Общество 

«Даже при желании суфизм нельзя навязать сверху»

Рустам Батыр
2019-11-30 08:00

Суфизм невозможно возродить административным путем, уверен известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Суфизм — это искренность, любовь, а такие категории абсурдно спускать людям через директивы. Он сродни спорту, о котором можно писать книги, но если им не заниматься, то все теоретические выкладки, какими бы точными они ни были, останутся для человека пустым звуком, поэтому суфизм остается частным делом каждого имама.

Юрий Дудь вспомнил историю двухгодичной давности, когда дербышкинские «гопари» обещали тому «подправить лицо», если он не извинится за шутку про название поселка Юрий Дудь в интервью с Долгополовым вспомнил историю двухгодичной давности, когда дербышкинские «гопари» обещали «подправить лицо» комику, если тот не извинится за шутку про название поселка

«СУФИЗМ В ЭТОМ СМЫСЛЕ, ПОЖАЛУЙ, САМАЯ ЗАБЫТАЯ СТРАНИЦА НАШЕЙ ИСТОРИИ»

Дербышки снова прославились. На этот раз в шоу у Юрия Дудя, который в интервью с Александром Долгополовым вспомнил историю двухгодичной давности, когда дербышкинские «гопари» обещали «подправить лицо» молодежному комику, если тот не извинится за шутку про название поселка. Вновь разгорелась дискуссия об этике эстрадного юмора, вновь необычный казанский топоним оказался в центре внимания. И, как это часто бывает в таких случаях, на поверхность всплыли не только зловонные баребухи интернет-хейтерства, но и ошметки нашей дремучей безграмотности — на этот раз касательно ислама и татарской культуры в целом.

Напомню, что, по одной из версий, название «Дербышки» происходит от слова «дервиш»: то ли человек с таким именем, то ли группа аскетов ислама основала некогда поселок. Есть и другие версии. Какая из них верна, не суть важно. Значимо то, что многие татарстанцы напрочь отвергают первую этимологию лишь на том основании, что, по их мнению, дервишей «у нас отродясь не было», ведь «это в первую очередь ближневосточная (средиземноморская) традиция».

Когда читаешь такого рода комментарии или встречаешь татар, ничего не слышавших о национальных традициях суфизма, то становится, конечно же, грустно. Увы, некоторые образованные татары прекрасно владеют мифологией древней Греции, разбираются в духовной культуре русского народа (спасибо российской системе образования), но об исторических истоках ментальности своего народа не знают не то чтобы на должном, но даже на элементарном уровне. Суфизм в этом смысле, пожалуй, самая забытая страница нашей истории.

Однако мы сегодня не будем заниматься ликбезом. Поговорим о суфизме в другом ключе: какую роль он может сыграть в современных процессах исламского возрождения? Может ли стать противоядием против его нежданных сюрпризов в виде воскрешения демонов прошлого, которых еще недавно мы ошибочно воспринимали навсегда умершими?

«СУФИИ ВОСПРИНИМАЛИ ЛЮБОВЬ КАК ВНУТРЕННЮЮ ИСТИНУ ИСЛАМА»

Исторически суфизм родился как протест против всевластия мусульманских правоведов. После смерти Пророка ислам постепенно был захвачен юристами и почти полностью подчинен их диктату. В результате духовная жизнь мусульман стала осмысляться сквозь призму формально-правовых категорий, вытравлявших изначальный дух живой веры. «Абу-Ханифа не учил любви, у Шафии нет хадисов о ней», — писал Аттар. Суфии же проповедовали чувственно-эмоциональную религиозность, основанную на искренности и любви.

Бескорыстная любовь превратилась в центральную тему суфизма. Яркой фигурой, воплотившей этот принцип, была праведница Рабиа. К слову, не исключено, что именно к ее имени восходит название известного озера в святом Болгаре. Среди историй, иллюстрирующих чистосердечие ее веры, есть такая. Однажды на улице Басры праведницу спросили, почему она несет в одной руке факел, а в другой — кувшин. Рабиа ответила: «Я хочу метнуть пламя в рай и вылить воду в ад, чтобы эти две завесы исчезли и стало ясно, кто почитает Господа из любви, а кто — из страха перед адом и с надеждой на рай». Другими словами, суфии в корне отвергали торгашеские отношения с Богом, основанные на поиске личной выгоды, пусть и потусторонней, поэтому почти каждый суфийский поэт высказывал мысль, что любящий должен любить так, чтобы не помнить об аде и рае, т. е. каждый должен следовать заповедям веры и творить добро бескорыстно. К слову, есть мнение, что эта идея безусловной любви легла в основу категорического императива Иммануила Канта, знакомого с мусульманской философией.

Суфии воспринимали любовь как внутреннюю истину ислама, в то время как религиозный закон выступал лишь его внешней оболочкой. Отсюда они стали различать в исламе шариат (закон) и хакикат (истину). По мнению ал-Халладжа, человек остается на тропе шариата, пока не дойдет до пристанища единения с истиной, по достижении ее шариат перестает быть ценной. В результате формулируется аномистический подход к исламу, выражающийся в отношении к религиозному закону, шариату как к чему-то формальному, внешнему, необходимому лишь на начальном этапе суфийского пути. Сторонников религиозного формализма суфии нередко шокировали полным пренебрежением формальными требованиями религиозного закона ислама.

«Духовная жизнь мусульман стала осмысляться сквозь призму формально-правовых категорий, вытравлявших изначальный дух живой веры» «Духовная жизнь мусульман стала осмысляться сквозь призму формально-правовых категорий, вытравлявших изначальный дух живой веры»

Наряду с этим в суфизме существовала и другая, номистическая, тенденция, в рамках которой от каждого суфия требовалось смиренно «поцеловать порог шариата». Предполагалось, что закон без истины — одна видимость, а истина без закона — лицемерие. Их соотношение сравнивалось отношением тела и духа: без духа тело превращается в труп, но и дух полнокровно обитает лишь в теле.

Обе эти трактовки — радикальная и умеренная — ставят своей целью преодолеть тотальный легализм в исламе, разорвать или хотя бы ослабить путы формализма, законничества. В сущности, этим же самым занимаются и современные мусульманские реформаторы, когда говорят, что незачем превращать средневековые нормы шариата в идола, требующего беспрекословного подчинения. Убивать за грех, преследовать за инакомыслие, насаждать сексизм, допускать браки с малолетними и прочие отрыжки средневековой ментальности не есть суть нашей религии, это лишь ее исторические интерпретации, которые могут быть отвергнуты без какого бы то ни было ущерба для духовности ислама и подлинной религиозности. Хотя в обоих случаях наблюдается стремление вырваться из-под власти закона, между суфиями и реформаторами есть принципиальная разница. Первые основывают свой подход на эзотеризме, вторые — на рационализме.

«ИНСТИТУТ ДУХОВНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА БЫЛ СВОЕГО РОДА НОВОВВЕДЕНИЕМ В МУСУЛЬМАНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ»

Как известно, суфизм стал синонимом мистицизма. Суфийский иррационализм усугубляла идея наставничества. Предполагалось, что истину Бога можно обрести лишь под руководством духовника (шейха, муршида, пира, устаза), абсолютное подчинение которому возводилось в ранг главнейшего условия следования по Пути. «Мюрид в руках шейха подобен трупу в руках обмывателя трупов», — говорили об этом сами суфии.

Институт духовного наставничества был своего рода нововведением в мусульманской религиозной жизни, ведь «официальный» ислам не знал посредников между человеком и Богом, которые играли бы такую же роль, как церковь и клирики в христианстве.

Со временем этот институт гипертрофировался до катастрофических масштабов. «Послушание мюрида своему шейху выше послушания его Богу», — писал Зуннун аль-Мисри. Послушание перерастало в безмерное почитание и слепое обожание. Шейхам начинали приписывать различные сверхъестественные способности от чтения мыслей до фантастических полетов по планете (например, некоторые устазы, по мнению их мюридов, каждую ночь проводили в молитве внутри Каабы, хотя и проживали на территории Дагестана или Турции), а отдельные авторы ставили суфийских наставников даже выше пророков.

Естественно, далеко не все мусульмане были согласны с таким развитием ислама. В авангарде борьбы с бездумным раболепием перед шейхами встали салафиты, обвинившие суфиев в мифотворчестве и непростительных нововведениях. Хотя салафиты представляют собой другую крайность ислама, основанную на богословском формализме, нельзя не отметить их положительной роли в деле борьбы с суфийскими сказками и баснями, но стоит отметить, что нередко в этой борьбе вместе с водой выплескивался и ребеночек.

«Кто хочет, тот его практикует [суфизм], а кто не разделяет его идеи, тот ограничивается требованием устава муфтията, где прописано следование нормам мазхаба Абу-Ханифы и не более того» «Кто хочет, тот его [суфизм] практикует, а кто не разделяет его идеи, тот ограничивается требованием устава муфтията, где прописано следование нормам мазхаба Абу-Ханифы и не более того»

«ПОЭТОМУ СУФИЗМ ОСТАЕТСЯ ЧАСТНЫМ ДЕЛОМ КАЖДОГО ИМАМА»

Считается, что суфизм и религиозный закон примирил в лоне ислама имам аль-Газали. Он показал, что давнее противоборство между буквой и духом ислама необязательно, оба подхода могут уживаться вместе. Суфизм стал рассматриваться как часть «традиционного», «ортодоксального» ислама. В результате из элитарного движения утонченных искателей истины и самоотверженных аскетов он постепенно превращается в массовое явление. Начинается эра тарикатов, а суфизм становится народным со всеми негативными последствиями этого. Слепое шейхопочитание, баснотворчество, неприемлемое для салафитов и рационалистов, усердно создавались и тиражировались именно в этот, поздний, период.

Однако у татар традиции суфизма всегда оставались скорее интеллектуальными, философскими, чем народными. Мюридизм для нашего народа был совершенно не характерен. Возможно, это одна из причин, почему джадидизм (читай: реформаторство) смог возникнуть и активно развиваться в лоне татарской религиозной культуры: народно-вульгарный суфизм не душил в нем принципов рационализма, как это имело место в других частях мировой исламской ойкумены.

Возникает вопрос: если суфизм помогает преодолеть ограниченность богословского формализма, то может ли он стать альтернативой реформатству? В принципе, да. Однако проблема заключается в том, что суфизм невозможно возродить административным путем. Суфизм — это искренность, любовь, а подобные категории абсурдно спускать людям через директивы. Поэтому, как бы нынешнее руководство ДУМ РТ ни было комплементарно настроено к такому мировосприятию, даже при желании оно не сможет насадить суфизм сверху. Оно, конечно, издает суфийскую литературу, кстати, в том числе и татарских богословов, однако к реальному возрождению суфизма это не имеет никакого отношения, т. к. искренность и любовь невозможно передать через книги, что, конечно же, в муфтияте прекрасно понимают. Суфизм в этом плане сродни спорту. О спорте тоже можно писать книги. Но если им не заниматься, то все теоретические выкладки, какими бы точными они ни были, останутся для человека пустым звуком, поэтому суфизм остается частным делом каждого имама: кто хочет, тот его практикует, а кто не разделяет его идеи, тот ограничивается требованием устава муфтията, где прописано следование нормам мазхаба Абу-Ханифы и не более того. И по-другому быть не может.

Реформаторство в этом плане является более выигрышным инструментом преодоления средневековой косности ислама, ибо он действует на том же поле, что и богословские формалисты. Как говорится, клин клином вышибают: книжное знание Средневековья, уже отжившее свой век, вытесняется тем же книжным знанием, но только адекватным для нашей эпохи. Получается своего рода исламский палимпсест: устаревшие буквы затираются другими, но более приемлемыми.

Главное — общими усилиями сделать так, чтобы возрождение духовности не превратилось в свою противоположность и демоны прошлого, прикрываясь религией, не прорвались бы в наш день: чтобы больше не практиковались браки с детьми, а в мусульманских книгах не рассказывались бы всякие небылицы типа историй про существ, рожденных от союза человека и собаки. Лишь интеллектуальная вакцинация защитит ислам от устаревших идей, подтачивающих его изнутри…

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (77) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
30.11.2019 11:08

Если бы у татар был суфизм, то эта цепочка бы дошла до наших дней через муршидов и их мюридов, а её нет, наши так называемые суфи едут в Турцию и там вступают в тарикаты. Потом это всё условно, разве можно нашего муфтия, назвать аскетом, а ведь если бы он им был, он бы отказался от данной государственной должности, в ходе которой ему приходиться не только шиковать, но и за зарплату заниматься популизмом, а чаще просто отмалчиваться, боясь потерять своё жирное место.

  • Анонимно
    30.11.2019 08:36

    Хорошая статья, молодец Батыр, спасибо БО!

    • Анонимно
      30.11.2019 14:08

      Хочется привести цитату из книги С.Н.Лазарева:"Мистическое направление в Исламе, которое называется суфизм,-это направление, в котором исследование тонких планов несколько превзошло стремление к любви, смирению и выполнению Божьих заповедей. Мистические направления в любой религии-это, по сути дела, научное мышление, которое приводит к тому, что интересы благополучия человека, его тела и судьбы выходят на первое место, а интересы души остаются на втором. Поэтому, как правило, мистика достаточно быстро превращается в магию и оккультизм, а дальше начинаются серьезные проблемы."
      Как известно, магия и оккультизм один из самых тяжелых грехов в любой религии.
      При следовании любому течению религии можно "делов наделать", если ты не умеешь слышать свое сердце, а если сердце не чувствует Любовь.
      А если ты человек любящий, соблюдающий заповедь:"Никого и ничего нельзя любить, больше чем Всевышнего", ты скорее всего найдешь в себе силы не навредить своей душе.

    • Анонимно
      30.11.2019 14:24

      Батыр молодец, его даже исламоведы нашей страны обсуждают.Становится знаменитым.Пишет хорошо с перчинкой!

      Рим Абдуллин

  • Анонимно
    30.11.2019 10:09

    Мы за местный Ислам.

    • Анонимно
      30.11.2019 13:28

      Местный (национальный) ислам - это харам в исламе (антиислам). Об этом свидетельствуют и Коран, и Сунна (пример жизни Пророка). Но, следует оговориться - нельзя путать и смешивать понятия "местный ислам" и "местные обычаи". В жизни они зачастую пересекаются (взаимодействую). Поэтому в таких случаях необходимо руководствоваться следующим принципом: нельзя подгонять под местные традиции ислам; наоборот, местные традиции нужно подгонять под ислам (т.е. если они не противоречат исламу - их следует соблюдать; если же противоречат - то от них нужно отказываться (как от харамного, неисламского). Ислам, будучи наднациональной (международной) религией никак не разрушает национальное (скажем, язык, традиции, культуру, образование, самобытность) - наоборот, сохраняет и развивает их. Но, безусловно, искореняет все, что противоречит ему (все, что включает в себя проявления неверия (атеизма), многобожия (язычества), а также запретные увеселения, деяния, взаимоотношения, все, что разлагает человека и общество).

      • Анонимно
        30.11.2019 17:32

        Я так понимаю идея "местного ислама" это куфр. Но местные обычаи допустимы.

        • Анонимно
          30.11.2019 20:33

          Если они (местные обычаи и традиции) не противоречат исламу, то не только допустимы, но и необходимы!!! А то, что противоречит исламу, может быть в 2-х вариантах: или куфром, или же ширком (язычеством).

    • Анонимно
      30.11.2019 17:17

      А я за честный ислам. Суфизм в его классическом виде шарлатанство, сектантство и обскурантизм (да минусуют мюриды всех муршидов !).
      Те, кто придумал этот(!) суфизм действовали против ислама осознанно, в лучшем случае страдали чем-то, что не смогло выявить простонародье.
      Батров в чем-то прав - салафизм оставил без внимания внутреннюю, эмоциональную сторону, но это было продиктовано обстоятельствами. Возможно, во время возникновения проблем с этим не было.
      Но одно ясно точно - "ислам Батрова" это не тот ислам, который пришел к нам от пророка. Причем, Батров уже начал противоречить самому себе. Или же он просто "духовно и интеллектуально развивается"?

      • Анонимно
        30.11.2019 20:38

        "духовно и интеллектально развивается" путем импровизации в исламской тематике? Тогда он - импровизатор-жонглер (ловкач) по пусканию пузырей...

  • Анонимно
    30.11.2019 10:11

    в Татарстане на сегодняшний день жив всего один суфийский шейх - Ришат Мусин из деревни Старое Чурилино Арского района РТ. Человеку 88 лет. Кто будет его преемником?

    • Анонимно
      30.11.2019 13:05

      Это, который грехи отпускает? Не по исламу же это (в исламе нет грехоотпускания).

      • Анонимно
        30.11.2019 14:12

        Вы за весь ислам не говорите. Есть суфии, бекташи, друзы, алавиты. Тоже вроде мусульмане. А порой некоторые и выпить не дураки

      • Анонимно
        30.11.2019 17:18

        Можно, уважаен, поподробнее? Как это отпускает? Интересно стало.

  • Анонимно
    30.11.2019 10:13

    ДУМ РТ хочет навязать турецкий суфизм, чуждый татарам. По Хузур ТВ специально показывают фильм про турецких суфиев, уже 8 раз показывали один и тот же фильм. Вот проблема в чем.

  • Анонимно
    30.11.2019 10:43

    Статья хорошая. Правильно говорит автор, что при правильном подходе и восприятии можно практиковать суфизм, главное не впадать в крайности.

  • Анонимно
    30.11.2019 11:08

    Если бы у татар был суфизм, то эта цепочка бы дошла до наших дней через муршидов и их мюридов, а её нет, наши так называемые суфи едут в Турцию и там вступают в тарикаты. Потом это всё условно, разве можно нашего муфтия, назвать аскетом, а ведь если бы он им был, он бы отказался от данной государственной должности, в ходе которой ему приходиться не только шиковать, но и за зарплату заниматься популизмом, а чаще просто отмалчиваться, боясь потерять своё жирное место.

    • Анонимно
      30.11.2019 12:49

      Популизмом пока занимаетесь только вы. Дешёвым и безосновательным. Но, безусловно, пипл схавал эту тему. А Камилю хазрату ещё спасибо скажут за те феноменальные сдвиги, которые сегодня умма делает. Пусть Аллах убережёт его от таких клеветников как вы

      • Анонимно
        30.11.2019 14:56

        Альхамдулиллях, муфтий Камиль хазрат деятельный, грамотный имам. спасибо ему за старания на пользу уммы

    • Анонимно
      30.11.2019 14:53

      Пусть Всевышний примет старания и труд нашего уважаемого муфтия хазрата. И вознаградит его раем

      • Анонимно
        30.11.2019 17:29

        Пусть Аллах наставит нас и этого бедолагу .

        • Анонимно
          30.11.2019 21:52

          17.29.
          Назвав этого человека бедолагой, вы возвеличили себя и принизили его.
          Неужели вы думаете, что прикрывшись словами об Аллаһе, введя в речь это сравнение, Аллаһ будет более лоялен к вам, чем к нему?
          Вот этими тонкостями и занимается суфизм, очищая истинную любовь от видимости любви.
          Слова, их произношение часто выдают истинное состояние человека.
          Более того, суфий суфию рознь. Обозначенный или назвавшийся суфием может им не быть, и наоборот, человек ни раз
          и нигде не назвавшийся суфием, не претендующий на это, может быть очень высокой личностью (с позиции уровня духовности и души).

          • Анонимно
            1.12.2019 07:36

            "Назвав этого человека бедолагой, вы возвеличили себя и принизили его."

            Данное утверждение ложно. Остальное, впрочем, тоже.

            Когда ловишь черную кошку в темной комнате , можно напороться на красного быка. К чему суфизм и пришел. Алхимики тоже утверждали что получать философский камень, на самом деле кипятили экскременты с мышьяком. (Ну это образно) То же самое суфизм, говорить что занимается душеисцелением, а на практике практикует банальное безумие. Я хорошо знаком с суфизмом и так называемыми суфиями, которые "рознь".

          • Анонимно
            1.12.2019 07:42

            В слове бедолага нет ничего плохого, это лицо, вызывающее сочувствие.
            А Самигуллин ,действительно, попал в беду - взял на себя то от чего стоит быть дальше.

    • Анонимно
      30.11.2019 15:03

      Да, болтунов и мастеров языком трепать у нас любят. Особенно тех кто на топовых горячих темах произносит пламенные речи с популярными тезисами. Главное скажи то, что хотят услышать - и ты красавчик. А молча работать и делать свое дело - на этом уже рейтинги не сколотишь. Терпения Камилю хазрату. Уважаем безмерно

      • Анонимно
        30.11.2019 17:56

        Самигуллин руководитель общественной организации ДУМ. На этом всё. К тем кто вне организации отношения не имеет.

  • Анонимно
    30.11.2019 11:55

    У суфизма нет национальностей, это квинтэссенция чистосердечия и просветления. Будда был суфием.

  • Анонимно
    30.11.2019 12:19

    Ислам уже так оболгали, что надо хотя бы очистить его от клеветы и неправильного понимания. А вообще, критерием любой достойной религии должно быть наличие в ней Любви - ко всем - к Всевышнему, людям, животным, растениям, Планете. И о суфизме: в моем обыденном понимании, суфии это те, кто не согласен на тесные рамки доктринерского исламского формального мышления, а хотели бы еще и поговорить не только о Пророке, о и о Самом. Что тут плохого и страшного? Увлекательнейшее занятие, лучше уж, чем всю ночь водку пить, а к утру бежать за новой бутылкой в ларек. Ну и суфии любят петь песни-гимны во славу Аллаха. Чем не молитва? Да и песни просто шикарные (в Ю-Тубе они имеются, особенно в мощном исполнении пакистанских суфиев). В Поволжском регионе, как я ранее что-то читал, суфии вошли в историю как богословы-передвижники, из деревни в деревню передавая слово о Боге. Странники в общем. В города их не пускали - там, как и сейчас, заправляли чиновники от Ислама, а скорее религиозные юристы. И ничего не изменилось. И сейчас ровно все так, но суфиев, кроме меня и Батыра, почти не осталось. В одной старинной деревне, где до революции всегда были суфии, я я на одном религиозном мероприятии прямо заявил толпе, что вот такой факт был в и

    • Анонимно
      30.11.2019 12:32

      Настоящий суфий никогда не напишет " кроме меня и Батыра, почти не осталось", т.к. у суфиев нет Я, оно растворено

    • Анонимно
      30.11.2019 12:34

      Я правильно прочитал, суфиев кроме Вас и Батыра почти не осталось? Можно ли к Вам записаться на табаррук, срочно нужно взять бэрэкэт от истино праведного человека.

  • Анонимно
    30.11.2019 12:23

    продолжение: я заявил им, что, дескать, в вашей дереве были суфии. И, мол, что молчите, как воды в рот набрали, могли бы и об Аллахе поговорить. Так они немало испугались такому обороту. Они ничего не знали о суфиях, а про беседы о Боге даже боялись подумать, считая это чем-то ужасным. Есть, есть надо чем поработать Батыру...

  • Анонимно
    30.11.2019 12:29

    "Интеллектуальная вакцинация" от Батрова????

  • Анонимно
    30.11.2019 13:10

    Вот может ведь Батыр - редко но писать нормальные объективные статьи! Да! Суфизм который пропагандируется сейчас в Татарстане - не как не связан с тем, что практиковали наши прадеды до революции. У моего прадеда ишана - было 4 медресе в деревне в Росийской глубинке, вокруг жили русские! Не было никакого посредничество - миксестизма. Рукописные книги ишана в доказательство тому хранятся у меня. Они не захватывали мечети и медресе у мусульман и не проводили рейдовские захваты, не клеветали и не доносили на своих братьев! Они само -обучались и обучали корану и сунне других! Спасибо за статью еще раз!

  • Анонимно
    30.11.2019 13:21

    Хорошая статья, познавательно и интересно. Спасибо.

  • Анонимно
    30.11.2019 13:53

    Как всегда, далёк от религии Аллаха. Даже смешно становится, неужели кто-то всерьёз воспринимает эти журналисткие приёмы? И вообще, кто-нибудь всерьёз считает, что он радеет за Ислам?

    • Анонимно
      30.11.2019 15:02

      Это вам Сам Аллах сказал, что он далек от Его религии ?

      • Анонимно
        30.11.2019 17:23

        Да.

      • Анонимно
        30.11.2019 18:14

        А что, невозможно разве определить - верующий тот или иной человек или же неверующий? А как определяли сахабы, табиины, табиг-табиины? Не по словам и делам ли?

  • Анонимно
    30.11.2019 15:48

    С критики чего начал к тому в конце статьи и сам автор пришел.

  • Анонимно
    30.11.2019 17:08

    12:32. Мое Я может и растворено перед Господом миров, но никак не перед комментаторами БО. Да и растворение своего Я в этом бесовском вещном мире вряд-ли возможно, а может и опасно для жизни. Так вот, почему я суфий, а не просто раб Божий? Отношения Человек - Бог, в общем, предельно простые - либо ты ли его любишь, либо нет. И никакие молитвы не помогут, если не ощущаешь любовь. При этом, любовь искусственно выработать невозможно, она идет как благодать, то есть дар самого же Аллаха, и обычно, как следствие поведения предыдущих поколений, а не твоих собственных заслуг. А вот страх перед Богом искусственно выработать можно - и именно к этому приему и прибегают все религии. Да и большинство, за неимением Любви, идут путем страха и, по сути, торга с Аллахом (что довольно смешно выглядит, учитывая, что Аллах, согласно Корана, самый большой хитрец). Да и как можно быть рабом у твоего единственного в этом мире защитника - у Отца, Господа миров? Это было бы странным. Вот поэтому я, скорее суфий, чем кто либо другой. Да и не нравится мне зацикленность большинства мулл на мирских благах и вещизме. Недавно имам-хабыбу Шамилю Аляутдинову задали в эфире вопрос-пожелание - мол, желательно, чтобы все исламские священники были монахами.

  • Анонимно
    30.11.2019 17:28

    Вопреки утверждениям и убеждениям некоторых, салафизм не отвергает искренность и не принижает ее роль.
    Салафизм выступает против тоталитарного сектантства и безосновательных заявлений.

  • Анонимно
    30.11.2019 17:58

    Я и Батыр - два Дартаньяна, а вы все нет.

  • Анонимно
    30.11.2019 18:09

    Автор, как всегда, в своем амплуа. Статья Батрова-единоросса (и, при этом - еще и "коранита") на сей раз написана в духе лекций известного идеолога Дугина, в которой суфизм рассматривается им в качестве натурального "опиума для народа" (анестезиологического средства для усыпления и оболванивания людей в пространстве "едра").
    Примечательно и парадоксально то, что "коранит"-Батров здесь явно противореча Корану и искажая Коран, в оправдание суфийской доктрины и пути (хотя до этого он здесь в БО оправдывал саляфизм Марджани и Ризы Фахреддина), пишет: "суфии в корне отвергали торгашеские отношения с Богом, основанные на поиске личной выгоды, пусть и потусторонней".
    Фактически же этим самым он полностью игнорирует (!!!) коранический аят, в котором при характеристике верующих говорится именно о "торге" (взаимных 2-сторонних обязательствах (что является сутью ислама) между верующими и Аллахом (не каком-то символичном - а реальном торге): «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай....Таково Его обещание и обязательство в Таурате (Торе), Инджиле (Евангелии) и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние (09:111). "Коранит"-Батров также сводит на нет и этот коранический аят: "Они продавали знамения Аллаха за ничтожную цену и сбивали других с Его пути. Как же отвратительны их деяния!" (09: 09).
    Кстати, таких "торгашеских отношений" (считай, торгашеских" аятов) в Коране много. Так что не надо превращать религию ислам в некий суфийский (анестезиологический, заоблачный, опиумный и сказочный) "гусейн-гуслия" (а по-татарски - в "эфсен-тефсен" (эфиун). И не надо пытаться оценивать тех знатоков ислама, которые стоят на позиции контр-суфизма - оценивать их, исходя из "скрепно-едровских" соображений. Не получится делать из них психотерапевтов-кашпировских (которых сейчас - пруд пруди почти в каждой мечети).

    • Анонимно
      30.11.2019 18:20

      Молодец постарался, но не верно

      • Анонимно
        30.11.2019 19:13

        Аяты Кораны считаешь неверными, товарищ Батров? Ну, так кто бы сомневался, что вслед за отрицанием общепризнанных достоверных хадисов начнешь и Коран отвергать.

        • Анонимно
          30.11.2019 19:38

          У Вас кругом заблуждения

          • Анонимно
            30.11.2019 20:28

            Так это не у меня, а у Батрова якобы "кругом одни заблуждения", а вот именно он все точно знает, как правильно и что имел в виду Аллах и что имел в виду Его Посланник.

      • Анонимно
        30.11.2019 20:42

        Первая часть теста (вашей оценки) принимается, а вторая - никак нет!

    • Анонимно
      30.11.2019 20:53

      Отлично сказано, верю.

    • Анонимно
      30.11.2019 20:56

      Суфизм это полный дзен. Умный человек с ясным разумом увидит в нем лишь отраву для рассудка.

  • Анонимно
    30.11.2019 18:26

    18:09. Своим комментарием Вы нанесли страшный удар по Исламу. В моем представлении об этой религии, как непрофессионала в знании ислама. Вы подтвердили, что ислам страдает торгашескими отношениями. Что я всегда и подозревал, зная, в какой исторической среде он возник. Вообще, ни о какой сделке с Господом и речи быть не может, о чем прямо говорят Веды, указывая, что все в мире принадлежит Богу, в том числе и сам человек. Любые другие трактовки о истинном Владельце всего, лишь указывают на то, что мы имеем дело с замаскированным в религиозные одежды материализмом, а не духовной религией. Но спасибо за правду.

    • Анонимно
      30.11.2019 19:16

      Вообще то и в Ветхом завете говорится о ДОГОВОРЕ между людьми и Богом, и Иисус (ас), как и иудеи сегодня, прошел через обрезание как один из обрядов заключения ДОГОВОРА с Богом, в котором люди обязуются в том то и том то, а Бог Дает обещание того то.

    • Анонимно
      30.11.2019 20:51

      Что плохого в торговле? В обмене? В сделке? Для мусульман это, в основе, халяль. А для вас что-то мерзкое?

    • Анонимно
      30.11.2019 22:36

      А я, слава Аллаху, в своем богоискательстве из Ведов перешел в Ислам. Торг не есть постоянно изменяющиеся и многократные сделки и купли-продажи, как на вещевом рынке, а есть одноразовый 2-сторонний договор между 2-мя субъектами правовых отношений - Аллахом и человеком. В этих отношениях Аллах-Субъект является Объектом поклонения (Илях - Единственный Титул-Статус, на который не имеет никто и ничто претендовать), а верующий человек - Его рабом, служителем. В процессе торга (договора) человек признает себя творением и собственностью Аллаха и весь мир, дарованный ему на время считает Божьим даром, а потому во всем доВЕРяется (от слова "вера") Ему и всю себя и свое имущество отдает Аллаху (живет по-Божески, подчиняясь Ему, полагаясь лишь на Него). Взамен этому Аллах обещает ему Рай. Вот и весь Ислам. Земная жизнь верующего - есть испытание его Исламом (будет он муслимом (от слова Ислам) или же - не будет. Как диктует Коран, он обязательно должен умереть, будучи мусульманином ( а не только верующим). В этом правовом договоре у обоих субъектов есть права и обязательства: Прерогатива (исключительное Право) Аллаха - быть Илях, право верующего - получить Рай; обязанность Аллаха - вознаградить верующего Раем, обязанность верующего - жить в поклонении Аллаху-Илях.
      Неверующий же человек не торгуется (не договаривается) с Аллахом-Творцом - он бесплатно и неблагодарно присваивает (по сути, ворует-потребляет) без какого-либо обязательства все, что создал Аллах. Он получает (довольствуется) лишь этим миром (взамен Рая получает лишь мирское). Все очень просто, естественно, прямолинейно, жестко, понятно, удобно, полезно, выгодно в такой сделке-торговле. Может вам все показалось механичным, низким (не возвышенным), приземленным, скучным. примитивным... Ислам - это "дин". А дин - не есть религия. Дин - есть Закон Божий (законодательная система, которую нужно соблюдать, охранять и возвышать над всеми законодательными системами). А Ислам, как и всякая законодательная система, состоит из 2-х составных: прав и обязанностей субъектов правовых отношений. А права и обязанности возникают лишь в договорных отношениях (в процессе торга). Предметами торга являются: с одной стороны Рай, с другой - жизнь и имущество человека. К сожалению, слово "дин" многие понимают, как религия (сферу опиума, "духовности", эфсен-тефсен, гусейн-гуслия). подобно другим религиям. Ислам - не религия. Ислам (дин) - обязательство жить по-Божески (по Закону) в соответствии с договором-торгом; испытание мусульманина-должника (обязавшегося в обмен на Рай отдаться целиком Аллаху). В Конце света наступает Йяуми -д-дин" (День Правосудия и Воздаяния (по акту "купли-продажи").

      • Анонимно
        1.12.2019 08:02

        Вы представляете, какую себе ответственность берете и перед Всевышним, и перед людьми, описывая свое мировоззрение как железобетонное утверждение Истины.
        Даже пророки наверно на себе такую ответственность не брали, а их мировоззрение в сравнении с вашим было "космос".

        • Анонимно
          1.12.2019 12:46

          Ислам - открытая и очень доступная для всех (очень легкая, как для понимания, так и для практики) законодательная (договорно-правовая система (не религия!!!)! Не улетайте в "космические дали"... со свей "религиозностью"... Не отождествляйте Ислам (ДИН) с религией (не уподобляйте его известным религиям). Ислам - не религияв том смысле, как ее трактуют не-мусульмане!!! Так вы очень быстро очутитесь в религии (или в христианской, или в иудаистской, или в буддийской, или в шаманизме и пр. религиях, что совершенно чуждо Исламу).

          • Анонимно
            1.12.2019 13:25

            В вашей идеологии места душе не осталось, очень жаль, как в современном мире, в современном мире тоже места душе почти не осталось, только деньги и торговля.

            • Анонимно
              1.12.2019 17:01

              Неужели и взаправду вы трактуете термин "торг (сделка)", упоминаемый в Коране, буквально как товарно-денежное (рыночное, базарное) отношение? И как вы можете утверждать об отсутствии души в представленном мной комменте, где как раз я акцентирую внимание именно на ценность ДУШИ верующего человека (и наряду с ней - также и на ценность его тела и имущества), которую верующий человек готов пожертвовать (отдать, обменять во время торга (сделки) Аллаху взамен Его Рая? Почитайте внимательно также мой коммент об этом (см. ниже - 09. 45). Может что-то прояснится...

      • Анонимно
        1.12.2019 08:51

        Если у вас такая сделка со Всевышним, зачем зачем аят из Корана в комментарии 18.09. видоизменили, пропустили:"Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая." Аят же со Всевышнего, не ваш, у вас было что ли такое право.

        • Анонимно
          1.12.2019 13:12

          Вы правильно подметили. Я, действительно, намеренно оставил то, что вы написали (что допустимо, во-первых). Во-вторых, потому, что эта оставленная часть требует особого пояснения. Поэтому приступаю к объяснению: Она напрямую касается торга (сделки), поскольку в ней дается критерий испытания и оценки ислама мусульманина (его верность и преданность при выполнении обязанности (долга) перед Аллахом - способность идти на самопожертвование ради веры (отдать (продать) свою душу, тело и имущество ради довольства Аллаха). Вот вам и торг - готовность и желание мусульманина обменять этот временный земной мир (себя) на вечный Рай. Сражение за веру (как и за землю, родину, близких и любимых, за идею, собственность, за права, свободу и пр. ценности) никто еще не отменял - это естественная и нормальная (и достойная) реакция каждого нормального человека, испытывающего на себе то или иное посягательство, насилие, преследование.

    • Анонимно
      1.12.2019 09:45

      Вы при раскрытии сущности ислама употребили слова "материализм" и "духовная религия" (как бы противопоставляя их). Первый термин слишком узкий и односторонний для характеристики Ислама. Его противоположностью является не "духовная религия", а идеализм. По-исламу, материализм (естественное, физическое, зримое, ощутимое) и идеализм (сверхъестественное, метафизическое, невидимое, неощутимое) - есть две стороны (медали) реализма. И физика, и метафизика - есть одна нераздельная и целостная реальность. То есть, Ислам - образ жизни в 2-х взаимодействующих и взаимовлияющих реальностях (контакт 2-х реальностей). Ислам - жизнь, никак не оторванная от материальной и идеальной реальности (потому он - не религия 9подобно хритиантсву , иудаизму. буддизму). Религия же (не-исламские доктрины (иудаизм, христиантсво, буддизм). в отличие от Ислама - это оторванность от материальной реалии. В религиях физика и метафизика разделены по принципу "Богу богово, а кесарю - кесарево". Поэтому-то все религии превращаются в опиум для народа (и здесь правы марксисты). Но эта критика вовсе не подходит к Исламу! Отсюда и возникает секулярность светского общества (материализм). Поэтому и коммунизм, и капитализм - это 2 стороны материализма. Ислам включает (учитывает) как материальное, так и идеальное. Ислам никак не односторонен - не ограничивается лишь материализмом (как вы утверждаете). Ислам невозможен без сверхъестественного (метафизического).
      Что касается слова "духовность" ("духовенство", "святой дух", "духовное воспитание, развитие, возрождение", "бездуховность"), то оно - изобретение неисламских доктрин. Этих терминов нет ни в Коране, ни в Сунне (Традиции) Пророка. В Коране сказано: "Они спрашивают тебя о духе... Скажи: "... "Вам о нем дано знать очень немного" ("Ночной перенос", 85). Их (слова про "духовность") протащили в Ислам "ученые" (духовные наставники суфийского толка) по образцу христиан, иудеев, буддистов. Не зря же суфизм - это гремучая смесь ислама, христианства, иудаизма, буддизма, шаманства. Исламу чужд клерикализм (институт или же каста духовенства, жречества, шаманства). Поэтому употребленное вами словосочетание "духовная религия" с позиции Ислама означает "оторванная от реальности, заоблачная, эфемерная, опиумная, внеземная, нереальная, внечеловеческая сфера - пустота, несущественность, схоластика). По-Исламу сверхъестественные существа и явления - есть реальность. Невидимое и неощутимое не означает несуществующее (нереальность). Ключом к сверхъестественному миру является иман (вера - сверхъестественное в самом человеке). Ислам же является практикой (гамаль) вероисповедания (вера на практике, организация жизни по Закону Аллаха), практикой-испытанием на верность договору (торгу) с Аллахом и Его законодательной системе. Есть еще одна высшая ступень (уровень) диалога-контакта с Всевышним Аллахом - это ихсан (способность видеть сверъестественное, метафизическую реальность - видеть невидимое (которое в свою очередь подразделяется на 2 уровня (по принципу кумуляции): а) чувствование постоянного Виденья-наблюдения со стороны Аллаха (чувство своей подконтрольности) и б) высший уровень ихсана - видение Аллаха собственным особым внутренним зрением (вдобавок к к первому чувству). Так что не все в Исламе тривиально и скучно...

  • Анонимно
    30.11.2019 19:56

    Пришлось ознакомиться с 9-ой сурой, и показалось, эта сура описывает времена, когда зарождался Ислам и шли ожесточенные бои с многобожниками, в те времена вот так только и можно было наверно объяснить суть Ислама людям, которые переходили с многобожия в единобожие, людям необразованным и невысоким духовным уровнем. Но не может такого быть, чтобы Ислам не допускал дальнейшее интеллектуальное и духовное развитие единобожников и невозможность буквального принятия некоторых сур, которые предназначались на раннем этапе становления единобожия.Не зря говорят-средневековое понимание религии, когда хотят подчеркнуть невежество в религии.
    А полный текст аята 09.111."«Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая.Таково Его обещание и обязательство в Таурате (Торе), Инджиле (Евангелии) и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние."

    • Анонимно
      30.11.2019 23:00

      Нет! Коран - не этапная Книга века средневековья, а Книга для жизни на все времена и для всего человечества. Земная временная жизнь человечества (и отдельного человека) - противоречивая, конфликтная на любой стадии своего развития. Причем. как свидетельствует практика, чем цивилизованнее, образованнее, технически вооруженнее, интеллектуально развитее человек и общество - тем, он (оно) еще больше опаснее. В Коране сказано: "Человек хочет зла, как добра"; "Быть может вам, что-то по нраву , а вам это во вред, и быть может, вам что-то не по нраву - а это вам на пользу. Вы не знаете, А Аллах знает". Жизнь на этой земле - есть постоянная борьба (война) между Истиной и ложью, добром и злом, верой и неверием, Божественным и Сатанинским. Как в самом конкретном отдельном человеке, так и в обществе (между людьми). Вся история человечества - это войны. А мир - есть только передышка между ними (причем, в совокупности все мирные годы в сумме составляют всего-то более 200 с лишним лет). И последняя война будет религиозная. Снимите розовые очки, читайте Коран, хадисы, изучайте сиру (жизнедеятельность Пророка).

  • Анонимно
    30.11.2019 22:49

    Полный бред! До конца даже читать не стал!

  • Анонимно
    1.12.2019 01:48

    Суфизм - салафизм и так далее... 90% татары не знают что такое таухид, не ходят на пятничную проповедь, религиозные деятели не в авторитете, практическая работа ведётся слабо, дагвата нет! Работа с молодежью практически не ведётся, кругом политика, деньги и борьба за власть. Нужны реформы и перемены, авторитетные религиозные деятели а нелояльные - бесхребетные самолюбы, которые хуже ревнивых баб, а то и как беременные - сами не знают чего хотят.

  • Анонимно
    1.12.2019 01:55

    Евангелисты в белых рубашках ходили по улицам и призывали с улыбкой на лице людей в свою религию и люди шли к ним. А где вы салафиты и суфии? Только и делаете что грызётесь за бабло и за власть. Вся ваша идеология это - бабло. И на этом все заканчивается. Батров на этом фоне как третий фронт, все больше завоевывает единомышленников. Вы сначала в себе разберитесь. Без единства вы ничего не добьётесь. А может вы так и хотите.

    • Анонимно
      1.12.2019 21:06

      Кого он завоевывает? Не смешите уж людей. 90 % уммы вообще о нем не слышали, а слышавшие о нем, мягко говоря, не лучшего мнения из-за высказываний, граничащих с выходом из Ислама.

  • Анонимно
    1.12.2019 12:32

    Читаешь некоторые комментарий и понимаешь, какое счастье, что пришлось познакомиться с трудами С.Н.Лазарева и подобных ему, благодаря которым сердце приняло Ислам с Любовью, а не в виде договора-торга.
    У каждого наверно с рожденья бывает неосознанная Любовь в душе, но благодаря религии она становится осознанной.
    Были бы доступны нужные строки Тукая, труды Ризы Фахретдина, Мусы Бигиева и других подобных и не была бы оборвана нить преемственности с ними, современные татарские богословы были бы способны понять Истину и донести ее до людей, донести с Любовью.
    А в нынешней ситуации тем, кому дороже всего Истина и Любовь, нелегко.

    • Анонимно
      3.12.2019 11:08

      Вы извращенно и пошло и примитивно (буквально) отождествляете договор-торг верующего с Аллахом с рыночно-базарным торгом и, тем, самым отрываете Ислам от реальной жизни и приравниваете его неисламским религиям, а сами парите совместно с представителями неисламских религий в некоем общем "духовном" (эфемерно-иллюзорном) пространстве (опиуме под названием "религия" или же "духовность"). И вы от них отличаетесь лишь только формальными (внешними) признаками.

  • Анонимно
    1.12.2019 14:35

    «Даже при желании суфизм нельзя навязать сверху»
    Еще как! Навязывали уже сначала атеизм! Теперь религиозность... разную

  • Анонимно
    1.12.2019 20:00

    Практики нет ни у суфиев ни у салафитов все носит поверхностный характер. Во время царской России мулла главной мечети пожаловался губернатору, что магометани оставляют Сунну пророка, и быстро уходят из мечети, не восхваляя Аллаха( тасбих ) так власти поставили двух полицаев, которые стояли у ворот мечети и останавливая прихожан спрашивали: ты молитву Магомета читал? Прихожанин : нет! Ну иди и читай) Скоро и у нас так будет)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль