«Это, может быть, желание кое-кого, но официально никаких обсуждений не было», — прокомментировал Рустам Минниханов слухи о грядущем укрупнении регионов на встрече с молодежью Москвы в минувшие выходные. Также он пообещал расширить использование татарского языка в делопроизводстве и заявил, что вопрос воссоздания национального университета «на первом плане». За общением в компании Николая Никифорова, Альбины Шагимуратовой, Алсу и Бари Алибасова наблюдала корреспондент «БИЗНЕС Online».
Форум «Мост Москва — Татарстан» проходит в Москве в третий раз, поэтому успел стать весьма популярным событием для татарской диаспоры
«МЫ ЖИВЕМ В ОЧЕНЬ ТРУДНОЕ ВРЕМЯ. У НАС У ВСЕХ СМАРТФОНЫ»
Форум «Мост Москва — Татарстан» проходит в Москве в третий раз, поэтому успел стать весьма популярным событием для татарской диаспоры. Как рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» в полпредстве РТ в РФ, через официальный сайт на встречу с Рустамом Миннихановым заявилась тысяча человек — зал отеля «Корстон» был забит под завязку, включая партер и балконы.
За три года смысл и цели форума, кажется, несколько трансформировались. В 2015 году заместитель полпреда Азат Ахтареев рассказывал, что таким нехитрым образом республика намерена себя пропиарить лишний раз в среде молодежи — мол, вдруг кто-то решит бросить столичную жизнь и переехать в Татарстан. На этот раз, естественно, также не обошлось без мотивирующих роликов, но теперь акцент сделан на том, как добиться успеха, а поймав синюю птицу, не забывать о корнях.
На разогреве выступили директор департамента международного сотрудничества правительства РФ Эльмир Тагиров, а также дипломат молодого поколения, помощник министра иностранных дел РФ Константин Колпаков, которые на разные лады советовали студентам быть усерднее.
В том же ключе было выдержано выступление министра связи РФ Николая Никифорова: «Не думайте, что зачетка или экзаменационная книжка — это какой-то знак качества. Вы просто прошли формальную процедуру. В современном мире вам каждый год чему-то придется учиться. Я каждый день чему-то учусь», — говорил Никифоров. Своими учителями он назвал, разумеется, и Рустама Минниханова, и Дмитрия Медведева, и Владимира Путина, да и в целом всю команду правительства.
Довольно свежо из уст министра прозвучал явно выстраданный призыв бороться с интернет-зависимостью: «Еще совет — не терять времени и не отвлекаться, — продолжал Никифоров. — Мы живем в очень трудное время. У нас у всех смартфоны, мы постоянно сидим в каких-то социальных сетях, нам постоянно приходят сообщения, мы отвлекаемся и отвечаем. Нужно научиться жить в век информационного шума. Не отвечайте на каждое сообщение в тот момент, когда оно вам приходит. Берите смартфон в руки раз в час, а не раз в две минуты. Придумайте для себя любые другие правила, чтобы это не сводило вас с ума и не сбивало с верного пути».
Николай Никифоров, едва выступив и усевшись на свое место на сцене, невозмутимо погрузился в телефон
Эту рекомендацию зал встретил легким смешком, тем более что сам Никифоров, едва выступив и усевшись на свое место на сцене, невозмутимо погрузился в телефон.
«Сосредоточьтесь на реальных делах. В мире практически все уже сделано и практически все уже изобретено, — советовал он, все больше становясь похожим на лектора в TED Talk. — Не идите по пути простого копирования чего-то. Не придумывайте, что вы напишете новый „Фейсбук“ или „ВКонтакте“. Не думайте, что вы просто так возьмете и сделаете какой-нибудь электромобиль, который будет круче, чем Tesla. Попробуйте понять, как сделать то, что будет лучше не на 10 процентов, а будет лучше в 10 раз. Попробуйте перевернуть мир, ворваться со своей яркой идеей и действительно изменить жизнь людей. Мы живем в век, когда можно все поменять и изменить. Это ваша эпоха, вы находитесь в самой выгодной точке».
Министр говорил легко и непринужденно, не подглядывая в записи, и про то, что не надо бояться ошибок, поскольку это «важный опыт», и про то, как важно заниматься спортом и следить за тем, что ешь. Сам Никифоров хвастался, что ежедневно устраивает забег на 5 километров, а в выходные — вообще на 10. «Посещайте спортзал. Следите за здоровьем. Без этого у вас точно не получится достичь успеха», — уверенно заключил он свой мотивационный спич.
Настроенный философски Бари Алибасов углубился в рассуждения о том, что же такое малая родина
«МАЛАЯ РОДИНА — САМОЕ ВЕЛИКОЕ МЕСТО ВО ВСЕЛЕННОЙ»
Тем временем под знакомую всем мелодию из начала 90-х и видеоряд с полуголыми «нанайцами» к трибуне выходил продюсер Бари Алибасов, татарин по матери. «Думал, хоть сегодня без „Фаины“ обойдемся...» — вздохнул он, добравшись до микрофона.
Настроенный философски Алибасов углубился в рассуждения о том, что же такое малая родина. «Я не согласен с тем, что место, где мы родились, называется малой родиной. Мне кажется, надо жить с ощущением того, что это самое великое место во Вселенной — то место, где вы появились на свет, где узнали, что такое мама и папа. Это место самое великое в жизни каждого человека. Каким бы маленьким оно ни было, это величайшее во Вселенной место для каждого из нас», — под бурные аплодисменты заявил уроженец Казахской ССР.
А совет Бари Каримович дал лишь один — нужно быть самим собой. Продюсер вспомнил, что, когда продвигал группу «На-на» на американский рынок, заокеанские продюсеры учили ребят простому правилу — нельзя дважды произвести первое впечатление. «В жизни первое впечатление вы будете производить постоянно, потому что все, что нас окружает, все, что мы делаем, наши первые шаги. Всю жизнь мы учимся до самой смерти, потому что умираем тоже первый раз в жизни. Я убежден в справедливости этого утверждения. Поэтому появляясь где бы то ни было, будьте органичны, естественны, не бойтесь, и у вас получится», — по-доброму советовал он молодежи.
Выступление оперной певицы Альбины Шагимуратовой стало чуть ли не исповедью
«СТАТЬ ОПЕРНЫМ ПЕВЦОМ СЕГОДНЯ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНАЯ ЗАДАЧА. НО ОНА ВЫПОЛНИМА»
Выступление оперной певицы Альбины Шагимуратовой стало чуть ли не исповедью. Она рассказывала, что только с третьего раза смогла поступить в Московскую консерваторию. «Мне говорили, что у меня нет голоса, что из меня ничего не получится, что я должна забыть оперу», — вспоминала она. В этот момент Минниханов удивленно покачал головой. Еще одна неудача — не взяли в Большой театр даже после того, как она стала лауреатом международного конкурса им. Чайковского. «Стать оперным певцом сегодня практически невозможная задача. Но она выполнима», — сделала она вывод.
Но главный совет от дивы мировой оперы был прост — доверять своей интуиции. Вспоминала она и о встрече в Лондоне с почившим на днях Дмитрием Хворостовским. «Он сказал такую фразу: „Необходимо фантастическое трудолюбие, чтобы выдержать тот напряженный график, который у нас существует, многочисленные перелеты, которые сказываются на нашем здоровье. Мы достаточно тонкие и ранимые люди. Поэтому сегодня в этом сумасшедшем мире интернета и многочисленных перелетах искусство требует мобильности, дипломатии; количество, переходящее в качество“», — рассказала она.
Все это Шагимуратова говорила тихо, степенно, так, что никто бы и не подумал, каким мощным голосом она обладает. А она об этом напомнила, исполнив одну из арий а капелла. Зал искупал ее в овациях, а девушки, сидящие за спиной корреспондента «БИЗНЕС Online», увлеченно обсуждали ее изящное платье.
Наконец, Шагимуратова объявила, что Минниханов поддержал ее инициативу о создании в Казани академии оперного искусства. По ее словам, в последние годы ей кажется, что студенты Казанской консерватории, молодые солисты оперного театра в этом нуждаются, поскольку зачастую не имеют возможности выступить на конкурсе, поехать на мастер-класс ведущих оперных певцов. «Иметь возможность пригласить их в Казань для меня огромная честь», — заявила Шагимуратова.
Певица Алсу, видимо, готовилась к выступлению заранее, так что написала целую речь о том, как добиться успеха. Главный секрет, конечно, не в том, чтобы родиться в правильной семье. «В поисках себя мы сталкиваемся с первым камнем — вера в себя. Мы сомневаемся: „А вдруг я не смогу? Вдруг не понравится то, что я сделала? А вдруг я все испорчу?“ Эти вопросы терзают нас и съедают изнутри. Но если вы не попробуете, то никогда и не узнаете, а ваше ли это», — рассуждала певица. Сама она призналась, что всегда была застенчивым ребенком, хоть и мечтала о пении с самого детства. «И в один прекрасный день я решилась исполнить песню на свадьбе у своего брата, — вспоминала Алсу. — Именно там меня услышали и увидели знакомые моих родителей, которые настояли на том, чтобы меня отвели на прослушивание. Не решись я тогда выступить, я бы, возможно, не стояла бы сейчас здесь перед вами».
Потом она еще говорила о том, как важно не бояться рисковать, преодолевать себя, ставить цели; о том, как важно идти своей дорогой, а не той, которую навязали со стороны. «Найдя свое призвание, надо сделать так, чтобы оно не мешало, а стало составной частью семейной жизни», — советовала Алсу.
Певица Алсу, видимо, готовилась к выступлению заранее, так что написала целую речь о том, как добиться успеха
«СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ МНЕ САМ ЗВОНИЛ: «ОТДАЙ, МНЕ НУЖЕН ТАКОЙ ПАРЕНЬ»
Прошло около полутора часов, когда, наконец, все речи приглашенных звезд были сказаны. Наступил черед главной звезды — Минниханова. А он говорил о том, как важно сохранять контакты и быть вместе, даже если вы уехали из республики. «У меня нет никаких ощущений, что кто-то от нас уехал. Тут огромное количество молодежи из Татарстана приехали учиться, служить. Ведь самое главное, чтобы мы сохранили наши контакты. Где бы вы ни были, может, даже здесь больше для своей родины сделаете пользы. Дело в том, что мы должны быть вместе, друг друга поддерживать», — призывал президент РТ.
Радовался он, например, успехам Марата Хуснуллина, который, кстати, от себя так ничего и не сказал, ограничившись лишь приветствием Сергея Собянина. «Сергей Семенович мне сам звонил: „Отдай, мне нужен такой парень“. Хотя Марат Шакирзянович нам тоже нужен был, — под всеобщее веселье вспоминал Минниханов. — Но ничего мы не потеряли...»
А Никифорова, когда тот еще был студентом, привел к Рустаму Нургалиевичу «один товарищ» (видимо, Александр Юртаев). «Вот говорят, что „мохнатая рука“, какие-то еще... — рассказывал президент РТ. — Если человек неталантлив, разве его бы федеральным министром взяли?» В талантах министра связи — в особенности ораторских — в тот день точно никто не сомневался.
При этом сам Минниханов призывал молодежь объединяться, ведь только тогда «будем сильны». «Если вы разрозненно будете сидеть в своем кабинете и офисе, вы ничего не сделаете. Только мощная сильная команда способна решать все задачи. Татарстан вместе с вами!» — пафосно заключил президент РТ.
Марат Хуснуллин от себя так ничего и не сказал, ограничившись лишь приветствием Сергея Собянина
«ОН НА УЙГУРСКОМ, Я НА ТАТАРСКОМ ОБЩАЕМСЯ»
Наконец, подошли к самой живой и интересной части форума — вопросам из зала. По нашим сведениям, они были заранее согласованы, но даже тут нельзя было исключить эффекта неожиданности.
Студент московского физтеха спросил Минниханова, можно ли назвать татарский язык «инвестиционно привлекательным» и как сделать его таковым. Подобные вопросы на таких встречах звучат каждый раз, но теперь, в контексте «языкового конфликта» в школах, к ответу было приковано особое внимание.
Первым делом Рустам Нургалиевич честно признал, что с методами обучения языку в республике пока провал. «Мы пока не очень эффективно этот момент решаем», — качал головой президент РТ. А вот что касается применения языка, то это, по мнению Минниханова, зависит от него самого, и от каждого сидящего в зале. «Если мы сами не говорим по-татарски, этот язык никому не нужен», — тут президент РТ перешел на татарский. А еще предложил как можно активнее использовать «государственный язык» в делопроизводстве и как можно больше говорить на нем при встречах.
Наконец, привлекательность татарского, по мнению Минниханова, в том, что можно без проблем общаться с казахами, узбеками, даже с турками, крымскими татарами, киргизами. На этот счет он вспомнил даже личный пример, когда вместе с российской делегацией был в Харбине. «Были губернаторы китайские и мы. С английским молодежь Китая дружит, а взрослые не очень, учат пока и надо как-то общаться. Переводчика не было, там уйгур-губернатор, я его знал, и мы с ним — он на уйгурском, я на татарском — общаемся. Все на нас удивленно смотрят. Разве это плохо?» — спрашивал зал Минниханов.
И сам отвечал: «Это хорошо, поэтому мы должны эти вещи говорить, потому что в жизни не знаешь, <...> может быть, тебе это и пригодится. В нужный момент, если три слова на этом языке скажете, может быть другая судьба и другая ситуация», — сказал президент РТ.
Молодежь спрашивала и про национальный татароязычный университет. Ответ тянул на сенсацию: университету — быть. Минниханов заверил, что вопрос актуальный, тему много раз поднимали, и вот теперь снова воскресили. „Конечно, надо ее решить. Она стоит на первом плане. Не только чисто образовательное заведение, но и инновационное», — заявил президент РТ.
«МЫ НИ С КЕМ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ НЕ ПЛАНИРОВАЛИ»
— Я в этом году на параде Победы выносил знамя Победы на Красной площади, — гордо заявил молодой человек, родившийся в Нижнекамске.
— Знамя Победы! Аплодисменты! — скомандовал Минниханов, и сам бросился хлопать в ладоши. — Не каждому знамя Победы дают!
Молодого человека интересовало, как же республике удается находится на первых местах в вопросах призыва в армию.
— Как это достигается? – спросил солдат. Зал секунду молчал, а потом по нему прокатился нервный смешок. Очевидно, в этот день в «Корстоне» было достаточно молодых людей, о которых мечтает военкомат.
Минниханов подтвердил, что республика действительно исправно поставляет российской армии призывников, есть у Татарстана даже свои подшефные воинские части. Рустам Нургалиевич вспомнил историю, как замминистра обороны удивлялся, что татарстанский военкомат дарит каждому призывнику мобильный телефон. «Я говорю: „Слава богу, он попросил мобильный телефон. А если бы ноутбук попросил бы, что бы я делал?», — улыбнулся президент РТ и добавил, что всех солдат после армии ждут на службе в родном Татарстане.
Гульназ из Высшей школы экономики интересовали возможности расширения Татарстана в буквальном смысле — территориальном.
— В интернете распространилась информация о том, что после выборов президента России в 2018 году планируется сокращение субъектов РФ путем объединения нескольких, а именно планируется объединение нескольких субъектов в Поволжье со столицей в Казани. Насколько эта информация достоверна? — скромным голосом задавала она весьма чувствительные вопросы.
— Я это от вас слышу. Мы ни с кем объединяться не планировали, — решительно отмел Минниханов всякие слухи.
— А Астрахань присоединить? — выкрикнул кто-то из зала. — Астраханское ханство!
— Нет, надо бы нам воду где-то потеплее. Если будет потеплее вода, мы готовы присоединить, — отшутился президент РТ.
Тут же сидящие с нашим корреспондентом молодые люди начали гадать, где же вода теплее, чем в Астрахани. «Персидский залив, видимо», — заключил один из них.
— Официально никаких обсуждений не было, — уже серьезным тоном отмел Минниханов досужие домыслы. — Это, может быть, желание кое-кого. Да, субъекты у нас объединяются. К счастью, в нашем округе таких действий, шагов пока нет. У нас и особого желания нет — 68 тысяч квадратных километров хватает.
«ЕСЛИ ВЫ ЗАХОТИТЕ, ЧТОБЫ Я БЫЛ ВАШИМ АГЕНТОМ, ЭТО ДОРОГО СТОИТ»
Впрочем, молодежь Москвы интересовали не только глобальные вопросы, кто-то просто пытался попиарить себя.
— Наша компания занимается поставкой оборудования для детских и спортивных площадок как во дворы, так и в детсады, и парки. Ой... — замялся гендиректор компании «Ваш двор» Наиль Ибрагимов.
— Ты не волнуйся, тебе же надо продать свой продукт. Но более «жирный» клиент справа от меня сидит, — подмигнул Минниханов Хуснуллину. — Но мы вас будем иметь в виду, потому что у нас большая программа по общественным пространствам, паркам и скверам. Но больший объем точно в Москве.
— Просто в Татарстане нет завода по производству детских игровых площадок, — возразил молодой человек.
— Вы не правы. Есть у нас. Вы «Зарницу» видели?
— «Зарницу» видел, но она, если честно, не отвечает европейским стандартам, — осмелел предприниматель.
— Все, принимается! — решительно прервал его Минниханов. — Дайте свои контакты, я пришлю людей. Нам нужно, чтобы [было приемлемым соотношение] «цена — качество», и мы возьмем. Вот Шайхразиев — возьмите координаты, соедините с минстроем и Фишман, и мне потом пусть доложат.
Получив ответственное задание, Василь Шайхразиев (справа) безропотно снял очки и пошел выполнять поручение Минниханова
Получив ответственное задание, Василь Гаязович тут же безропотно снял очки, вскочил и пошел к молодому человеку обмениваться контактами.
И вот уже ведущие хотели прервать череду вопросов, как донесся женский голос, требовавший слова.
— Я художник, у меня вопрос к нашим творческим гостям. Как молодому художнику найти себе агента, чтобы стать известным? — голосила с балкона девушка.
— Я думаю, это вопрос к Николаю Никифорову, — перевел стрелки Минниханов.
— Никак нет, я думаю, это вопрос к нашим представителям культуры, — не растерялся министр.
— Бари Каримович пусть скажет, — предложила художница.
— Давай, все-таки умудренный опытом, — согласился президент РТ.
До сих пор безучастно демонстрировавший залу голые щиколотки Алибасов оживился.
— Хорошего агента найти невозможно, потому что сейчас нельзя найти даже плохого агента. Этому не обучают. У нас, к сожалению, нет основы для этой профессии в стране. К сожалению, профессиональных агентов очень мало в стране. У меня такая же проблема, как у вас. Если вы ее решите, позвоните мне, пожалуйста, — попросил он.
Художница в ответ пригласила всех на свою персональную выставку.
— А если вы захотите, чтобы я был вашим агентом после посещения выставки, это дорого стоит, — понял намек Алибасов.
— Это дорого для вас или для нее? — шутя подмигнул Минниханов под всеобщий смех зала. — Это еще надо посмотреть, для кого будет дорого стоить. Бари Алибасову это дорого обойдется, такая симпатичная девушка, — покачал головой президент РТ.
На этом торжественная часть закончилась, Минниханов вручил несколько наград и уселся на место в первом ряду. Тут же молодежь со всего зала устремилась в эту точку. То и дело девушки, одна за другой сменяя друг друга, усаживались рядом с президентом РТ, чтобы сделать фотографию. Охрана и представители полпредства едва успевали под руки выпроваживать эту публику. Рустам Нургалиевич лишь улыбался в объективы камер.
Третий форум «Мост Москва — Татарстан» завершился концертом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 434