0,5% — такой доли на уровне каналов «Ю» и «2×2» сумел добиться в Казани телеканал «ТНВ» по итогам 2016 года, по данным компании «Медиаскоп» (бывшая TNS). Это вдвое хуже, чем год назад. При этом и ГТРК «Татарстан», и «Эфир» сумели, напротив, нарастить аудиторию. Впрочем, зрительская популярность по-прежнему никак не отражается на финансах канала: только за последнее время ТНВ выиграл два тендера «Татмедиа» на 334 млн. рублей.
Тенденцию неуклонного снижения интереса казанской аудитории к ТНВ последних четырех лет команда Ильшата Аминова побороть не смогла
ТНВ: ПАДЕНИЕ ВТРОЕ ЗА ТРИ ГОДА
Компания «Медиаскоп» (бывшая TNS) специально для «БИЗНЕС Online» подготовила рейтинги телесмотрения по Казани за 2016 год. На этот раз они представляют особый интерес, ведь за это время на местном телерынке произошли революционные изменения — кадровую встряску пережил ТНВ, закрылась ТРК «Казань» (KZN), был создан новый канал «Татарстан-24».
Революционным оказался год и для федерального TV: как сообщили в середине января «Ведомости» со ссылкой на «Медиаскоп», Первый канал по итогам 2016 года уступил лидерство конкуренту — телеканалу «Россия-1» (входит в холдинг «ВГТРК»). «Россию-1» в прошлом году смотрели 12,9% зрителей старше четырех лет, Первый канал — 12,7%. За год Первый канал сократил долю: в 2015 году она составляла 13,7%. «Россия-1», напротив, ее немного увеличила с 12,7%. В Татарстане Первый канал пока что оправдывает свое название: его доля составила 12,2%, а у конкурента — 11,3%. Но разрыв уже незначительный.
Главная же новость для локального рынка касается ТНВ: тенденцию неуклонного снижения интереса казанской аудитории последних четырех лет команда Ильшата Аминова побороть не смогла. Более того, показатели прошлых лет теперь выглядят недостижимой мечтой. Так, в 2013 году, по данным телеизмерений, которые попали в распоряжение «БИЗНЕС Online», доля канала составляла 1,55% (спасибо месяцу бесплатного показа Универсиады), в 2014 году — уже 1,41, в 2015 году — 1,11. А в прошлом году случился формальный провал: согласно данным компании «Медиаскоп» (бывшая TNS), в разрезе аудитории 4+ за полные сутки ТНВ набрал долю лишь в 0,5% (система подсчета описана на сайте компании). Таким образом, за три года и без того чахлая аудитория канала в столице Татарстана за три года усохла втрое. Цифры главного республиканского канала в Казани находятся на уровне телеканалов «СТС Love», «Ю» и «2×2». Даже канал правительства Москвы «ТВ Центр» набрал в 5 раз больше зрителей.
Традиционное объяснение со стороны руководства ТНВ сводится к тому, что основная аудитория телеканала живет не в Казани. Но в Набережных Челнах и Нижнекамске логика телесмотрения практически идентична казанской, так что получается, что огромная телекомпания на 600 сотрудников трудится лишь ради сельской местности. При этом надо иметь в виду, что для всего татарского мира, развития национальной культуры и языка создан отдельный спутниковый проект «ТНВ-Планета», который не нужно путать с «ТНВ-Татарстан».
Возникает вопрос: было ли что-то сделано в 2016 году, чтобы привлечь нового зрителя? Предложить что-то эксклюзивное? Концерты и татарские передачи показывают сразу несколько частных кабельных каналов («Майдан», TMTV, «Туган Тел»), которые широко представлены в популярной в районах Татарстана сети спутникового вещания «Триколор». Свежих и ярких сериалов канал не снял, ничего выдающего на русском языке. Есть хоккей, который на канале словно угловой жилец в коммуналке, но и его трансляции скоро могут исчезнуть с экрана. Логичный вопрос, что смотреть на главном республиканском канале, встанет еще острее.
С приходом на ТНВ Мадины Тимерзяновой обновился коллектив, поменялась упаковка «Новостей Татарстана», а ее политический вес расширил границы дозволенного для госканала. Но этого оказалось недостаточно
МАДИНА ТИМЕРЗЯНОВА НЕ ПОМОГЛА?
Отдельный интерес представляют рейтинги информационных программ ТНВ. Именно этому направлению в минувшем году телеканал придал особое значение — с 20 января новым шефом информационной службы стала бывший директор ТРК «Казань» Мадина Тимерзянова.
Надо сказать, она довольно энергично взялась за дело. Существенно обновился коллектив, поменялась упаковка «Новостей Татарстана», повысились требования к качеству. К примеру, одна деталь: вечерние выпуски «Новостей» стали выходить строго в прямом эфире, тогда как раньше допускалась халтура — выпуск программ в записи. Стало больше прямых включений, сами сюжеты выглядят более динамично. А главное, что политический вес Тимерзяновой несколько расширил границы дозволенного для госканала — и в выборе тем, и в трактовке, и в расстановке приоритетов: иногда «паркет», то есть официальные мероприятия, могут идти и не в самом начале.
Однако этого оказалось недостаточно. Если по итогам 2015 года средний показатель доли «Новостей Татарстана» составляет 1,12%, то на этот раз цифры крутятся около показателя в 0,6%. Рассмотрим для наглядности показатели новостей для каждого месяца года, которые TNS предоставила сайту «Казанский репортер» (небольшие отличия в цифрах связаны с различной выборкой: у «Репортера» — возраст от 6 до 54 лет, у «БИЗНЕС Online» — 4+).
==table1433==
Летний всплеск показателей не должен вводить в заблуждение. В это время цифры выросли у всех местных телеканалов: федеральные каналы летом позволили себе перевести дух и ярких проектов в июльской жаре зрителям не предлагали. Более показательно начало осени — именно к этому времени Тимерзянова практически завершила реформы.
Почти все эти титанические усилия не привели к росту популярности программ? Во-первых, это показывает, что бесполезно улучшать одну, отдельно взятую программу, не меняя имиджа и наполнения канала в целом. Зритель привык, что на ТНВ смотреть нечего, и этот стереотип очень сложно сломать «припарками».
Во-вторых, общереспубликанским новостям трудно конкурировать с городскими. Если ТРК «Казань» под руководством Тимерзяновой еще удавалось «отъесть» что-то у «Эфира», то ТНВ, где приходится отрабатывать и «вести с полей» из районов, привлечь аудиторию сложнее. В этом смысле модель «Татарстана-24» с местными включениями в каждом из районов выглядит более конкурентоспособной.
Многие неудачи ТНВ 2015 года, например не оправдавший ожиданий сериал «Белые цветы», списали на продюсера Миляушу Айтуганову. Но время показало, что без нее каналу живется еще хуже. Нужны новые философия и стратегия, которые сделают канал востребованным. Однако сейчас идет обсуждение лишь нового дотационного проекта — детского телеканала, который уже создавали в 2009 году. Возникает вопрос: не лучше ли отдать субсидии на его создание тем, кто делает качественный татароязычный продукт?
РЕКОРДЫ «ЭФИРА»: ДОЛЯ 40% И 9 ИЗ 10 ПОЗИЦИЙ В ТОПЕ
На фоне неудач Аминова особенно ярко смотрятся победы коллег по цеху — ГТРК «Татарстан» и «Эфира» Андрея Григорьева.
С уничтожением ТРК «Казань» программа «Город» стала монополистом в сегменте городских новостей — зрителям, которые интересуются локальными событиями, теперь попросту некуда деваться. А за счет перехода на канал части журналистов с ТРК «Казань» передача укрепилась и творчески.
На фоне неудач Аминова особенно ярко смотрятся победы коллег по цеху. «Эфир» Андрея Григорьева бьет рекорды
В итоге «Эфир» бьет рекорды. «Город» в 19:00 от 30 ноября стал самой рейтинговой передачей года в телевизионном эфире Казани. Рейтинг программы составил 14,7%, а доля — 39,5%. В среднем же показатели информационных программ канала крутятся около отметки в 24%. Практически весь топ региональных программ захватили передачи «Эфира», лишь одна позиция в десятке оказалась у местных «Вестей».
Теперь перед командой Григорьева стоит вызов: сделать успешным канал «Татарстан-24», который пока не попал в систему телеизмерений. Смогут ли те же люди, которые делают «Город», создать популярный продукт при всем том ворохе запретов и обязательств, которые есть у ТНВ и других госканалов? И не придется ли Григорьеву придерживать коней своего полугосударственного проекта, если он вдруг начнет отбирать зрителей у главного детища всей его жизни?
==table1428==
* Rtg% — аудитория программы, выраженная в процентах от населения
** Share — доля аудитории программы, выраженная в процентах от всех телезрителей в целевой группе
ВГТРК ЕДЕТ НА ПАРОВОЗЕ
ГТРК «Татарстан» со своими новостями, которые получили в этом году статуэтку «ТЭФИ-Регион», всеми силами доказывает, что награда досталась не случайно. В начале года новости на второй кнопке набирали в среднем около 6%, к декабрю уже вышли на показатели 8 - 9%, а в последнем месяце года показали и вовсе 11%.
ГТРК «Татарстан» под управлением Фирдуса Гималтдинова со своими новостями, которые получили в этом году статуэтку «ТЭФИ-Регион», всеми силами доказывает, что награда досталась не случайно
В целом молодой тандем менеджеров Фирдуса Гималтдинова и Лилии Галимовой на ГТРК «Татарстан» может рапортовать об успешных итогах года, хотя и главная их победа — лоббистская. Более всего на результатах сказался сентябрьский перенос времени показа программы. Раньше она выходила до федерального выпуска, а с начала осени вновь, как это и было несколько лет назад, катится вагончиком вслед за паровозом «Вестей». Качественных изменений в самом контенте заметить не удалось, но есть стандарты работы, которые прививает своим филиалам система ВГТРК.
Коротко стоит сказать о том, как в целом было распределено телесмотрение в столице республики. Безусловным лидером в Казани стал Первый канал, но разница с Россией у телеканала Константина Эрнста в республике незначительная — всего лишь 0,9% при этом стоит заметить, что ВГТРК за год подрос больше чем на 1%. До общероссийской сенсации, где «Россия» впервые опередила Первый, в республике не дошло, однако тенденция такова, что уже по итогам 2017 года рокировка на телевизионном олимпе вполне возможна. Никаких иных ощутимых изменений показателей, кроме провала ТНВ и серьезного роста ГТРК «Татарстан», в минувшем году не было.
==table1434==
* Другое — измеряемое тематическое TV и нераспознанное смотрение
** Измеряемое локальное TV — ТК «Эфир», ТК ГТРК «Татарстан»
*** Share — доля аудитории телеканала, выраженная в процентах от всех телезрителей в целевой группе
==table1426==
* Rtg% — аудитория программы, выраженная в процентах от населения
** Share — доля аудитории программы, выраженная в процентах от всех телезрителей в целевой группе
ВО СКОЛЬКО ОБХОДИТСЯ TV РЕСПУБЛИКЕ?
Несмотря на явное снижение показателей, бюджет Татарстана продолжает вливать в телевидение и в ТНВ сотни миллионов. В прошлом году один Аминов получил от государства 439,5 млн рублей, не считая мелких заказов, а в 2014-м на содержание ТНВ ушло 344 млн. рублей через заказы и 100 млн. в форме субсидий. ТАИФ, владеющий 55% акций компании, судя по отчетности, не вложил в телеканал ничего, а в прошлом году даже увел от ТНВ заказы на съемки презентационных фильмов в небольшую частную производственную компанию.
Тенденция продолжается. Газета «БИЗНЕС Online» изучила сайт госзакупок за конец 2016 — начало 2017 года и нашла несколько заказов агентства «Татмедиа», относящихся к телевизионной сфере.
21 декабря состоялся конкурс по заявке «Создание (изготовление) и размещение в эфире телеканала (телеканалов), вещающего на территории Республики Татарстан, телевизионных программ на государственных языках Республики Татарстан с целью информирования населения по социально значимым темам Республики Татарстан для государственных нужд Республики Татарстан на 2017 год». Победителем стал телеканал «ТНВ», взявший заказ за 241,3 млн. рублей. За эти деньги «Новому Веку» предстоит разместить почти 5,7 тыс. часов различных телепрограмм — информационных, аналитических, музыкальных, общественно-политических, спортивных, молодежных и т. д. Работать журналистам предстоит по освещению реализации основных направлений социально-экономической, пенсионной, антикоррупционной политики, реализации госпрограмм, бюджетной политики, налогов и инвестиций, развития здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, жилищного строительства, сельского хозяйства, развития государственных языков РТ, пропаганды семейных ценностей и т. д.
11 января ТНВ стал победителем еще одного конкурса — на этот раз на 92,6 млн. рублей. Речь идет о заявке «Трансляция в эфире телеканала культурно-просветительской направленности телевизионных программ на государственных языках Республики Татарстан для государственных нужд Республики Татарстан на 2017 год». Согласно условиям заявки, республиканский телеканал должен транслировать в эфире TV-программы на госязыках республики. Одним из требований было то, что в костюмах ведущих должны быть атрибуты национальной одежды.
Итого пока в активе Аминова только по линии «Татмедиа» — 333,9 млн. рублей. Удастся ли ему добрать заказов до обычного уровня — вопрос, ведь теперь на тот же самый пирог претендует «Татарстан-24».
На большой кусок пирога заказов от «Татмедиа» теперь претендует и «Татарстан-24» во главе с Сергеем Лобовым
11 января прошел конкурс, объявленный агентством «Татмедиа», на «трансляцию в телевизионном эфире телеканала (телеканалов) информационно-новостных, информационно-аналитических программ о социально значимых мероприятиях, происходящих в Республике Татарстан для государственных нужд Республики Татарстан на 2017 год». Победителем стало АО «Татмедиа», предложившее 52,3 млн. рублей за свою работу. Объем оказываемых услуг должен составить не менее 2,5 тыс. часов. Легко посчитать, что вещания от «Татмедиа» в среднем обходится еще и вдвое дешевле, чем ТНВ.
В свою очередь, АО «Татмедиа» 20 января объявило новый тендер — на 50,2 млн. рублей — с такой же формулировкой. По информации «БИЗНЕС Online» от собственных источников, фаворит конкурса — телеканал «Татарстан-24». Еще половину в бюджет компании должен будет вложить Григорьев. Таким образом, бюджет нового канала в год должен составить 100,4 млн. рублей.
Тендерная кампания «Татмедиа» еще в самом разгаре, так что подводить окончательные итоги можно будет не раньше марта
Остальные 2 млн., оставшиеся от тендера агентства «Татмедиа», вероятнее всего, получит канал «ГТРК «Татарстан», вливания в который этим не ограничатся. 19 декабря филиал ВГТРК выиграл конкурс по заказу «Татмедиа» на 10,8 млн. рублей на создание и размещение в виде региональных вставок в эфире российского телеканала телевизионных передач по социально значимым темам для государственных нужд РТ.
Еще один телевизионный тендер агентства «Татмедиа» на создание информационно-новостных программ с их размещением в эфире телеканалов, вещающих на территории муниципальных районов, по неизвестной причине был отменен. Речь шла о сумме более 52 млн. рублей, за которые журналистам необходимо выдать на-гора не менее 1,4 тыс. часов видеопродукта.
Отметим, что тендерная кампания «Татмедиа» еще в самом разгаре, так что подводить окончательные итоги можно будет не раньше марта.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 332