативность. Нурбека Батуллу уважаю и люблю, но не считаю его искусство альтернативным, на Западе нынче все новые балеты ставятся именно в такой стилистике. Мое уважение к нему только возрастет, если он в альтернативном духе будет отказываться от всяких государственных наград в нынешней трагической для татарского народа ситуации. Получение всяческих российских наград для меня не признак престижа. Замечаю, в последнее время их дают тем татарам и татаркам, кто способствует разрушению национальной культуры.
    Т.Б.

    • Анонимно
      11.05.2019 21:28

      Балет татарам не нужен. Это вообще, не по нашински в колготках прыгать перед толпой. Хоть ты Норбек, хоть Батулла.

      • Анонимно
        11.05.2019 22:03

        Татарам все жанры театрального искусства нужны, в том числе, и балет, если мы хотим быть передовой, современной нацией.

        • Анонимно
          12.05.2019 07:02

          С балетом татары не татары. Можешь весь мир исплесать, но от этого народу лучше не станет.

          • Анонимно
            12.05.2019 10:29

            Не говори за всех татар, мне искусство балета очень нравится. А если тебе балет не нравится, не смотри его, всего-то делов. И будет тебе счастье.

          • Анонимно
            12.05.2019 10:37

            Балет не для народа, а для ценителей. Это и у русских и у иностранцев так.
            А Нуриев и Ирек Мухамедов все равно - визитка татар в мировом искусстве.

            • Анонимно
              13.05.2019 19:04

              Некоторые "ценители-гурманы" едят и протухшей мясо. Тут дело в потере татарами стержня.

    • Анонимно
      11.05.2019 21:28

      Какой альтернативщик этот Батулла. Премию Джалиля получил.хочет Тукаевскую, если дали точно не отказался бы!для начала им надо объяснить что такое альтернативщина, пусть хотя бы знают

  • Анонимно
    11.05.2019 14:01

    Господин Батаров вы сами то труды Марджани толком читали что бы что то говорит чуть ли не отчего имени? Одно бла бла !

    • Анонимно
      11.05.2019 14:59

      А вы читали Марджани - и можете аргументированно и предметно опровергнуть автора?

      • Анонимно
        11.05.2019 15:19

        А что такого привел автор из трудов Марджани? Нет же ничего, чтобы опровергать Батрова. Как обычно, буря в стакане воды.

      • Анонимно
        11.05.2019 18:10

        Читал! Дальше что ? Что бы достигнуть и понять Марджани надо быть на его же уровни! Не думаю что Батров таковой !

        • Анонимно
          11.05.2019 20:11

          Даже ничуть не сомневаюсь, что Батров гораздо выше по интеллектуальному уровню, чем распиаренный в последнее время -популярный в своё время, мулла из Старотатарской слободы.
          Это был авторитетный мулла среди татар Казани, но не более.

          • Анонимно
            11.05.2019 21:25

            Пускай сначала верхогляд Батров выучится читать на татарском и арабском языках, потом решим, можно ли ему рассуждать о крупнейшем ученом в истории татарского народа.

            • Анонимно
              12.05.2019 10:08

              Самый лучший коммент - конкретный, точный, лаконичный и в тему!

            • Анонимно
              12.05.2019 10:44

              21:25 Он не может для вас вещать на актанышском или бесермянском говоре. Вынужден высказываться на литературном, книжном языке. Специально его не "отслеживаю". По его публичным выступлениям так подумал.

              • Анонимно
                12.05.2019 12:13

                Никогда не слышал от Батрова высказываний на татарском языке, ни на литературной норме, ни на актанышском или бесермянском говоре. Он просто не знает татарского языка, не может на нем ни читать, ни писать.

            • Анонимно
              12.05.2019 20:55

              //крупнейшем ученом в истории татарского народа//

              Это на какой же низкий уровень вы поставили татарский народ - если никем не читаемого Марджани -решили считать за "крупнейшего учёного татарского народа". Если это так, то татарам плакать нужно.

              Надеюсь, что у татар были реальные, гораздо более крупные настоящие учёные, чем этот мулла Марджани, про которого международная научная общественность ничего не знает.

              • Анонимно
                13.05.2019 04:29

                «Знать роль и ценность Шигабуддина – это честь для нас, а не для него».
                Исмагил бей Гаспринский.
                Когда сегодня перечитываешь сборник «Марджани», выпущенный в 1915 г., удивляешься проникновению его авторов в суть мыслей и дел Марджани. Люди, создававшие сборник, были его истинными учениками и продолжателями. Там, уже во введении, указывается: «Живущие на земном шаре человеческие дети (дети Адама) служат на пути культуры различных племен и наций, они стараются оставить общественное наследство после себя культуре своих будущих наследников».
                Татары, благодаря Марджани, почувствовали себя частью мировой цивилизации, но частью отдельной, самостоятельной, не тождественной другим частям.
                Авторы сборника, такие, как будущие муфтии Галимджан Баруди и Риза этдин Фахретдин, видели в Марджани прежде всего религиозного реформатора. Это закономерно, но аналогичную позицию занимал и классик тюркизма Юсуф Акчура: «Несомненно, что в мыслительном и культурном движении северных турок в последние полвека я должен дать Шигабуддину Марджани особое место... По-моему, Шигабуддин Марджани для начавшегося в нашем веке движения «Таджаддад» (реформации) самый великий предшественник (Precurseur)»

                http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/istoriya-v-litsakh/zhzl-kazanskaya-seriya/13110-1508

          • Анонимно
            11.05.2019 23:54

            Это какой мулла ?

  • Анонимно
    11.05.2019 14:02

    Какой памятник ? Могильные камни его деда и прадеда в разбитом и полуразрушенном состояние !

  • Анонимно
    11.05.2019 16:27

    Удивительный спор. Люди спорят о человеке, трудов которого не читали, о фильме, которого не смотрели, об "альтернативщиках", которых не видели и не слышали.

    • Анонимно
      11.05.2019 16:38

      Чего- чего, "альтернативщиков" видел и слышал, на мой вкус, не фонтан. Разговор этот затеял г-н Батров, который сам ни строчки Марджани не читал. А вот я прочитал его труд "Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар" переведенный на татарский язык и изданный в Таткнигоиздате в 1989 году.

  • Анонимно
    11.05.2019 17:57

    Я видела фильм в Камаловском. И сделала для себя два открытия - это фигура Марджани (я почти ничего о нем не знала) и татарская альтернативная музыка. Группа Gayga - это на самом деле круто.

    • Анонимно
      11.05.2019 21:31

      Для кого круто, для кого пародия на наркотики и секс.
      Ерунда всё это. То чем разбавляют татарскую идентичность и добавляют ложные ценности и эстетику.

  • Анонимно
    11.05.2019 21:21

    Так о чем твоя статья Батыр?не уловил конечную мысль, все туманно. С интересом читаю твои статьи. Но эта не о чем, вокруг до около

  • Анонимно
    11.05.2019 21:28

    Я думаю, что Мара Джани был Великим мыслителем, даже по названию его Имени.По сути все что он писал наверное было просто с житейской стороны и обьясняло бы суть Ислама как единства мужчины и женщины в РАЗуме.Не зря пророка и его последователей похоронили под кроватью жены.Мара это смерть привычного нам эгоистичного мужского патриархального ума эгоизма, что бы Джан проснулся у нас мужчин.Не зря все Великие книги завета написаны мужчинами и для мужчин, показывая им как стать любовью и мудростью еще при этой земной жизни.Думаю Рай и Ад здесь на земле женщин, от того что перевешивает в человеке, так он живет.По правилу нравственного закона вселенной: то что я переживаю, есть прямое продолжение меня.Сделал плохо, получи плохо и наоборот.По другому он и не мог мыслить...

  • Анонимно
    12.05.2019 10:01

    Марджани наш человек, так говорит в фильме молодежь. Молодежь сама знает, чего ей надо. И ей наплевать на мнение старых маразматиков охранителей татарской культуры, и на мнение тех, кто вообще ненавидит все татарское. Их никто не слышит, и пошли они куда подальше.

    • Анонимно
      12.05.2019 10:50

      10:01 Да , всё простое в молодости потом оказывается очень сложным. Диалектическим.

  • Анонимно
    12.05.2019 13:37

    После таких дискуссий сразу вспоминается знаменитое - не читал но асуждаю ещё из нашего советского прошлого.Тут пишут что Марждани так велик что и перевод его трудов будет недоступен простым смертным для осмысления.Так у нас есть целая академия с академиками которых и держут для того чтоб они смогли написать к трудам Марджани пояснения понятные простым смертным.А так это всё больше и больше подводит к мысли а был ли мальчик.

    • Анонимно
      12.05.2019 14:36

      Успокойся, для тебя не был, а для нас татар Марджани был, есть и будет во веки веков. Я вот прочитал его труд "Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар", переведенный на татарский язык и изданный в Таткнигоиздате в 1989 году, и убедился в величии большого ученого. От того, что ты в это не веришь, нас не убудет. Что касается Академии, там на сегодня нет ни одного исследователя, способного осилить научное наследие Марджани. Впрочем, для этого одиночек не достаточно, нужен целый исследовательский коллектив. Покойный проф Яхъя Абдуллин говорил мне, что письменное наследие Марджани составляет не менее 40 томов.

  • Анонимно
    14.05.2019 09:17

    Татар иле каян килеп чыккан, кемнэр сон без- татарлар? дигэн сорауларга кыска hэм бик анлаешлы жавапларны нэкъ менэ Шиhабетдин Мэржэнинен " Мостафад аль ахбар..." китабынннан таптым мин. Ул китап куктэн алып язылмаган- hэрбер эйткэн факт тарихи чыганакларга нигезлэнеп язылган...Анын башка хезмэтлэрен дэ укысан эйбэт булыр иде дэ- аларны табып булмый шул...Гарэп алфавиты белэн язылган китапларга ангыра сарык кебек карап торгач бик куп белеп булмый, без ускэндэ андый китаплар гомумэн тыелган иде...

  • Анонимно
    15.05.2019 19:14

    Большинству современных мулл-карьеристов и коммерсантов далеко до Ш. Марджани как до Луны. С другой стороны, академические ученые, опять же, за отсутствием на то должного исламского образования, также не в силах полноценно осилить его богословские произведения. Тем более, что требуется знание и арабского языка! Иначе говоря, для перевода и подготовки его богословских трудов к изданию, самому нужно быть крупным ученым - с одной стороны, знатоком ислама, арабского языка, с другой - хорошим источниковедом! Но где же такие ученые? Они перевелись как доисторические динозавры). К сожалению, таково состояние современной науки, гоняющейся за формальными показателями. В итоге, ныне едва ли найдутся 3-4 ученых, способных осилить труды, в особенности, богословские произведения Ш.Марджани. И те не востребованы. Так, нужны ли богословские труды Ш. Марджани современному поколению?...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль