2–3 часа обязательного для всех татарского языка — такой вариант поддерживают 43% казанцев, 34% считают, что предмет должен быть факультативным, и лишь 2% говорят, что татарского в школах не должно быть вовсе. Таков результат соцопроса, проведенного ЦАИР по заказу «БИЗНЕС Online». Главная причина нежелания учить татарский — низкое качество его преподавания, на втором месте — невостребованность языка в будущем. Тут есть что обсудить на сегодняшней сессии Госсовета РТ.
Как только в результате бурных обсуждений последних месяцев стало понятно, что татарский можно в школе не учить вообще, этому, похоже, немало кто обрадовался...
72% КАЗАНЦЕВ ДОМА ГОВОРЯТ ТОЛЬКО ПО-РУССКИ
Первый соцопрос по языковой проблеме центр аналитических исследований и разработок (ЦАИР) провел по заказу «БИЗНЕС Online» в период с 23 июля по 1 августа этого года, то есть сразу после знаменитых слов президента РФ Владимира Путина в Йошкар-Оле: «Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского». Тогда одним из открытий опроса стало то, что 23–27% татарских семей, проживающих в Казани, допускают, что их дети вполне могут обойтись без родного языка.
С июля, как говорится, много воды утекло, много чего произошло, языковая тема обострилась и актуализировалась. И мы решили посмотреть, как это повлияло на настроение казанцев, каков сейчас расклад вокруг горячей языковой темы, причем на этот раз спросили респондентов не только об их национальности, но и о языке домашнего общения. И это тоже довольно любопытно.
Среди участвовавших в опросе было 49% русских, 47% татар и 4% представителей другой национальности. Но при этом 72% опрошенных казанцев сообщили, что дома они говорят только на русском языке, 20% — на русском и татарском в равной степени, только 7% — на татарском языке. Еще 1% опрошенных — на других языках. При этом 68% заявили, что у них в семье есть хотя бы один человек, который знает татарский язык.
РОДИТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС
Насколько сильно и глубоко «языковой вопрос» затронул татарстанское общество? Оказалось, более чем. Как выяснилось, половина — 51% опрошенных — старается быть в курсе дела, отслеживать все новости по этой теме. Еще 30% ответили, что тема для них актуальна, но они не очень следят за новостями. И только 19% сказали, что им это малоинтересно.
Тут любопытно сравнить отношение к теме не столько русских и татар (хотя различия есть), сколько семей с детьми школьного возраста и без таких детей. Больше всего языковая тематика интересует русские семьи с детьми-школьниками — 92% скрупулезно следят за всеми событиями. Впрочем, высока и степень озабоченности татарских семей с детьми-школьниками — 87%. Резко ниже озабоченность у семей, где школьников нет, — 35% русских и 17% татар. То есть все-таки для большинства «языковой вопрос» остался специфической школьной проблемой.
Тем не менее тема бурлит. 23% опрошенных обсуждают ее с близкими знакомыми постоянно, 47% — время от времени. Обсуждение идет у 40% русских семей с детьми и 31% татарских. К слову, это видно и по комментариям наших читателей к материалам по языковой тематике — зашкаливают и количество их, и кипящие в них страсти...
Такую высокую степень накала, безусловно, должны учитывать все официальные органы и лица, которые занимаются этим вопросом, в том числе в Москве. Напрашивается сравнение с историей вокруг непродления договора между Казанью и федеральным центром. Тогда тоже кипели страсти, но значение происходящему придавал лишь узкий слой политизированной публики. Как показал тогда опять же наш опрос, о самом существовании договора знали 14% опрошенных, еще меньше могли что-то сказать о ее содержании. Для остальных это было абстракцией и схоластикой.
Совсем другое дело, когда вопрос касается практически каждой семьи, каждого ребенка-школьника, когда в каждом классе проходят родительские собрания... В процесс вовлекаются широкие народные массы, споры входят в каждый дом.
ТРЕТЬ ОПРОШЕННЫХ ТАТАР ПОЛАГАЮТ, ЧТО ИХ ДЕТЯМ МОЖНО И НЕ ЗНАТЬ РОДНОЙ ЯЗЫК
Центральный вопрос исследования был сформулирован так: «Как вы считаете, изучение татарского языка в школах республики должно быть обязательным или факультативным (по желанию / по выбору)?» «Точно обязательным» для детей-татар изучение родного языка считают 36% респондентов, для детей-нетатар — только 13%. «Скорее обязательным» — 22% и 18% соответственно. «Точно не обязательным» для русских школьников — 20%, «скорее необязательным» — 41%, для татарских ребят — 9% и 21%. При этом «необязательным» и «скорее необязательным» ответили 34% татар, в семьях которых есть школьники. Иными словами, треть опрошенных татар полагают, что их детям можно и не знать родной язык.
Эти цифры мы сравнили с результатами июльского опроса и неожиданно обнаружили, казалось бы, странную динамику: чем больше шума (а его было много за эти месяцы) вокруг языковой проблемы, тем меньше желающих учить своих детей татарскому языку. Так, обучение школьников татарскому языку «обязательным» и «скорее обязательным» для детей-татар в июле считали 72% татар, у которых есть дети школьного возраста, а сейчас, после всех обсуждений этого вопроса где только можно, — уже только 65%. Русские респонденты с детьми-школьниками тоже изменили мнение: с 27% до 20% соответственно.
Можно сказать, что сторонники татарского языка информационную войну проиграли. То есть как только в результате бурных обсуждений последних месяцев стало понятно, что татарский можно в школе не учить вообще, этому, похоже, немало родителей обрадовались...
Главная причина отказа родителей от изучения татарского языка — плохое преподавание (плохие учебники, неинтересная программа обучения, слабые учителя)
ТОЛЬКО В КАЧЕСТВЕ ФАКУЛЬТАТИВА
Чтобы окончательно определить позицию респондентов, мы предложили выбор уже без уточнения национальной принадлежности школьников: «Какой вариант преподавания татарского языка в общеобразовательных школах республики вы считаете оптимальным?»
«Только в качестве факультатива!» — твердо ответили 34% опрошенных казанцев (из них 49% из русских семей с детьми-школьниками и 29% из татарских семей с детьми; семьи без детей — 40% и 17% соответственно).
Вариант, который отстаивают татарстанские власти, впрочем, более популярен. «Для всех учеников, но не более чем 2–3 часов в неделю» — такую компромиссную позицию заняли 43% респондентов (40% из числа русских с детьми-школьниками, 45% из числа татар с детьми, 47% — без детей).
«Оставить все как есть» (то есть как было) готовы только 17% (в том числе 6% среди русских с детьми-школьниками и 25% среди татар с детьми).
Но, что характерно, нашлось всего 2% казанцев, которые уверены, что «в школах преподавать татарский язык не нужно». Так ответили в том числе 1% татар с детьми и 2% татар без детей, ответы русских, соответственно, 4% и 2%.
На вопрос «Как вы считаете, в каком соотношении должны преподаваться русский и татарский язык в школах?» 73% опрошенных казанцев ответили, что уроков русского должно быть больше, чем татарского. За равное соотношение, как того требует татарстанский закон о языках, — только 21%.
Здесь снова наблюдаем ту же динамику по сравнению с июльским опросом — тогда считали, что русского должно быть больше, только 56% казанцев (а не 73%, как сегодня), а что соотношение должно быть равным — 36% (сегодня — 21%). Причем цифры буквально рухнули у всех категорий опрошенных. Летом полагали, что соотношение должно быть равным, 22% русских с детьми-школьниками, а сегодня — лишь 7%; русские без детей — 27% и 19%; татары с детьми — 46% и 26% (самое большое падение), татары без детей — 49% и 36%.
Вполне прогнозируемым оказался и ответ на вопрос «Считаете ли вы допустимым, чтобы в Республике Татарстан уроков русского языка и литературы в школах было меньше — по сравнению с другими регионами, а освободившиеся учебные часы отводились на преподавание татарского языка?». «Категорически недопустимо» ответили 60%, «допустимо, но в небольшой степени» — еще 25%.
Что интересно, тут тоже практически совпадает мнение и русских, и татар: «категорически недопустимо» — так во всех категориях опрошенных ответили больше 50% (от 53% у татар без детей-школьников до 69% у русских с детьми). Однако, как ни странно, здесь наблюдается обратная динамика по сравнению с июльским опросом: тогда такой ответ дали 68% респондентов. А вот ответ «допустимо, но в небольшой степени» летом набрал меньше голосов — 20% (сейчас — 25%).
ФАКТОР НОМЕР ОДИН — ПЛОХОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ
Социологи также выяснили причины отказа родителей от изучения татарского языка. Фактор номер один тут — плохое преподавание (плохие учебники, неинтересная программа обучения, слабые учителя). Об этом говорили 22% респондентов. Еще 21% считают, что язык не будет востребован в будущем, что достаточно базовых знаний. 18% пожаловались на большую нагрузку по предмету: много домашних заданий, строгий контроль, снижение оценок. 13% напомнили о большой нагрузке по другим, более важным предметам, о том, что надо готовиться к ЕГЭ. Для многих (16%) неродной язык просто неинтересен. 7% родителей дали понять, что отказываются из принципа: они выступают против принуждения и «перегибов» прошлых лет.
Показательно, что о плохой методике преподавания говорят представители и русских семьей с детьми-школьниками (36%), и татарских (31%). А вот те, у кого детей нет и кто не сталкивался почти каждый вечер с домашними заданиями по татарскому языку, на методику сетуют меньше: русские — 12%, татары — 17% (цифра больше, наверное, потому, что татары лучше понимают, как можно было бы преподавать язык по сравнению с тем, как он преподается).
На вопрос «Сталкивались ли вы со случаями административного давления в школьных стенах, навязывания вам (учителями, директором) учебного плана, с которым вы не согласны?» твердое «нет» ответили 75% респондентов (70% русских и 80% татар). «Да, сталкивались — заставляют подписывать согласие на изучение татарского языка» — такое заявили лишь 19%, «Да, сталкивались — заставляют отказываться от изучения татарского языка в нужных объемах» — всего 3%. То есть опрос выявил, что жалобы на административное давление на родителей явно преувеличены.
Но тогда не очень понятно, откуда взялся результат в 70% родителей, которые, по данным министра Энгеля Фаттахова, добровольно выбрали изучение татарского в качестве родного. Видимо, работает директорская и учительская дипломатия.
НА МИТИНГИ РОДИТЕЛИ НЕ ПОЙДУТ
Замерили социологи и готовность казанцев отстаивать свою точку зрения по языковому вопросу. Большинство (78%) выходить на митинги и демонстрации по этому поводу не намерены: 61% «точно не готовы», 17% «скорее не готовы». Половина опрошенных не желают также подписывать всевозможные петиции и отправлять заявления в разные инстанции.
Больше половины опрошенных (51%) настроены решать языковую проблему, обсуждая вопрос с другими родителями, с администрацией школы, посещая собрания. Тут позиции и русских, и татар вполне совпадают. В семьях с детьми-школьниками 71% русских и практически столько же — 68% — татар ставку делают как раз на обсуждение проблем; 45% и 44% соответственно — на петиции и заявления; 12% и 11% — на митинги и демонстрации.
Большинство казанцев выходить на митинги и демонстрации для решения языкового вопроса не намерены / Фото: «БИЗНЕС Online»
В оценке действий региональной власти в ситуации «языкового конфликта» мнения опрошенных четко разделились на три части. «Полностью одобряют» (10%) и «скорее одобряют» (24%) действия и позицию властей РТ в сумме 34%. «Совершенно не одобряют» (13%) и «скорее не одобряют» (22%) — в целом 35%. И 32%, тоже треть участников опроса, затруднились ответить.
Среди русских, особенно с детьми-школьниками, тех, кто действия властей РТ не одобряет (45%), все-таки больше, чем среди татар с детьми (37%). Но в целом высок уровень недовольства с обеих сторон. Русской части может не нравиться то, что власти отстаивают обязательное изучение татарского языка, а татарской части — то, что в этом вопросе приходится отступать.
Будет ли принята обществом, похоже, согласованная на всех уровнях «формула Бабича» — до 2 часов «государственного» татарского языка в неделю в вариативной части учебного плана? Судя по данным опроса, широкие массы, по крайней мере, именно этого и хотят. С учетом того, что остается татарский в качестве родного, это, возможно, и есть единственно возможный компромисс в текущих условиях.
Но одновременно данные этого опроса — красноречивый приговор языковой политике последних 25 лет. Даже татары с легкостью отказываются не от татарского языка как такового, а от навязываемого некачественного продукта — плохо «упакованного» предмета под названием «татарский язык». Сделать язык, как выразился на встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым московский студент, «инвестиционно привлекательным» — вполне посильная задача. А результат вполне можно отслеживать через соцопросы.
Исследование «Изучение мнения о целесообразности преподавания татарского языка в школах РТ» было проведено центром аналитических исследований и разработок в период с 6 по 15 ноября 2017 года.
В качестве метода исследования был выбран телефонный опрос жителей Казани по формализованной анкете с использованием технологии CATI. Запланированный объем выборочной совокупности составил 500 респондентов, реальный объем — 513 респондентов. Выборка квотировалась по социально-демографическим параметрам (пол, возраст, национальность — русские (50%), татары (50%), наличие детей в семье — не менее 50% имеют детей школьного возраста).
Опрос осуществлялся по базе мобильных и городских телефонных номеров, сгенерированной случайным образом.
Объектом настоящего исследования являлись жители Казани в возрасте старше 18 лет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 468