Почему для ныне 93-летнего жителя деревни Челны Камско-Устьинского района Гайнана Насырова 9 Мая долгие годы было лишь семейным праздником? Как удалось сироте пройти через семь кругов ада и выжить? «БИЗНЕС Online» побывал в гостях у ветерана войны, которого много лет не хотела признавать советская власть, но справедливость восторжествовала в новой России.
«НАША ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ — СОХРАНИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ»
Человек трагической судьбы Гайнан Насыров — главная достопримечательность деревни Челны Камско-Устьинского района Татарстана. Местная мечеть, которую он сам строил, а потом многие годы служил в ней муллой, носит его имя — «Госман улы Гайнан мәчете». Хотя еще пару-тройку десятков лет назад некоторые односельчане недоверчиво косились на челнинского участника Второй мировой войны...
Родился Гайнан абый 11 ноября 1923 года, через 40 дней умерла мама, а 1924 году он остался без отца. Годовалого ребенка приютили совершенно чужие люди — Насыровы. Глава этого семейства отличался весьма крутым нравом, о нем односельчане, в частности супруга Гайнана абыя Фаузия Насырова, до сих пор вспоминают с содроганием. Проучившись четыре года в начальной школе, Насыров-младший начал работать в колхозе, а в 1942 году 18-летнего паренька забрали на фронт. Это событие перевернуло судьбу юного призывника, превратившись в начало новых и многолетних испытаний в его жизни. Еще пару лет назад Гайнан Насыров подробно рассказывал о них в нашумевшем документальном фильме Дениса Красильникова «Война непрощенных», посвященном трагической судьбе военнопленных татар в Великой Отечественной войне, большинству из которых не по собственной воле пришлось состоять в легионе «Идель-Урал».
Годы берут свое, сейчас некогда бравый солдат прикован к постели, большинство воспоминаний отрывочно, он немного путает факты, хотя основные события тех времен нет-нет да и всплывают в памяти. «Отправили нас на Белорусский фронт. Наша рота была командирской, должны были дать звание, но погнали в мясорубку», — вспоминает свою войну Гайнан абый. По его словам, в 1942 году он вместе с другими советскими солдатами попадает в немецкий концлагерь, куда приезжают эмиссары Гитлера для агитации среди пленных. Их склоняют вступить в национальные формирования. Татарам, представителям других родственных народов Поволжья — башкирам, чувашам, марийцам и другим — настоятельно рекомендуют перейти на сторону борцов с большевизмом в ряды легиона «Идель-Урал», который возглавлял эмигрант, уроженец одной из деревень близ Дубъяз (ныне Высокогорского района РТ) Шафи Алмас. О нем вспоминает Насыров: «Был простой в общении человек, говорил, что наша главная цель — сохранить свою жизнь. Мол, не спешите умирать. Когда поляки уничтожают украинцев, а украинцы — поляков, наша цель — выжить». Это, собственно, и делали в лагере, где ставили концерты, а еще выходила газета «Идель-Урал» на татарском языке.
ВСТРЕЧИ С МУСОЙ ДЖАЛИЛЕМ
Помнит Гайнан абый и поэта-героя Мусу Джалиля. Говорит, что он приезжал вместе с Шафи Алмасом из Берлина на черной машине несколько раз. Всегда был одет в гражданское... «Того, что он поэт, мы не знали, когда представлялся, то называл себя Мусой», — после долгих раздумий произносит Насыров. О том, как происходило вступление в ряды татарского Волжско-Уральского легиона, не помнит, но говорит, что всех вместе загоняли. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о самом ярком впечатлении от пребывания в «Идель-Урал» отвечает, что ходили в деревянных башмаках: «Их скрип до сих пор помню, как шли и пели строевую песню с такими словами: „Сайра, былбыл, сайра, тургай, тауның тармакларында“ („Пой, соловей, пой, жаворонок, на отрогах горы“)». Все команды были на татарском, коллективно совершали өйлә и җомга, то есть полуденный и пятничный намазы. Мулла читал проповедь на татарском языке. Как известно, большинство из семи батальонов легиона «Идель-Урал» толком и не принимало участия в боях против Красной армии. А после того, как два батальона на Западной Украине перешли на сторону партизан, немцы и вовсе перестали использовать национальные формирования. Как рассказывал своим детям Гайнан Гусманович, немцы им не доверяли оружие, а использовали на работах. К примеру, батальон, где служил Насыров, охранял железную дорогу.
«Папа рассказывал, что, бывало, садились на поезд, проезжали станцию. Пока ехали, то выкидывали из поезда куски угля, которые на обратном пути поднимали и продавали в польских деревнях, меняли на хлеб», — включается в разговор дочь Насырова Гузалия Гараева.
С окончанием войны служба Гайнана абыяв легионе завершилась, но началась новая страница в трагической судьбе человека.
«КОГДА СТАЛИН УМЕР, ДАЖЕ ОТДЫХАЛИ ЦЕЛУЮ НЕДЕЛЮ»
Корреспонденту «БИЗНЕС Online» об этих временах расспросить Гайнана абыя не удалось. Видимо, интервью сильно утомило 93-летнего ветерана — в конце разговора он подустал, замкнулся и ушел в себя. На выручку пришла дочь, которая, опираясь на рассказы отца, поведала про его дальнейшие мытарства: «Он в родную деревню вернулся в 1947 году. По его рассказам, их из Польши вели 200 километров пешком, заставляли по пути восстанавливать разрушенные заводы. 7 апреля папа вернулся в Челны, а 20 апреля женился на нашей маме. 9 мая они расписываются, 20 октября родилась сестра Маулия, в мае 1950 года отца арестовывают, другая сестра, Разыя, родилась в октябре 1950-го. Мама говорила, что за ним приехал из района милиционер по фамилии Вязников».
Супруга Гайнана абыя младше своего мужа на 5 лет. Она из той же деревни, жили по соседству. Об истории знакомства с будущим мужем особо не распространяется, но о человеке, с которым прожили вместе 70 лет, отзывается лишь в превосходных тонах: «Он вернулся с войны, потом его арестовали. Шесть с половиной лет отсидел. Мы поженились 20 апреля 1947 года. Еще у него были приемные родители. Много чего пришлось повидать, но Гайнан немногословный. Про легион не рассказывал. Никогда не ругался, не бил, хвала Аллаху, детей очень любил, меня не обижал».
Очередная трагическая страница жизни Гайнана абыя действительно началась с ареста в 1950 году. За Насыровым пришли, шло следствие, суд. После приговора ветеран ждал своей участи в казанской тюрьме. В это время попрощаться с мужем и поехала Фаузия апа. «У нас в Каратуне был элеватор, оттуда мама уехала на грузовой машине в Казань. Бригадир не разрешил ей садиться в кабину, посадил в кузов, несмотря на то что на руках был ребенок, которому было лишь 17 дней. Дескать, жена предателя недостойна ехать в кабине», — говорит Гузалия Гараева. «Тюрьма находилась в районе площади Вахитова. На Павлюхина жили наши родственники. Мама успела с ним попрощаться, папе дали 25 лет лишения свободы и на 5 лет лишили права голоса. В Сибири его отправили на рубку леса. Папа говорил, что условия были хуже, чем в немецком концлагере. Очень издевались над ними. Лишь после смерти Сталина лагерное начальство немного изменило отношение. Когда Сталин умер, даже отдыхали целую неделю», — продолжает дочь нашего героя.
Выжить в ГУЛАГе Гайнану Насырову, впрочем, как и в фашистском концлагере, помогли золотые руки и смекалка
«ОТЦА НИКОГДА НЕ ПРИГЛАШАЛИ К ОБЕЛИСКУ НА 9 МАЯ»
Выжить в ГУЛАГе Гайнану Насырову, впрочем, как и в фашистском концлагере, помогли золотые руки и смекалка. По крайней мере, так считает дочь Гузалия: «Наш папа все умел, так и выжил. В немецком плену, например, спросили: кто знает немецкий язык? Папа сказал, что он знает. А у него четыре класса образования. Видимо, освоил, пока был в плену. И так он вместе со своим другом попал на кухню. Потом спросили: кто умеет шить? Папа сказал, что он умеет. Познакомился с немецким бабаем, и у него научился этому. Из старья перешивали платья для немок, научился брюки строчить...» А вот уже история про советский лагерь: «В лагере из 8 консервных банок с помощью деревянного молотка он делал котелок, продавал его, менял на хлеб. У него руки золотые, делал шкатулки. Одна из них до сих пор хранится у меня», — рассказывает Гузалия и сокрушается, что не принесла с собой один из образцов.
Вернулся Гайнан абый из мест заключения уже в 1956 году. Всего чета Насыровых вырастила семерых детей, и все они ощущали сложное отношение сельчан к отцу, говорит Гузалия: «Когда мы учились в школе, отца никогда не приглашали к обелиску на 9 Мая. Он работал в кочегарке клуба и говорил, что неоднократно там кто-то писал на дверях „Гайнан-фашист“. Ветераном войны его признали лишь лет 15–20 назад. В новой России только после этого стали приглашать на различные мероприятия, посвященные Дню Победы, в районный центр».
Самое интересное, что дети Насырова о легионе «Идель-Урал» услышали буквально два года назад, когда в Челны приехала съемочная группа фильма «Война непрощенных». «Он ничего не рассказывал, ни про Мусу Джалиля, ни про легион. Говорил только, что в немецких лагерях охрана была более мягче, чем в сибирских», — подытоживает дочь все, что слышала от отца.
Ветераном войны Насырова признали лишь лет 15–20 назад
«БЛАГОДАТНАЯ СВАДЬБА» 9 МАЯ
В родном колхозе Гайнан абый освоил множество профессий: был и трактористом, работал на ферме. В большинстве своем приходилось трудиться по строительным специальностям. Фаузия апа не без гордости говорит, что возведение местного клуба, фермы, школы — это все ее супруг. Насыров был инициатором строительства мечети. До 1991 года мусульманский храм в деревне отсутствовал. Люди вынуждены были совершать намазы где придется — у кого-то дома или на кладбище. Как-то раз ветерану довелось побывать на коранической трапезе в соседнем Апастовском районе, где он и услышал, что там народ, собирая по копейке, строит свою мечеть. Тогда он и заразил этой идеей своих односельчан. Был инициатором строительства, а затем многие годы служил в ней имамом.
Вот уже несколько месяцев, как бывший легионер не выходит из дома, но молитвы не оставляет. Дети разлетелись кто куда, но родителей на забывают. Часто навещают, помогают по хозяйству. На предложение забрать к себе Фаузия и Гайнан Насыровы отвечают отрицательно. Фаузия апа добавляет: «Ему и после плена предлагали остаться на чужбине, а Гайнан все время отвечал, что он свою родную деревню ни на какое место в мире не променяет». Сейчас у многодетной семьи, воспитавшей четырех сыновей и трех дочерей, 17 внуков и 22 правнука. Все семейство соберется 9 Мая, в День Победы, за одним столом, чтобы еще и отметить 70 лет совместной жизни родителей. В народе такое торжество называют «благодатной свадьбой».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 303