Пять лет назад, в октябре 2011 года, Рустам Минниханов впервые прогулялся с Олесей Балтусовой по Адмиралтейской слободе, дав поручение преобразить эту территорию. И, кажется, только сейчас громада двинулась и вот-вот начнет рассекать волны: из Москвы выписан знаменитый архитектор Сергей Чобан, Равиль Зиганшин за 400 млн. рублей чистит местный водоем. Пообщавшись с участниками процесса, «БИЗНЕС Online» выяснил подробности.
По Адмиралтейской слободе Рустам Минниханов прогулялся пять лет назад и дал поручение разработать единую концепцию развития слободы
1. ЧТО СДЕЛАНО ЗА ПЯТЬ ЛЕТ?
По Адмиралтейской слободе Рустам Минниханов прогулялся 14 октября 2011 года — тогда это была всего лишь шестая «историческая» прогулка президента по Казани и первая — Олеси Балтусовой в высоком статусе помощника президента. По ее итогам было дано поручение — разработать единую концепцию развития слободы и постараться привлечь федеральное финансирование, все-таки 300-летие Российского флота намечается. Идея не была неожиданной: ее к тому времени уже активно пестовал в то время глава Кировского и Московского районов Дамир Фаттахов (ныне замруководителя исполкома).
Поскольку финансирования не было, помог КГАСУ силами аспирантов и магистров-студентов под руководством завкафедрой градостроительства Александра Дембича. В 2013 году президенту были представлены первые итоги работы. С тех пор концепция дополнялась и пухла (Минниханов, например, попросил включить в нее территорию соседней Ягодной слободы и земли бывших артиллерийских складов), получала награды на градостроительном конкурсе минстроя России и даже заставляла застройщиков останавливать работы, чтобы они до утверждения документа не построили что-нибудь не то.
Сегодня готово два базовых документа, главный из которых — концепция развития Адмиралтейской слободы. «Это большая работа, в которой мы проанализировали множество деталей, прикинули объемы, учли всевозможные регламенты и стратегические намерения развития города. Учли максимальное количество пожеланий, поговорили с собственниками территорий, с которых выводятся промпредприятия. Мы знаем, кто что продает, кто что хочет там строить», — рассказала «БИЗНЕС Online» Балтусова.
«Мы проанализировали множество деталей, прикинули объемы, учли всевозможные регламенты и стратегические намерения развития города», — рассказала «БИЗНЕС Online» Олеся Балтусова
Второй ключевой документ — концепция музейного комплекса «Адмиралтейская верфь», говорит помощник президента, держа в руках увесистый том. В нем — различные идеи: от того, каким может быть здание музея внешне, до породы деревьев и активностей во дворе.
«Концепция развития Адмиралтейской слободы и концепция создания музейного комплекса — это предпроектная работа. Это некая идеология развития, в которой заложена максимально научная подоснова. Прикинуты эскизы, что и как могло бы выглядеть, внесены предложения, что могло быть размещено», — говорит Балтусова.
Еще один плод проектной работы — постановка на учет в водный реестр старого русла Казанки, которое получило новое название — пруд «Адмиралтейский». Это, в свою очередь, позволило получить первые средства на его очистку и экореабилитацию (об этом ниже).
2. КТО ТАКОЙ СЕРГЕЙ ЧОБАН И ЗАЧЕМ ЕГО ПОЗВАЛИ В КАЗАНЬ?
На форуме «Среда для жизни» мэр Казани Ильсур Метшин объявил: архитектор и руководитель архитектурного бюро SPEECH Сергей Чобан будет разрабатывать мастер-план Адмиралтейской слободы. Это решение — привлечь московского эксперта — стало довольно неожиданным. Говорят, Минниханов пересекся с архитектором на сочинском инновационном форуме, где без долгих раздумий и пригласил принять участие в большом проекте.
На форуме «Среда для жизни» мэр Казани Ильсур Метшин объявил, что мастер-план Адмиралтейской слободы будет разрабатывать архитектор Сергей Чобан (справа)
Чобан и его бюро широко известны как авторы московской башни «Федерация», штаб-квартиры Coca-Cola, главного медиацентра Олимпийских игр в Сочи, нового здания Московской городской Думы. В Казани его объект (разрабатывал вместе с партнером Сергеем Кузнецовым, ныне — главным архитектором Москвы) — Дворец водных видов спорта. Кроме того, Чобан готовил эскиз новой штаб-квартиры телекомпании «ТНВ», правда, несколько футуристический проект пока так и не реализован.
Возникает вопрос: не войдет ли в клинч разрабатываемый мастер-план с уже подготовленной концепцией? Сомнения развеивает Дембич: концепция как раз и станет основой для мастер-плана. В пятницу он, кстати, улетел в Москву на очередную встречу со SPEECH — казанские специалисты подключены к работе. А на недавно открывшемся сайте слободы даже выложен фоторепортаж о том, как нынешняя команда проекта водит Чобана, одетого в необычное пальто, по Адмиралтейке.
Что такое мастер-план? «Это некий концептуальный план, который раскрывает характер будущей застройки и инфраструктуры, определяет некие стилистические и пространственные принципы, как это все должно быть организовано, задает общий принцип застройки территории. Такая же задача и у концепции, но мастер-план, по сути, более детализированная концепция», — говорит Дембич. Он уточняет: в отечественной практике такого официального документа, как мастер-план, нет. Это практика в основном западных архитектурных мастерских. Но тем не менее он нужен.
В частности, ждут от мастер-плана видения, какой должна быть территория, отведенная под новую застройку. И тут опыт Чобана может оказаться бесценным.
3. СКОЛЬКО НАРОДА ПОСЕЛЯТ?
Облик любой территории в конечном счете определяют его жители. Сегодня Адмиралтейскую слободу называют не иначе как серой и депрессивной территорией. Оживить ее, по мнению Дембича, может только привлечение нового населения — эта идея и прописана в концепции. Сегодня на территории слободы проживают около 10 тыс. человек, плотность небольшая — 26 человек на гектар, а в среднем по застроенной части Казани — 75 - 80 человек. При малой плотности количество пенсионеров на 1000 человек в 3 раза больше, чем в среднем по городу, а детей — в 3 раза меньше.
«Идеология концепции проста — если в Адмиралтейскую слободу не придет новое инициативное население, причем его должно быть много, то никогда она не станет притягательным местом. Потому что придет население — за ним придет бизнес, который будет создавать сервис, за ним потянутся благоустройство, туристы...» — говорит Дембич. По планам через 10 лет количество жителей в слободе должно увеличиться в два раза, до 18 - 20 тыс. человек.
Кстати, как говорят, именно для того, чтобы оздоровить социальную атмосферу, уже практически решен вопрос о переселении с улицы Большой СИЗО №2, которое располагается в здании Макарьевской церкви 1712 года постройки. УФСИН представило в правительство план расширения строений, но там его завернули и выделили новый участок — за пределами Адмиралтейской слободы, недалеко от «Казаньоргсинтеза».
Уже практически решен вопрос о переселении с улицы Большой СИЗО №2, которое располагается в здании Макарьевской церкви 1712 года постройки
4. КТО И ГДЕ ПОСТРОИТ НОВОЕ ЖИЛЬЕ?
Всего в слободе планируется строительство 200 - 300 тыс. кв. м нового жилья (в год в Казани вводится около 700 тыс. кв. метров). Одно из самых перспективных мест для застройки — песчаный мыс, территория пескобазы на той самой улице Большой (собственно, как раз недалеко от СИЗО). Как говорит Дембич, в Кировском районе нет площадок для застройки, которые не требовалось бы расчищать от прежних строений. Песчаный мыс — это, по сути, единственное исключение, да еще и на берегу Волги. Неудивительно, что данный уголок может стать поистине «золотым» и элитным. На эскизах на этой территории помимо жилья сразу заложены и яхт-клуб, и причалы для катеров.
Прямо сейчас возводить жилье там нельзя, поскольку необходимо построить береговую защиту — при паводке данная зона затапливается. Причем был вопрос, где именно устанавливать защиту, и в высших кабинетах было принято решение установить защиту так, чтобы под застройку могла пойти максимальная территория. Это примерно 26 - 28 га, тогда как был вариант с ее сокращением до 11 - 12 гектаров.
Еще два пятна новой застройки даст «отселение» промплощадок — КВЗ и «Сантехприбора». По прикидкам архитектора, разобрать корпуса на территории КВЗ, приготовив площадку для строительства, обойдется минимум в 200 млн. рублей. «„Сантехприбор“ одну территорию почти почистил, но вторая у него тоже застроена цехами. И там тоже будь здоров какие деньги нужны», — говорит Дембич.
По словам Александра Дембича, застройщики уже проявляют интерес к промплощадкам КВЗ и «Сантехприбора», на территории которых в будущем возможно жилищное строительство
Тем не менее, по его словам, застройщики уже проявляют интерес к этим участкам, в частности территорией «Сантехприбора» заинтересовались компании «Сувар Девелопмент» и «ЮИТ Казань». «Привлекательных участков для развития жилищного строительства и создания комфортной среды для жизни в Казани немало. Территория бывшего завода „Сантехприбор“ также представляет интерес для профессиональных участников девелоперского рынка», — рассказала нам директор по инвестициям «ЮИТ Казань» Наиля Еникеева. Источник газеты в «Суваре» также подтвердил заинтересованность, но сообщил, что пока окончательных решений не принято.
Должен мастер-план и ответить на вопрос о том, какое жилье и в каком количестве надо строить. По мнению Дембича, пропорции должны быть следующими: 20 - 30% жилья экономкласса, 50 - 60% — среднего уровня, оставшиеся 10 - 30% — элитное жилье. Ожидается, что стоимость квадратного метра будет начинаться от 70 тыс. рублей.
Впрочем, строительство нового жилья в Заречье пока что невозможно из-за давней проблемы — перегруза канализационно-насосной станции «Верхняя». Буквально недавно было принято выстраданное решение о начале строительства канализационной насосной станции «Заречье». Проект оценивается в 6,8 млрд. рублей, пока что из этой суммы удалось найти пятую часть: на днях МУП «Водоканал» объявило тендер на проведение работ стоимостью 1,26 млрд. рублей. Кроме того, по данным «БИЗНЕС Online», принять участие в строительстве КНС будут просить и застройщиков. Всего благодаря станции в этой части города можно будет построить 6,5 млн. кв. м жилья (120 тыс. квартир).
Есть идеи превратить старые корпуса льнокомбината, построенные в конце XIX века, частично в торговый, частично в досугово-развлекательный комплекс
5. ЧТО СКАЖУТ АЛЕКСЕЙ СЕМИН И РАЛИФ САФИН?
Не все собственники объектов в слободе афишируют свои планы, но некоторые детали все-таки просочились. Как стало известно «БИЗНЕС Online», у пустующих корпусов льнокомбината в 3 га есть два основных владельца: часть принадлежит ASG Алексея Семина, а часть — Ралифу Сафину, бывшему вице-президенту нефтяной компании «Лукойл», который в декабре прошлого года отбился от банка «Зенит», пытавшегося его обанкротить. Супруга бывшего сенатора Разия Сафина — архитектор, и, возможно, она поспособствует развитию угасшей территории. По нашим данным, есть идеи превратить старые корпуса частично в торговый, частично в досугово-развлекательный комплекс. Если такое случится, на торжественном открытии, вероятно, будет блистать дочь Сафина — певица Алсу.
Основное здание музейного комплекса «Адмиралтейская верфь» приняло свои очертания
6. КУДА БУДУТ ВОДИТЬ ТУРИСТОВ?
Ключевой вопрос, который сейчас обсуждается (причем довольно горячо!): где должен располагаться музей Адмиралтейской слободы? Возможно, частично он разместится там, где изначально была верфь, рядом с Петрушкиным двором (где собственники уже думают о создании отеля), часть строений — маяк, стапеля — построят на песчаном мысу.
Пока же основное здание музейного комплекса приняло свои очертания (газета «БИЗНЕС Online» первой публикует эскизы). Сформировать музейный комплекс предлагается из музея истории Казанского адмиралтейства, этнографической усадьбы Адмиралтейской слободы, а также крупномасштабных реконструкций кораблей и строений петровской эпохи.
Как это будет выглядеть? От здания музея в сторону старого русла планируется проложить «Аллею кораблей», состоящую из бронзовых скульптур в виде кораблей и судов всех 30 типов, строившихся на казанской верфи. Аллея будет символически делить территорию музейного комплекса на две части, условно называемые «Верфь» и «Слобода».
«Верфь» будет состоять из, как бы сейчас сказали, инфраструктурных объектов — кузницы, такелажной и чертежной мастерской, стапеля с гекботом. «Слобода» будет включать в себя ряд объектов в стиле XVIII - XIX веков — адмиралтейскую школу, госпиталь, а также этнографический музей под открытым небом «Бишбалта».
Сформировать музейный комплекс предлагается из музея истории Казанского адмиралтейства, этнографической усадьбы Адмиралтейской слободы, а также крупномасштабных реконструкций
«Аллея кораблей» выполняет еще одно назначение — подводит посетителя к «жемчужине» всего музейного комплекса: воссозданной галере «Тверь». Внутри будет располагаться музей истории посещения Казани царствующими особами. В нем будут представлены модели струга «Москворецкий» и ботика императора Павла I (подробнее о судах — в справке). Недалеко от галеры предполагается поставить на воду исторически воссозданный бриг «Волга».
По всей территории музейного комплекса организаторы хотят установить бронзовые скульптуры офицера, корабельного мастера, лашмана, солдата караула, кожевенника, чертежника и др. Конечно же, наиболее значительная скульптурная группа будет изображать основателя адмиралтейства — Петра Великого со свитой.
7. А КОРАБЛИ ТАМ СТРОИТЬ БУДУТ?
В концепции создания музейного комплекса предлагается сформировать судостроительную и реставрационную мастерские, где могли бы собираться аналогичные историческим «героям» суда. «Концепция предусматривает воссоздание технологического цикла строительства судов на период первой половины XVIII века, — рассказывает Дембич. — Более того, есть идея построить рядом реально действующую верфь. У нас же есть любители, которые бы хотели строить исторические суда, правда, небольшие, но их можно было бы использовать как туристический транспорт по Волге, Казанке. Желающие такие есть, а мест, где такие суда можно делать, нет».
«Жемчужиной» всего музейного комплекса станет воссозданная галера «Тверь»
Понаблюдать же за тем, как создавались исторические суда, интересно не только туристам, но и горожанам.
Вообще, слобода должна стать местом развития и парусного спорта, и популяризации всего, что движется по воде. «Большой уклон хотелось бы сделать на развитие водной глади, — говорит Петр Королев, первый замглавы администрации Кировского и Московского районов (курирует данный проект). — Это яхтенный спорт, это лодочная станция, у нас катастрофическая нехватка парковочных мест для судов, нет инфраструктуры на воде, заправочных станций, ремонтных мастерских. Это наши водные ворота, и мы хотим, чтобы город повернулся к воде лицом».
Такая «точка» могла быть связующим звеном на Волге для тех, кто путешествует по реке, тем более у наших волжских соседей — Тольятти, Самары, Нижнего Новгорода — частный водный транспорт развит неплохо. Все это тоже должно быть отражено в мастер-плане.
8. МОЖНО ЛИ БУДЕТ РЫБАЧИТЬ В АДМИРАЛТЕЙСКОМ ПРУДУ?
Возможность ловить рыбу там, где сейчас, по сути, заболоченная и грязная заводь, все-таки появится. Во всяком случае, в концепции создания музейного комплекса оговорено: при расширении старого русла Казанки там можно будет проводить соревнования по рыбной ловле — как летней, так и зимней, а также проводить соревнования по судомодельному спорту, поэтому вдоль берега заложены мостики, зрительские площади.
Работа по экореабилитации ныне заболоченного и грязного Адмиралтейского пруда в течение двух-трех лет поручена Равилю Зиганшину и его ПСО «Казань»
Напомним, всего на очистку водоема выделено 404 млн. рублей. 38,4 млн. пойдут в дело в этом году, а в 2017-м потратят 366 млн. рублей, из которых 217 млн. дает федеральный бюджет, остальное — республика, в этом же году планируется завершить очистку. Главный распорядитель средств — министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, заказчик — главное инвестиционно-строительное управление РТ, проектировщик — ГУП «Татинвестгражданпроект», оно уже завершило проектирование на 17 млн. рублей.
Работа по экореабилитации пруда в течение двух-трех лет поручена Равилю Зиганшину и его ПСО «Казань». Два аукциона от ГИСУ на общую сумму 370 млн. рублей компания уже выиграла, последний тендер состоялся буквально на днях, 24 октября. Согласно ему, госконтракт включает культуртехнические работы, изъятие донных отложений, устройство площадок обезвоживания, закрепление откосов и пр. Кроме того, у водоема в результате должны появиться очистные сооружения, пока же пруд продолжает принимать неочищенные сточные воды из Кировского и Московского районов.
9. А КАК ЖЕ ПАРК?
Грандиозная зеленая зона станет еще одним ядром Адмиралтейской слободы. Достаточно сказать, что площадь озелененных территорий общего пользования, согласно проекту планировки, должна увеличиться с 10,5 до 84,4 гектара. Разбить Адмиралтейский парк предполагается рядом с «Верфью». В нем будут произрастать корабельные породы деревьев, а также растения, такие как лен и конопля, использовавшиеся в судостроении тех времен.
10. ЧТО БУДЕТ ГОТОВО К 2018 ГОДУ?
Российский флот свое трехсотлетие будет отмечать уже через два года. Понятно, что все, что намечено концепцией, просто не успеть, да и не надо — это масштабный проект, рассчитанный до 2030 года, поясняет Балтусова. Но к 2018 году, когда страна к тому же будет принимать чемпионат мира по футболу, по ее мнению, «было бы неплохо» реализовать программу-минимум: завершить очистку пруда, воссоздать первую очередь парка (разработать его проект еще предстоит), построить рядом с парком музейный комплекс, отремонтировать в слободе жилье и дороги.
Как рассказал Королев, сегодня в слободе из 84 многоквартирных жилых домов 44 нуждаются в капитальном ремонте, еще 5 признаны аварийными. На их расселение, ремонт, а также на «обновление» школ, детских садов, библиотеки, на ремонт дорог, установку новых остановочных павильонов и освещения необходимо 770 млн. рублей. Если средства будут выделены, слободу будет не узнать, обещают в администрации района. Получится больше — кто ж против?
По самым грубым оценкам, весь проект возрождения Адмиралтейской слободы «тянет» не меньше чем на 30 - 40 млрд. рублей
По самым грубым оценкам, весь проект возрождения Адмиралтейской слободы «тянет» не меньше чем на 30 - 40 млрд. рублей, которые еще предстоит привлечь из разных источников. Но и пять лет назад мало кто представлял, что получится из ставших знаменитыми прогулок Минниханова по исторической Казани.
«От идей, которые скромно озвучивались историками у нас на совещании, мы перешли к реализации. Безусловно, хотелось бы, чтобы все происходило намного быстрее, но глубина вопроса обязывает, — говорит Фаттахов — Мы прошли тот невидимый этап, после которого все остальные процессы — строительные, ремонтные, проектирование — пойдут быстрее. Этап, который требует усердия и терпения, в большей степени пройден. Сейчас уже мы перешли к физработам».
Струг «Москворецкий» — плоскодонное парусно-гребное судно, размеры — 42,7 м, 6,7 м, 18 весел на борту. В 1722 году император Петр I совершил на 18-весельном струге поездку по маршруту Москва — Нижний Новгород — Казань — Астрахань и обратно.
Галера «Тверь» — 26-весельная галера, построенная на тверской верфи для путешествия по Волге, предпринятого Екатериной II в 1767 году.
Желая ознакомиться с восточными областями своего государства, императрица предприняла путешествие по Волге. Для этой цели в Твери было построено десять судов, в том числе четыре галеры, одна из которых — «Тверь» — была предназначена для императрицы и ее ближайшего окружения. Императрице было отведено восемь комнат в кормовой части судна.
После путешествия Екатерины II четыре галеры были сданы на хранение Казанскому адмиралтейству и поставлены на причал Ближнего Устья у Петрушкиного разъезда в Заречье. В 1804 году из-за ветхости были разобраны галеры «Волга», «Ярославль» и «Казань». Галера «Тверь» по повелению императора Александра I стала считаться историческим памятником.
В конце 1918 года судно перешло в ведение музейного отдела Народного комиссариата просвещения РСФСР, а затем Центрального музея ТАССР. В 1954 году управление культуры ТАССР сняло охрану галеры — единственного в мире сохранившегося образца гребных судов. В октябре 1956 года павильон, а также находившиеся в нем галера «Тверь» и катер Павла I были уничтожены пожаром.
Ботик императора Павла I — 12-весельный катер малинового цвета длиной 13,3 м, шириной 2,13 м, на котором 24 мая 1798 года император Павел I прибыл в Казань для смотра войск Оренбургской, Казанской, Пермской и Уфимской губерний.
Императора сопровождали сыновья Александр (будущий император Александр Первый), Константин, а также большая свита придворных. До Свияжска Павел I доехал на лошадях, а от Свияжска до Казани добрался на императорском катере, построенном Казанским адмиралтейством. Катер был морской конструкции с глубокой осадкой и сел на мель недалеко от пристани, из-за чего высочайшим особам пришлось добираться до берега в простой лодке. 30 мая 1798 года император с сыновьями отбыл на катере в село Верхний Услон, чтобы сухопутным путем отправиться в Петербург. Катер императора Павла I долгое время хранился в Казани в Адмиралтейской слободе рядом с галерой «Тверь» и был открыт для осмотра всем желающим. В 1956 году был уничтожен пожаром.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 279