Гонения на татароведение в КФУ 
29.04.2016

Рустам Минниханов: «Как попечителя Гафуров меня приглашает, а сам ко мне не приходит!»

«Заседание страстной пятницы»: ректор КФУ получил из рук президента РТ «желтую карточку» за то, что «плохо отнесся к родному языку»

Расходы на строительство исламской академии в Болгаре и воссоздание храма Казанской иконы Божией Матери поделят между собой республика, федералы и спонсоры, в числе которых ТАИФ, банк «Спурт», КМПО. Для них Рустам Минниханов сегодня в Кремле устроил массовый сеанс фандрайзинга. Но главным событием заседания попечительского совета фонда «Возрождение» стала «публичная порка» КФУ, вызванная планами по ликвидации в нем самостоятельной кафедры татароведения.

. Дела духовные стояли сегодня в повестке заседания попечительского совета фонда возрождения памятников истории и культуры РТ

«БЕЗ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ НЕ ОБОЙТИСЬ»

Дела духовные стояли сегодня в повестке заседания попечительского совета фонда возрождения памятников истории и культуры РТ с участием Рустама Минниханова, которое прошло в представительском корпусе Кремля. Для начала — видимо, для тех, кто не знал или подзабыл — глава республики напомнил, что 4 ноября он подписал указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери и создании Болгарской исламской академии. Последняя должна стать ни много ни мало одним из «ведущих центров образования и духовно-просветительских мусульманских центров», а воссоздание храма президент РТ назвал «восстановлением исторической справедливости».

Было объявлено, что к реализации проектов подключен фонд «Возрождение» во главе с Минтимером Шаймиевым. Такой читающийся выбор Минниханов объяснил высоким кредитом доверия у населения и налаженным контактом с ЮНЕСКО, бизнес-сообществом и отлаженным фондом механизмом привлечения кредитных средств. «Мы говорили об этом с Рустамом Нургалиевичем, — подтвердил госсоветник РТ Шаймиев, напомнив, что на будущий год ему стукнет 80 лет. — А он сказал, что члены политбюро и старше бывали». Зал отреагировал дружными аплодисментами и смехом.

Уточним, что проектировщиком здания Болгарской исламской академии выступает ГУП «Татинвестгражданпроект», генподрядчиком — ООО «Грань» (21 мая 2016 года, в день официального принятия ислама Волжской Булгарией, намечена закладка памятного камня на месте строительства академии). Воссозданием собора Казанской иконы Божией Матери в качестве проекта также займется «Татинвестгражданпроект», а генподрядчиком станет ООО «Евростройхолдинг+». Строительство обоих объектов начнется сразу после закладки памятных знаков в основание.

Проект собора представляет полную копию утраченного оригинала. Сейчас на территории Казанского Богородицкого монастыря уже начаты археологические работы и найден старый кирпичный фундамент. «Надо еще смотреть, если фундамент будет нормальным, то на нем храм и будет восстанавливаться, — сказал «БИЗНЕС Online» митрополит Казанский и Татарстанский, владыка Феофан. — Все, что найдут в ходе раскопок, будет помещено в создаваемый музей Богородицкого монастыря. Говорить о том, кто будет расписывать, еще рано — надо построить».

«НЕ МНОГО ЛИ МЫ НА СЕБЯ БЕРЕМ?»

Как сообщил «БИЗНЕС Online» ректор Российского исламского университета, директор ГБУ «Центр исламоведческих исследований» Рафик Мухаметшин, только строительство исламской академии потребует не менее 1 млрд. рублей. Само учреждение уже прошло юридическую регистрацию, и по плану набор студентов начнется задолго до окончания строительства, чтобы 1 сентября 2016 года уже начать образовательную работу.

Замминистра культуры РФ Александр Журавский рассказал, что финансирование восстановления и строительства объектов будет вестись по принципу 50 на 50: половину выделит федеральный бюджет, другую составят деньги из республиканской казны и от благотворителей. «Но, насколько я понимаю, со стороны республики будет гораздо больше, чем 50, — сказал он, намекая на «работу» с благотоворителями. — Конечно, без дополнительных, внебюджетных источников не обойтись».

Альберт Шигабутдинов заявил, что компания и прежде оказывала посильное участие в предыдущих проектах, и этот проект ТАИФ тоже поддержит


Первым делом слова поддержки Минниханов нашел у главы самой богатой компании Татарстана, гендиректора ОАО «ТАИФ» Альберта Шигабутдинова. «Не много ли мы на себя берем, можете ли вы быть нашим подспорьем?» — участливо спросил президент. Разумеется, Шигабутдинов ответил, что компания и прежде оказывала посильное участие в предыдущих проектах, и этот проект ТАИФ тоже поддержит. Кто бы сомневался.

Евгения Даутова: «Большая ответственность лежит на нашем поколении, потому что мы застали время, когда храмы разрушали. Естественно, что наше поколение обязано их восстанавливать»


«Законы такие, надо одну сороковую — сюда, одну десятину — туда, — под смех собравшихся говорил Минниханов и попросил высказаться предправления ОАО «Акционерный коммерческий банк «Спурт» Евгению Даутову. — Может, мы неправильно что делаем?»

Сомнений в том, что «нужно», не оказалось и у Дамира Каримуллина


Отрицательный ответ был явно неуместен. Даутова, конечно, начинание горячо поддержала: мол, каждое поколение строило храмы и синангоги. «Большая ответственность лежит на нашем поколении, потому что мы застали время, когда храмы разрушали, — сказала Даутова. — Естественно, что наше поколение обязано их восстанавливать». Сомнений в том, что «нужно», не оказалось и у председателя федерации профсоюзов РТ Татьяны Водопьяновой, и у гендиректора ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» Дамира Каримуллина...

«МАРАТ, Я РАД ТЕБЯ ВИДЕТЬ, НО ГДЕ ГАФУРОВ?»

Тему культурной и общественной значимости строительства упомянутых объектов продолжил муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин. «К сожалению, происходит вовлечение российских мусульман в эти процессы путем бездумного интернет-серфинга и обучения в зарубежных исламских центрах, — сказал Самигуллин. — Создание академии является продолжением и возрождением исламского образования не только у татар, но и у всех мусульманских народов нашей страны. Стоит отметить, что в советское время подавляющее большинство мусульманских традиций в образовании было прервано, крупные центры распущены, а богословы подверглись репрессиям».

Тут вроде бы «по протоколу» должен был пройти к трибуне митрополит Феофан, и, судя по его телодвижениям, он уже готовился к выступлению, но постановка пошла не по сценарию. «Иметь такую школу в целом для нашей страны — важный момент и надо бережно относиться к нашей религии, истории, языку, — вмешался Минниханов, начав издалека. — В интернете идет обсуждение, что кафедру татарской филологии... Вы можете мне пояснить? Вас сильно ругают».

Напомним, на прошлой неделе в ряде СМИ прошла информация о том, что КФУ может остаться без отдельной кафедры татароведения. Возмущение татарской общественности этим известием выразил постоянный автор «БИЗНЕС Online» Рафаэль Хакимов, в своей еженедельной колонке, собравшей почти полтысячи комментариев. Отвечать на неудобный вопрос президента взялся директор института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов, который спокойно пояснил, что «прошла неправильная информация» и университет вообще не принимает решения о закрытии кафедр (речь идет о слиянии кафедры татароведения с этнологией и археологией, но сути это не меняет).

«А кто принимает эти решения?» — спросил президент. Хайрутдинов повторил, что такое решение не принимается.

«Когда такие вопросы возникают, вы должны публично собрать прессу, дать разъяснение, — распекал глава республики. — Почему вы сидите, окопались — и никакой реакции? Неужели я должен вам это говорить? Гафуров здесь?»

Ректора КФУ Ильшата Гафурова на месте не оказалось. Замглавы аппарата президента РТ Александр Терентьев сообщил, что он то ли не приглашен, то ли не приехал, так что держать удар пришлось проректору по вопросам экономического и стратегического развития университета Марату Сафиуллину.

«А ты чего пришел сюда? Ты не представитель совета ректоров, — спрашивал Минниханов. — Марат, я рад тебя видеть, но где Гафуров? Почему ректор не пришел? Терентьев, почему плохо работаете?»

Разберемся, рапортовал Терентьев. «Не надо разбираться, обзвоните, это наш ведущий университет, — отругал его президент. — Я прошу от вас объяснений через прессу, чтобы понять, насколько оправданно поднимается этот вопрос. Главное — как попечителя меня приглашает, а ко мне не приходит! Я к нему в следующий раз не пойду... Я ко всем обращаюсь! Если вас приглашают на такое мероприятие, то это не из-за вашей фамилии, а из-за вашей должности. Я тоже не вечный... Правила должны быть везде».

«Реакция общественности резко отрицательная, — добавил масла в огонь Шаймиев. — Надо разобраться с ситуацией, выступить, извиниться».

Как потом оказалось, у Гафурова причина уважительная: болен отец. «Но он должен был сообщить, предупредить, проинформировать, что по семейным обстоятельствам его не будет, — сказал Минниханов. — Все равно ему «желтая карточка». Во-первых, за то, что он плохо отнесся к родному языку, не информируя о том, что делается. Во-вторых, надо пользоваться мобильными средствами связи и электронной почтой».

Отметим, что после заседания КФУ собрал экстренную пресс-конференцию, на которой директор института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов попытался опровергнуть информацию о ликвидации кафедры, но подтвердил ее слияние с другими кафедрами: «Татароведение пойдет как одно из направлений вместе с этнологией и археологией». «БИЗНЕС Online» готовит с пресс-конференции отдельный репортаж.

«ЗАСЕДАНИЕ СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЫ»

Наконец настал черед выступления митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, предваряя которое Минниханов пошутил для разрядки атмосферы. «Сейчас возьмет владыка, по-татарски выступит, еще лучше будет», — улыбаясь сказал президент. «Хотелось бы», — не полез за словом в карман Феофан и, не чинясь более, сообщил, что на освещение закладки храма 21 июля в день обретения Казанской иконы Божией Матери приедет сам патриарх Кирилл, который уже благословил воссоздание собора.

«Не случайно презентация этих двух больших проектов совпала не в дни Пасхи, а проходит в самый строгий день поста, когда православные вообще ничего не вкушают до вечера, никакой пищи. Случайностей не бывает», — сказал владыка Феофан.

«Я передам Сафарову (Асгат Сафаров — руководитель аппарата президента РТприм. ред.), он в последнее время глубоко погрузился в религию», — отреагировал Минниханов снова под смех зала.

Начальник департамента по взаимодействию с религиозными организациями управления президента РФ по внутренней политике Евгений Еремин творчески развил мысль владыки и предложил внести сегодняшнее событие в историю как «Заседание страстной пятницы». Запахло аллюзиями на тайную вечерю, пусть на дворе и не четверг, да и собравшихся было гораздо больше 13. Впрочем, идея широкой поддержки не получила.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (97) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.04.2016 19:40

    Реакция была резко отрицательная, выступить, извиниться... Да реакция была резко отрицательная на попытку размещения "Хранительницы" и где она сейчас?

  • Анонимно
    29.04.2016 20:03

    Татарский Язык нужно беречь и сохранить. Ул безнен Туган тел.

  • Анонимно
    29.04.2016 20:07

    Сообщите нам уже СЕНСАЦИОННЫЕ НОВОСТИ из КФУ!!!!!!!

    • Анонимно
      29.04.2016 20:14

      кого-то уволили?

      • Karim
        29.04.2016 21:36

        Уважаемые коллеги одна и та же тема в пятый раз - это уже попахивает травлей. К тому же эт о не делает Вам чести становится очевидна тенденциозность и даже скажу непрофессионализм.... Щительнее как то надо щительнее. К тому же если учесть что с татароведением нет тех проблем о которых здесь стенают то это только усугубляет ситуацию. Да там есть проблемы но отнюдь не такого порядка... Доверие к изданию далеко не долговечно... И сегодня это даже для сторонних лиц может оказаться уж очень явным..

        • Анонимно
          29.04.2016 22:45

          Karim,ты в Лондоне работаешь адвокатом?И подрабатываешь в КПФУ?Так тут не БиБиСи,врать не собираемся,потому что живём,и дальше хотим сохраниться,как этнос.Так что,Уззбогойся!

        • Анонимно
          29.04.2016 22:51

          Такими темпами по количеству упоминаний Ильшат Гафуров скоро обгонит самого президента! Браво БО!

        • Анонимно
          30.04.2016 08:55

          карим - бар ял ит. арыгансын, ахры.

  • Анонимно
    29.04.2016 20:11

    Уважаемые Татарстанцы!!
    Это БЕЗОБРАЗИЕ какое то,действительно кроме Уважаемого Рафаэля Хакимова на страницах БО нет вообще представителей НАУКИ Татарстана из рядов ТАТАРСКОГО НАРОДА.
    Где КФУ где ВСЕ? куда ПОПРЯТАЛИСЬ как КЛОПЫ БОЛОТНЫЕ АААА???????
    ЕСЛИ эти СТАРЫЕ ПОДХАЛИМЫ ИСТОРИКИ ТАТАРЫ в КФУ ПОДХАЛИМНО УНИЗИТЕЛЬНО ПОДДАКИВАЮЩИЕ всяким РУЧНЫМ ИСТОРИКАМ в СССР типа Академика Сахарова не хотят УЧАСТВОВАТЬ в ПРОПАГАНДИРОВАНИИ ИСТИННОЙ Истории Татарского народа,тогда НАДО гнать их ПОГАНОЙ МЕТЛОЙ!!!!
    Надо ИСПРАВЛЯТЬ Российскую ФАЛЬШ.историю про ИСТОРИЮ татар,ТАТАРСКУЮ ЗОЛОТУЮ ОРДУ и т.д.,которую понаписали МОНАХИ в ХРОНИКАХ запивая ЯДРЁНЫЙ КВАС,в угоду тому или иному КНЯЗЮ,ЦАРЮ!!!!
    Предлагаю СДЕЛАТЬ ЗАЧИСТКУ в КФУ!!!
    Уважаемый Рустам Нургалиевмч просим Вас ПРОВЕСТИ АТТЕСТАЦИЮ всего РУКОВОДСТВА КФУ,отвечающих за КУЛЬТУРУ и ИСТОРИЮ Татарского НАРОДА!!!
    ПРОСИМ ВАС УБЕДИТЕЛЬНО!!
    На всех ТВ ЦТ РФ выступают ИСТОРИКИ из МОСКВЫ и т.д.а наши ДОМОРОЩЕННЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНЦЫ сидят по УГЛАМ КАБИНЕТОВ,
    ПОКАШЛИВАЯ делая ВАЖНЫЙ ВИД!!
    И не надо ждать ПОКА того или ИНОГО ПРИСПОСОБЛЕНЦА,МАНКУРТА ИСТОРИКА ВЫНЕСУТ из КФУ на НОСИЛКАХ по СТАРОСТИ!!!
    Заполнить КФУ МОЛОДЫМИ ОБРАЗОВАННЫМИ КАДРАМИ и не обязательно только из Татарстана!!
    На днях купил с десяток КНИГ ИЗДАТЕЛЬСТВА
    "МАРДЖАНИ" по ТАТАРСКОЙ и МУСУЛЬМАНСКОЙ тематике,в этих КНИГАХ АВТОРЫ ТАТАРЫ да и УКАИНЕЦ подают ОТЛИЧНУЮ свежим ВЗГЛЯДОМ ИНФОРМАЦИЮ про ИСТОРИЮ ИСЛАМА в РОССИИ и историю ЗОЛОТОЙ ОРДЫ!!
    Есть КАДРЫ надо только подойти с УМОМ!!
    Спасибо Вам ДОРОГОЙ Президент РТ Уважаемый Рустам Нургалиевич и Уважаемый СОВЕТНИК дорогой Минтимер Шарипович за поставленный по существу вопрос.
    Слава России!!
    Слава Татарстану!!
    Всем мира и добра!!
    С уважением
    Простой человек

    • Анонимно
      29.04.2016 22:40

      Вы домой хотите приехать или что-то знаете? Коровьев

    • Анонимно
      30.04.2016 15:22

      Простой человек - пропаганда собственной странной идеи. Похож на провокатора

  • Анонимно
    29.04.2016 20:22

    Беда КФУ и институтов в том, что вузе работают ручные, послушные ученые советы. Которые, якобы, единогласно голосуют за решения руководства. В нужный момент некому сказать свое веское слово. Если и появляется человек со своим мнением, то он становиться изгоем.

    • Анонимно
      29.04.2016 20:35

      по факту пожалуйста, а если демагогия, то вам в соцсети

      • Анонимно
        29.04.2016 21:41

        А это и есть соцсеть, а факты у прокуратуры ищите

        • Анонимно
          29.04.2016 22:38

          Прокуратура это только в Москве ПРЫТКИЕ и МОБИЛЬНЫЕ...а в Казани они в основном СПЯТ...по какому вопросу к ним не обратись....в ответ одни отписки и пишут...Р Н Минниханов им ЖЕЛТУЮ тоже покажите

    • Анонимно
      1.05.2016 16:53

      Согласен на все 100%!
      С приходом в Уч . Совет Гафурова я не припомню на заседании совета хотя бы одну дискусств. Все только и делают, что согласно поднимают руки "за" и старательно прячут глаза от начальства.
      Последний интересный совет был при Салахове.

  • Анонимно
    29.04.2016 20:52

    а где она действительно?

  • Анонимно
    29.04.2016 20:56

    В кфу вообще чудеса творятся, мы не видим того, что там на самом деле творится. То, что просочилось малая часть из 20℅, которые нет-нет да выходят наружу.

    • Karim
      30.04.2016 08:37

      Ну почему же ?КФУ практически не сходит со страниц БО и не только.Поэтому КФУ фактически уже самый открытый вуз в России, спилили ли возле университета два дерева или не работает унитаз (утрирую) , здесь в СМИ все это тут же активно обсуждается, освещается. Ни одного другого вуза в России по степени обсуждаемости в нем происходящего Вы просто не найдете в интернете.

  • Тему заболтали. Следствием шевеления бровей стало обещание сохранить слово "татароведение" в названии.
    Гора родила блоху.

  • Анонимно
    29.04.2016 21:18

    Высокая честь Татарстану, что Митрополию возглавил человек мирового уровня, и человек, истинно религиозной Миссии. Хотелось бы пожелать, что бы Храм в честь Защитницы России был величайшего уровня. Все должно быть предельно точно просчитано.

    • Анонимно
      29.04.2016 21:30

      Ты ошибаешься в своём суждении.Сравниваешь человека и целый Татарский народ.Что значит,"человек мирового уровня"?Что сделал для Мира и всего Человечества?Надо быть скромным.Бог,Мирового уровня.Вот это понятно.

  • Bure
    29.04.2016 21:34

    Руководству РТ нужно определится татары как нация нужны республике или нет . Если не нужны тогда вопросов нет, все делается правильно . Если нужно то почему такое отношение по остаточному принципу ?

  • Анонимно
    29.04.2016 21:55

    1. "Прошла неправильная информация и университет вообще не принимает решения о закрытии кафедр."

    Попытка ввести в заблуждение, жонглируя великим русским языком?
    Слияние и есть растворение, ликвидация специального, целевого (в данном случае "татароведения").

    Если даже кто-то и усмотрит "пиар" в речи Президента РТ, все равно огромное ему спасибо за поддержку. Обязательно проголосую на следующих выборах хотя бы за эту конкретную защиту и позицию. И про "Мы продолжим борьбу за свой язык," честно говоря, был приятно удивлен. Так держать.

    Думаю, теперь самое время в соответствии с политикой баланса культур заняться Татарским университетом. Иначе точка невозврата будет пройдена, и потом не будет необходимости в нем. К тому же власть должна сдерживать свои обещания.

    2. Про "историческую справедливость" в отношении восстановления собора не соглашусь кардинально. Это и недоработка историков, консультантов и т.д. Не нужно лакировать историю, православие появилось здесь совершено нецивилизованным путем. Справедливость частично восторжествует, когда хотя бы поставят памятник защитникам Казани. В идеале - извинения РПЦ и призыв "жить дружно".

    И появится Татарский национальный университет, конечно.

    На всякий случай.
    Татарин.
    Друзья в основном русские (да и разве нормальный человек выбирает себе друзей по национальности), в радости и в беде поддерживаем друг друга.
    Верующих уважаю независимо от их выбора (не путать с религией).

    • Анонимно
      29.04.2016 22:38

      Соглашусь с каждым словом.

    • Анонимно
      30.04.2016 08:54

      Татарский университет нарся шул ун? Там будут одни татары и будут говорить только на татарском, одни татароведы? Улям!

  • N.
    29.04.2016 22:07

    по-моему в КФУ творится бардак... правда, стоит заметить, что другие вузы не так пристально под взоры СМИ попадают, и вполне возможно, что там еще бардачнее:) было бы логично главному университету Татарстана оставить кафедру татароведения в покое... либо пояснить обществу стратегические мотивы)

  • Istorik
    29.04.2016 22:23

    Кафедра называлась "кафедра татароведения и тюркологии". До этого существовала отдельная кафедра истории татарского народа которых слили с кафедрой тюркологии. Теперь вот сливают с археологией и этнологией (кстати, две разные научные дисциплины).
    Кстати, ранее в интервью Хайрутдинов говорил, что сольют с той кафедрой, где работают африканисты.
    Дальше с кем объединят??


    • Istorik
      30.04.2016 10:26

      извините, не разобрался: историков в этой кафедере отправят к археологам и этнологам, а языковедов к кафедре китаеведения и алтаистики

  • Анонимно
    29.04.2016 22:30

    Пожалуйста, уберите этого ректора! Невозможно учиться. Университетских чиновников больше чем преподавателей, количество кафедр сократилось в два раза. Мне интересно было изучать зарубежное регионоведение, но сейчас эту кафедру слили ч кафедрой международных отношений, все перемешалось и есть просто одно общее направление, где все перемешалось и затерялось. И так везде, друзья с института филологии тоже самое говорят.

    • Анонимно
      30.04.2016 02:13

      Совершенно точно подобрано слово "затерялось".
      Чисто технически: сокращается кол-во часов на "татарскую" часть.

      Да и время энциклопедистов прошло, ныне время специализации и межнаучные направления, насколько правильно понимаю в этом?

      • Анонимно
        1.05.2016 15:20

        Наступает такое время, когда профессионалы (энциклопедисты) не нужны. Вузы будут выпускать "роботов", обладающих определенными компетенциями и этого в рыночной экономике вполне достаточно. Поэтому, зачем заморачиваться татароведением и тюркологией. Уж больно много мороки с ними, а "выхлоп" не очень. А что сейчас главное, и в образовании тоже? Правильно.Коммерческая составляющая. Обратите внимание, никто не говорит о главных людях образовательного процесса. Студентам-то каково? В этом непрекращающемся океане "преобразований, сляний, разделений, оптимизаций". Что с качеством образования, в самом широком смысле этого слова? А ничего. Одними супер-пуперскими лабораториями этого вряд ли удастся добиться.

    • Анонимно
      30.04.2016 10:43

      Действительно, кафедры постоянно объединяют, количество часов снижается, а административный аппарат растет как на дрожжах. И прав комментатор, который говорит о хамстве управленцев, прежде всего, заместителей директоров институтов - с профессорами, доцентами общаются на языке грузчиков, хамски, с пренебрежением! А что творится на периферии университета - это полный мрак! Объединяют кафедры и ставят заведующей даму, которая с той же поляны, что и Багаутдинова, в диссернете полное досье на неё выложено, но в челнах директору наплевать, главное не честность и научное имя, а что-то другое, видимо деньги.

  • Istorik
    29.04.2016 22:35

    Для сравнения: в МГУ 18 исторических кафедр, у Хайрутдинова - 5. Раньше было 9. Это итог слияний. Нет ни отдельной кафедры истории татарского народа, нет ни истории Татарстана
    И что, историческая наука в КФУ стала сильнее? Татароведение окрепло?


  • Анонимно
    29.04.2016 23:03

    А что кроме данного издания КФУ и Гафуров больше никому не интересны? Странно все это

  • Анонимно
    29.04.2016 23:03

    Уже пять-шесть лет КФУ живет в гнетущей атмосфере, когда хамы и наглые под видом менеджеров типа Р.Хайрутдинова, возомнившего себя ханом, правят и травят научно-педагогический коллектив. Спасибо тем, кто смог сказать свое слово за честь университета раньше и сейчас! И главное перед Президентом республики Рамиль Хайрутдиов бессовестно врет, что мы не закрыли никакие кафедры, когда уже это решение протащили через директорат, ректорат, ученые советы. Поэтому то и нет доверие этому человеку...и не будет!

    • Анонимно
      30.04.2016 01:11

      Ох, как вас тут распирает от удовольствия))) Ведь можно порассуждать о том, как же бедствует КФУ и как там обижают коллективы институтов. Явно вы не представляете университет, так как знали бы, как и в какой последовательности можно изменить структуру. Таких решений не было по отношению к ИМОИиВ и это реальность

    • Karim
      30.04.2016 08:18

      Никакого вранья нет. Речь идет об объединенной кафедре «Археология, этнология и татароведение» . Идею эту выдвинули на ученом совете института сотрудники объединяемых кафедр, но пока большой ученый совет университета эту тему не обсуждал и не утвердил проект.

      • Анонимно
        30.04.2016 08:35

        Вы врете Карим. Вы прекрасно знаете, что сотрудники не самостоятельно выступают с подобными предложениями-это разнарядка ректората. Вы прекрасно знаете, что подобного рода "реорганизации" - это ликвидация, не жонглируйте словами. И, наконец, Вы прекрасно знаете, что в университете сейчас идёт волна сливаний кафедр (а по сути ликвидация путём объединения) и это ПРИКАЗ РЕКТОРА. Хватит врать Карим, не позорьтесь.

  • Анонимно
    29.04.2016 23:16

    Кафедра тенгринианства когда будет? Вот что надо изучать и возрождать а не всякие чужеземные суахили и семитские религии. Без Тенгри нет народа! Тысячи лет жили под Тенгри и процветали!

    • Этого в Татарстане никогда не будет! У тенгрианцев нет храмов,клерикалов,,а значит не будет строек храмов,откатов,и самих клерикалов!Да и зачем людям с рабской психологией природа основа тенгрианства,если они ее губят мать Вашу,зачем дух предков,если мы единственный народ не имеющий своей истории,точнее еще есть такие же УКРЫ и придумываем про Волжскую Булгарию,тысячелетие Казани и 1100 летие принятия Булгарами Ислама,которых тут тогда не было и первые мусульманские эпитафии появились на нашей территории с приходом Булгар мусульман с Кубани в 1223 году высланных Батыем.!И какое сейчас может быть процветание,если все деньги направляют на семитские религии и на производство водки! Тенгри отвернулся от нашего народа ,предавшего веру предков!

    • Анонимно
      30.04.2016 11:27

      Тенгрианства у татар не существует многие столетия. Нет преемственности, нет письменных источников, практически нет археологических источников, нет общины. Чего изучать? Наши предки официально приняли Ислам в 922 г., а некоторые общины были уже и до этого, на уровне Улуса Джучи официальный статус Ислама распространил хан Узбек. Т.о., татары сформировались как нация будучи мусульманами. Для Мурата абый, храмы у тенгрианцев были, и туда мог заходить только жрец, главный же жрец был каган, вот она "богоизбранность" власти. Тюркские империи разваливались и при Тенгрианстве, как и Монгольская империя развалилась без Ислама.

      • Анонимно
        30.04.2016 14:20

        Как 2 раза Ислам принимали, обьясните пожалуйста

        • Анонимно
          30.04.2016 19:35

          Не принимали два раза, когда Монгольская империя завоевала эти земли здесь уже были мусульмане. Не булгарский эмир же принял опять Ислам, а новая власть в лице ханов Улуса Джучи. В новом государстве и был в последствии подтвержден статус Ислама как официальной религии, только на еще на большую территорию.

          • Анонимно
            30.04.2016 19:50

            А татары тогда кто? Завоеватели или завоеванные? Что то я совсем запутался....

            • Анонимно
              30.04.2016 21:20

              Такое слово как этногенез знакомо? Любая нация не является однородной и "чистой". Русские тоже имеют в своих корнях и финно-угорские племена, которые ассимилировали славяне. Тюркские народы - наши предки, и булгары, и кипчаки. При этом в Волжской Булгарии жили и предки чувашей, а кипчаки также являются предками башкир и казахов.

              • Анонимно
                1.05.2016 11:46

                Какая нация принимала Ислам в 922 году и какая в том же самом месте в 1322 году. Одна и та же или это 2разных народа?

                • Анонимно
                  1.05.2016 13:35

                  Не было тогда наций, изучите вопрос этногенеза и нациестроительства татар. Повторюсь, Ислам двумя разными государствами принимался как официальная религия, при этом мусульманское население на этих землях уже было. Это как СССР и РФ - разные гос. образования, но с общей историей.

                  • Анонимно
                    1.05.2016 18:50

                    Ответьте кто нибудь татары когда стали мусульманами? В 922 или 1322 году? Кто нибудь может ответить?

                    • Анонимно
                      1.05.2016 20:01

                      Неужели не понятно объяснили. Когда русские стали христианами? После крещения Руси или после развала СССР, когда опять стали устраивать на официальном уровне крестные ходы и праздновать Пасху? Б

                    • Анонимно
                      1.05.2016 20:26

                      Татары уже были мусульманами, изучите вопрос, когда мы стали нацией. Ислам принимали наши предки - булгары.

                      • Анонимно
                        1.05.2016 22:01

                        А кто тогда в в 1322 году Ислам принимал? Жили булгары. Пришли непонятно кто. Разгромили Булгар. Превратили территорию в Дикое поле. Остались тут. Или ушли обратно? Наверно остались. Приняли Ислам в 1322 году. До сих пор тут живут. Так? Как это с булгарами состыковать?

      • Анонимно
        30.04.2016 19:58

        Тюркскую единую империю развалили арабы через своего агента Узбека. До Узбека тюрки были непобедимыми. Били и арабов и Византию и Запад и Восток. Равных не было. После Узбека только вниз,деградация. без Тенгри нам немного осталось. Территории почти нет, боремся за последнее, за право говорить на своем языке.
        Нам есть что терять?
        Может быть еще хуже?
        Помогли семитские боги?

        • Анонимно
          30.04.2016 21:13

          Будущий хан Узбек принял Ислам от тюрка, а не араба) Пик могущества Улуса Джучи пришелся на правление хана Узбека, и к власти он шел как все в то время, в т.ч. чингизиды. Не забывайте Монгольская империя развалилась, когда ханы Улуса Джуча еще не были мусульманами. Тут Ваша теория сыпется. Также османы-тюрки после принятия Ислама основали империю и громили всех подряд. Но все империи слабнут и умирают, так было и с Улусом Джучи, а Ислам как один из факторов позволил нам сохраниться и сформироваться как нация в Российской империи. Еще раз, посмотрите на шорцев, хакасов и т.п.

          • Анонимно
            1.05.2016 20:39

            Раздробили тюрков на татар и чуваш. На башкир и турок. На якутов и гагаузов. Раздробили и добивают. Нас Тенгри всех обьеденял. Если к Тенгри все не вернемся нам конец.

  • Анонимно
    29.04.2016 23:51

    Так есть же уже, в Шеланге. Сиразин зав.кафедрой

  • Анонимно
    30.04.2016 00:34

    Великим стал Гафуров.

  • Анонимно
    30.04.2016 02:33

    Пусть Гафуров держит ответ за ликвидацию татарского факультета, единого научно-образовательного центра по татарской проблематике, включающего язык, литературу, историю и культуру татарского народа. В чем был смысл дробления и распыления татарской тематики по различным подразделениям КФУ? Необходимо восстановить самостоятельную структуру (отдельный институт), охватывающую всю татарскую проблематику. Казанский федеральный университет имеет еще одну титул - "Приволжский". Наверное, смысл этого титула и в том, что свои научно-образовательные программы "Приволжский университет" должен выстраивать в интересах всех регионов и народов Поволжского ареала. Ничего подобного мы в КФУ не видим. В частности, вместо "китаеведения" и "африканистики", КФУ должно было бы развернуть исследования и обучение по широкому кругу проблем (язык, история, культура) многочисленных финно-угорских народов Поволжья. Вот было широко разрекламировано сотрудничество КФУ с университетами Финляндии, а по каким направлениям обучения и исследований, это почему-то не очень афишируется. Насколько я знаю, пока имеют место лишь единичные обмены студентов и ученых. Финские татары говорят, что Финляндия готова к открытию совместного российско-финляндского Института алтаистики, где велись бы исследования и обучение по тюркологии и финно-угорской проблематике. В этом институте могла бы быть сосредоточена и вся татарская проблематика. Но КФУ почему-то не проявляет никакой заинтересованности в таком проекте.

    • Анонимно
      1.05.2016 15:28

      Поддерживаю,предлагаю провести интернет голосование о создании института по Татарской проблематике(язык, история, культура ит.д татарского народа). И пусть это сейчас не приносит прибыли, это окупится сторицей будущими поколениями, если мы это сможем сохранить. Не все меряется деньгами. Этот институт должен быть неприкасаемым во все времена.если мы хотим сохраниться как нация.

  • Анонимно
    30.04.2016 05:49

    Не только КФУ отличается гнетущей обстановкой, созданной ректором и подручными.Загляните в университет правосудия, где студенты со студенческой скамьи знакомятся с реальностями жизни: главное- не профессионализм, а принцип"- не подмажешь, не поедешь.

  • Анонимно
    30.04.2016 07:10

    Согласен с Сиразиным. Манкурты. Чингиз Айтматов как будто нас описал. Предали своего Бога. Молимся чужим богам. Выбираем между чужими алфавитами. Отказываемся от своих великих предков. Манкурты. Рабы чужих богов. Марионетки в чужих руках. Мурат прав. Горько это но это так

    • Анонимно
      30.04.2016 11:35

      В чем прав? Мы не забыли своих тюркских предков, сами являемся тюрками, помним Тенгрианство, как и знаем, что наши предки многие столетия назад приняли Ислам. Так, кто манкурт? Вы плеете на память наших предков, оскорбляя и отвергая Ислам. Посмотрите на тех тюрков, кто остался в язычестве, шаманизме и т.п. - хакасы, алтайцы, шорцы и многие др. вымерающие тюркские народы. Этого желаете татарам?

      • Анонимно
        30.04.2016 19:01

        А казахи? они тоже тенгринианцы

        • Анонимно
          30.04.2016 19:30

          Они не тенгрианцы, а мусульмане, в Казахстане еще больше возрождается Ислам, чем в Татарстане, и это им никак не мешает развиваться, ВВП на душу населения уже как в РФ.

  • Анонимно
    30.04.2016 08:23

    Сиразин прав

  • Азат Д
    30.04.2016 08:57


    "РЕКТОР КФУ ПОЛУЧИЛ ИЗ РУК ПРЕЗИДЕНТА РТ «ЖЕЛТУЮ КАРТОЧКУ»" - что это значит?
    А Гафурова разве Минниханов назначил?

    • Анонимно
      30.04.2016 10:38

      А что, разве желтую карточку игроку предъявляет тот, кто назначает его на игру, т.е. тренер? Нет же, и в данном случае Президент Татарстана выступил в качестве рефери. И еще. Думаю, ни одного ректора ни одного вуза не назначат, не согласуя это с первым лицом региона. Так что, Рустам Минниханов знает, что говорит и делает.

  • Анонимно
    30.04.2016 08:57

    Уважаемые Татарстанцы!!
    Это БЕЗОБРАЗИЕ какое то,действительно кроме Уважаемого Мурата Сиразина на страницах БО нет вообще представителей тэнгринианцев Татарстана из рядов ТАТАРСКОГО НАРОДА.
    Где КФУ где ВСЕ? куда ПОПРЯТАЛИСЬ как КЛОПЫ БОЛОТНЫЕ АААА???????
    ЕСЛИ эти СТАРЫЕ ПОДХАЛИМЫ ИСТОРИКИ ТАТАРЫ в КФУ ПОДХАЛИМНО УНИЗИТЕЛЬНО ПОДДАКИВАЮЩИЕ всяким РУЧНЫМ ИСТОРИКАМ в СССР типа Академика Сахарова не хотят УЧАСТВОВАТЬ в ПРОПАГАНДИРОВАНИИ ИСТИННОЙ Истории Татарского народа,тогда НАДО гнать их ПОГАНОЙ МЕТЛОЙ!!!!
    Надо ИСПРАВЛЯТЬ Российскую ФАЛЬШ.историю про ИСТОРИЮ татар,ТАТАРСКУЮ ЗОЛОТУЮ ОРДУ и т.д.,которую понаписали МОНАХИ в ХРОНИКАХ запивая ЯДРЁНЫЙ КВАС,в угоду тому или иному ХАНУ,ЦАРЮ!!!!

    И не надо ждать ПОКА того или ИНОГО ПРИСПОСОБЛЕНЦА,МАНКУРТА ИСТОРИКА ВЫНЕСУТ из КФУ на НОСИЛКАХ по СТАРОСТИ!!!
    Заполнить КФУ МОЛОДЫМИ ОБРАЗОВАННЫМИ КАДРАМИ и не обязательно только из Татарстана!!

    Слава России!!
    Слава Татарстану!!
    Всем мира и добра!!
    С уважением
    Простой человек

  • Анонимно
    30.04.2016 09:20

    Тенгрианство ближе нам по духу, по самоощущению. Но татары и ислам продвинули до джадидизма - более демократичной религии. А вообще-то на религии не надо застревать. Правильно говорит Хакимов - надо заниматься наукой и открытиями. И не надо народу мозги затуманивать и так уже 90% народа зашоренные.

    • Анонимно
      30.04.2016 10:02

      Манкуртами стали, забыли нашего Тэнгри. Слава Тэнгри он начал возвращаться к нам.

      • Анонимно
        30.04.2016 11:41

        Скажите, Вы верите в Тенгри и весь пантеон божеств Тенгрианства, признаете все религиозные обряды и ритуалы Тенгрианства? Только ответьте, пожалуйста, честно и прямо без нудного филосовствования. Пока что идеологи Тенгрианства, которых по пальцам одной руки можно пересчитать, признались, что они - атеисты.

        • Анонимно
          30.04.2016 14:32

          Дети мои верят. Я верю. Родители мои верят. Деды мои верили, эта вера им помогла выстоять победить в войне, оба были с 41 по 45 на фронте, оба вернулись с множеством орденов и медалей.По их рассказам выжили потому что Тенгри помогал. И все мои предки верили только в Тенгри, в своего Бога.

          • Анонимно
            30.04.2016 19:26

            Вы ответьте, пожалуйста, прямо, я же просил. Верите ли Вы в Тенгри как в Тенгрианстве, верите ли в пантеон божеств, признаете ли религиозные ритуалы и обряды Тенгрианства? Я знаю, что наши предки иногда Аллаха называли Тенгри, но в том смысле, как мы по-русски Его можем назвать Богом.

            • Анонимно
              30.04.2016 19:46

              Я верю в Тенгри, куда еще прямее?))) В других богов я не верю. Еще прямей?)))

              • Анонимно
                30.04.2016 20:27

                Мой тоже тенгринианец. Недавно читал его наградные листы. В одном бою взял ЛИЧНО в плен 17 фашистов. И это в 1942 году!19 летний паренек из глухой татарской деревни. Один и 17 наглых еще в 42ом немцев. Чувствуете дух? Он верил только в Тенгри.

                • Азат Д
                  30.04.2016 21:23


                  А сколько якутских, тунгусских и т.д. снайперов воевало с железной выдержкой, они кто, христиане или там тоже свои боги?

              • Анонимно
                30.04.2016 20:42

                Как и любой псевдотенгрианец ушли от ответа. Я так понимаю, Вы не верите в Тенгри как он описан в Тенгрианстве (как в тюркской, так и монгольской версии), Вы не верите в пантеон божеств в Тенгрианстве, Вы отрицаете религиозные ритуалы и обряды Тенгрианства. И после этого себя называете тенгрианцем? Ну-ну.

                • Анонимно
                  1.05.2016 11:19

                  Я верю в Тенгри я соблюдаю обряды. Что вы хотите услышать мне непонятно уже стало)))

                  • Анонимно
                    1.05.2016 13:22

                    Я там привел простой список, на который почему-то никто не может ответить. И какие же интересно обряды и откуда Вы о них знаете, что тенгрианские?

                    • Анонимно
                      1.05.2016 15:54

                      От родителей. Они от своих родителей. И так из века в век. Что тут странного? Мои дети верят в Тенгри и соблюдают обряды. Праздники в том числе и Сабантуй.

                      • Анонимно
                        1.05.2016 16:23

                        Какие конкретно обряды? Вы не можете ответить, потому что Ваши родители не были тенгрианцами. Сказать на татарский лад, что верю в Тенгри, это тоже самое, что сказать - я верю в Бога без привязки к какой-либо религии, так говорят агностики и деисты. Вот и в Вашем случае Тенгрианством даже и не пахнет. И я уже говорил, что наши предки после Тенгрианства понимали Тенгри как Аллаха, Бога, а не как верховного божества Тенгрианства. Сабантуй уже многие столетия как национальный, а не религиозный праздник. Короче, в очередной раз убедился, что тенгрианцев среди татар нет.

                        • Анонимно
                          1.05.2016 18:46

                          На чем осованы ваши убеждения? Исходя из чего делаете такие выводы? Мы вери в Тенгри и только в него.

                          В ваших выводах не нуждаемся)))Вы приходящее и уходящее. Временное. Тенгри вечен. Я не собираюсь вас в чем то убеждать и тем более отчитываться перед вами)))Вы мне неинтересны

                          • Анонимно
                            1.05.2016 20:22

                            На том, что псевдотенгрианцы никогда не могут ответить на поставленные вопросы, ибо нечего сказать. Удачи.

  • Анонимно
    30.04.2016 10:33

    А после окончания этой кафедры чем будет заниматься ваш ребенок и где работать? К Хакимову пойдет писать статьи?

    • Анонимно
      30.04.2016 15:25

      Пойдет работать в госучреждения вместо тех, кто не знает о татарах ничего. Там таких много и место можно найти тоже много. Будет потом конкурс по этой специальности. А если еще окончит курсы бухгалтеров то и цены не будет.

  • Bure
    30.04.2016 10:44

    А после окончания этой кафедры чем будет заниматься ваш ребенок и где работать? К Хакимову пойдет писать статьи?======А это уже забота государства создавать рабочие места .Но если ликвидировать повсеместно образование на татарском языке то специалисты конечно не нужны .Помимо того национальное образование должно быть качественным и конкурентноспособным ,но это отдельная тема .

  • Анонимно
    30.04.2016 10:56

    На объединенной кафедре у него будет широкий кругозори он сможет работать во всех уголках России, и за рубежом а после кокончания этой кафедры только наверное в Базарных Матаках. Очень узкий специалист.

    • Анонимно
      1.05.2016 20:03

      А республике нужны работники за рубежом и в далеких уголках России? Может нужны работники как раз в Базарных Матаках? Б

  • Анонимно
    30.04.2016 11:48

    Позор, КФУ.

  • Анонимно
    30.04.2016 12:28

    А за что позор?

  • Анонимно
    30.04.2016 19:31

    Можно подумать, что у татарского народа нет других забот. Не надо говорить от всего народа он вас об этом не просит будте немного поскромнее , а то тут то "простой человек" начинает лозунгами говорить от имени татарского народа сидя как мне кажется в Москве или Питере.

  • Анонимно
    30.04.2016 20:42

    Археологический музей кфу закрыли, его фонды гниют в подвале энергобанка. Музей с 200 - ней историей оказался никому не нужен.

  • Анонимно
    1.05.2016 20:24

    Уважаемый Ильшат Рафкатович, Вы допустили ошибку! Есть такое хорошее качество, а для руководителей Вашего уровня оно просто необходимо, признать ошибку и исправить ее. Не нужно вступать в спор с двумя президентами Татарстана, действующим и первым, это оно благославили Вас на эту должность! Они для нас первые лица нашей Республики, нашей родины - Татарстана и они доказали нам это в самом щепетильном вопросе - по татарскому языку и литературе, это вопрос жизни или вымирания для любой нации. Модель Татарстана уникальная, в моем дворе играют вместе дети татар, русских, , чеченцев! Это же уникально, что они вместе и находят общий язык! Сегодня, некоторые, преподносят ислам как угрозу Западному миру, а Татарстан доказывает обратное! Татарстан сегодня самый инвестиционно привлекательный регион России. Вот это и нужно включать в ДК КФУ, 21 мая будет заложен фундамент в Болгарскую исламскую академию, а Вы сыграйте на опережение, создайте или восстановитетчуть раньше татфак

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль