«Здесь заложен явный конфликтогенный потенциал!» — так в казанском Кремле прокомментировали внесенный накануне в Госдуму законопроект, который предполагает добровольное изучение в РФ не только родных, но и государственных языков республик — исключительно по письменным заявлениям родителей. Инициаторы законопроекта, среди которых депутаты от Чечни, Чувашии и Алтая, утверждают, что закон нужен, чтобы не допускать «неоднозначных трактовок» действующих норм и поручений Путина.
Лилия Галимова
«...ТО ЕСТЬ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ВОЗНИКАЮТ КОНФЛИКТЫ»
Сегодня официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова на традиционном брифинге в ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» прокомментировала законопроект, который предполагает добровольное изучение государственных языков республик России и был внесен с Госдуму 10 апреля. Галимову этот вопрос не смутил — наоборот, она как будто его ожидала. Официальный представитель казанского Кремля пояснила, что руководство Татарстана в курсе этого документа и уже «есть сформулированная позиция», которую она зачитала с бумажки.
«Состоялось предварительное ознакомление с текстом этого законопроекта, инициативы. Он вызывает с нашей стороны некое недоумение в части того, что включение в текст закона положения о добровольности изучения родных языков из числа народов Российской Федерации и государственных языков республик носит потенциально конфликтогенный характер. Само содержание, — акцентируя внимание на этих словах, заявила Галимова. — Инициаторами предусматривается существенное ограничение прав граждан на изучение родного языка в общеобразовательной школе, предлагается перенести его в вариативную часть. А вариативная часть в первую очередь не имеет перечня обязательных предметов. Они определяются участниками образовательного процесса. Учитывая широту диапазона интересов родителей и детей в предметном разрезе на выделяемое на эти цели весьма малое количество учебного времени, совершенно очевидно, что здесь заложен явный конфликтогенный потенциал. То есть в любом случае возникают конфликты. И в условиях культурного многообразия страны, нашей большой страны, подобные предложения кажутся недопустимыми!»
Зачитав официальную позицию, Галимова уже от себя повторила, что этот документ только внесен на рассмотрение и давать оценку ему пока не то чтобы рано, но «довольно-таки сложно». На уточняющий вопрос журналистов, чья же это все-таки позиция, Галимова, несколько путаясь, пояснила, что точно не ее личная. По словам официального представителя казанского Кремля, к таким выводам о «конфликтогенности документа» пришли эксперты из рабочей группы аналитиков, изучающих всю тему преподавания родного языка, татарского языка в том числе. В составе рабочей группы — представители министерств и ведомств, а также научное сообщество. «Но все идет в консультативной форме. Мы сейчас не говорим о том, что у нас есть какая-то конкретная и четкая позиция, — словно сдавая назад, подчеркнула Галимова. — Мы изучаем документы. По первым впечатлениям делаем такие выводы».
«МНЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ БУДЕТ УЧИТЫВАТЬСЯ НА ОСНОВАНИИ ПИСЬМЕННЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ»
Законодательная инициатива, разработанная шестью депутатами Госдумы — Аленой Аршиновой, Олегом Николаевым, Шамсаилом Саралиевым, Олегом Смолиным, Еленой Строковой и Борисом Чернышевым, предполагает внесение серии правок в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Законопроект уточняет, что «преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ».
Авторы законопроекта напоминают, что граждане РФ «имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов РФ, а также право на изучение родного языка из числа языков народов РФ в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учетом потребностей обучающихся и их родителей». При этом реализацию прав на изучение родных языков предполагается обеспечить «созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования».
Согласно поправкам, «при выборе языка обучения и воспитания, изучаемого родного языка из числа языков народов России и государственных языков республик России мнение школьников и их родителей будет учитываться на основании письменных заявлений». Авторы законопроекта полагают, что это позволит сбалансировать конституционное право на свободный выбор языка обучения и избежать «неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике». Отметим, что именно на таком формате изучения и родных, и государственных языков настаивал в своем знаменитом выступлении в Госсовете РТ прокурор РТ Илдус Нафиков. «Министерство образования РФ с учетом предложений руководства Татарстана разработало вариант учебного плана, где конкретизирована возможность изучения государственных языков по всей территории страны — добровольно, на основе письменного согласия родителей, в пределах до 2 часов в неделю, за счет части, формируемой участниками образовательных отношений», — озвучил он тогда вердикт.
Ильдар Гильмутдинов
Татарстанские же власти до последнего настаивали на том, чтобы родной язык школьники изучали по выбору и в добровольном порядке, а государственный язык республики (для Татарстана это татарский) все-таки остался бы обязательным — хотя бы в объеме до 2 часов в неделю. Более того, похоже, надежды прийти к такому консенсусу не похоронены и сейчас. Буквально несколько дней назад председатель комитета Госдумы РФ по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов в интервью ИА «Татар-информ» заявил, что государственные языки республик должны быть обязательными для изучения в школах. «К сожалению, министерство образования России не до конца определило статус государственных языков республик. В данном случае татарский язык является государственном языком Татарстана наравне с русским. А статуса федерально-образовательных стандартов, которые определяют содержание учебной программы, вообще на сегодняшний момент нет», — говорил он. «Например, два часа татарского языка должны быть обязательной частью учебной программы. А как родные языки они уже должны быть в вариативной части, то есть ты их изучаешь дополнительно», — заявил депутат.
Новый министр образования РТ Рафис Бурганов тоже давал понять, что в этом учебном году изучение татарского языка будет идти в соответствии со ФГОС, а дальше все еще возможны какие-то корректировки. «Этот вопрос будет рассматриваться совместно. Будут найдены нормальные варианты решения», — говорил он в начале марта.
«ЧТОБЫ НЕ БЫЛО, СКАЖЕМ, ВОЗМОЖНОСТИ ПРИНУЖДЕНИЯ»
Видимо, для того, чтобы таких разговоров не было, Москва и решила «определить статус» вторых государственных языков окончательно и бесповоротно. 11 апреля законопроект был направлен в комитет Государственной Думы по образованию и науке.
«Основная новелла заключается в том, что учащиеся и их родители смогут самостоятельно выбирать язык обучения, для этого им нужно будет написать заявление. В Госдуму внесен проект закона, обеспечивающего право граждан РФ на добровольное изучение родного языка. Он направлен на приведение федерального закона „Об образовании в РФ“ в соответствие с Конституцией, которая закрепляет право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества», — пояснила «БИЗНЕС Online» логику разработчиков законопроекта депутат от ЛДПР Елена Строкова.
Еще один инициатор законопроекта — Олег Николаев — прямо увязывает появление законопроекта со знаменитой «йошкар-олинской речью» Владимира Путина. «Тема была поднята в Марий Эл примерно год назад, и за это время была проделана большая аналитическая работа, экспертная работа, был изучен вопрос, серьезно поработала прокуратура. Все это было проанализировано, собрано, и сделан вывод, что нужно закрепить на уровне РФ единый подход к образовательному процессу родных языков. Этот законопроект закладывает прежде всего приоритетность изучения русского языка в России — во-первых. Во-вторых — добровольность изучения родных языков народов, проживающих во всех субъектах страны. В-третьих — не менее важно — право изучения родного языка, особенно в тех регионах, где есть второй государственный язык. Законопроект, соответственно, определяет порядок организации этого процесса».
Он признает, что никаких изменений по сравнению с текущей правовой ситуацией документ не вносит. «Само российское законодательство примерно такое и было. Может быть, было слегка разное правоприменение действующего законодательства, поэтому оно, скажем так, обострялось до определенной степени. И вот в таком варианте его лучше закрепить, чтобы не было, скажем, возможности принуждения. Все-таки, как показал анализ, такие факты имелись в отдельных национальных республиках», — говорит депутат.
При этом он призвал приложить усилия к популяризации национальных языков и совершенствованию методологии их преподавания: «Я сам чуваш, абсолютно свободно говорю на чувашском языке, и даю на нем вашим коллегам-журналистам интервью. При этом я отец пятерых детей и чувствую, что отношение школы к изучению родного чувашского языка не зарождает интерес в учениках. Мои дети чувашский язык понимают, но только из-за того, что на нем говорят в семье и в их окружении. А в школе сам подход к изучению языка, наоборот, вызывает у них, скажем так, негодование. Из-за того, что их заставляют его учить, они скорее даже видят некую враждебность со стороны преподавателей. Поэтому дети никак не заинтересованы в изучении родного языка».
Приветствует появление законопроекта одна из главных идеологов нынешних изменений в преподавании национальных языков Ольга Артеменко — глава центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования.
«Законопроект полностью, один к одному, ложится к поручениям, которые были даны Путиным, законодательно их закрепляет. Дело в том, что в ряде республик складывается ситуация, когда исполнительная власть стала искать компромиссы. И эти компромиссы приводили только к напряжению, неопределенности. Понятно, что любой разумный человек, чтобы привести все в норму, законодательно закрепляет то, о чем сказал. Я так это расцениваю. Ничего ведь не улеглось! В том-то и смысл, что вообще ничего не улеглось! Люди и школы ждут, когда действительно все будет в соответствии с тем, что сказал президент. А ведь реальность совершенно иная. Знаю, что стали родителей штрафовать на 200 рублей только за то, что ребенок отказывается идти изучать какой-то язык, который считает для себя неродным. Эти же случаи есть. Я смотрю, как все родители объединяются. Это как раз свидетельствует о том, что семантически некоторые специалисты по-разному воспринимали текст поручений президента. Но для того, чтобы не по-разному воспринимали, значит, нужна законодательная норма».
Марат Лотфуллин / Фото: «БИЗНЕС Online»
«ДЕПУТАТЫ ГОССОВЕТА ДОЛЖНЫ ОБЪЕДИНИТЬСЯ С ДРУГИМИ РЕГИОНАМИ И ДАТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ЭКСПЕРТИЗУ»
Как будут реагировать на эту инициативу депутаты от Татарстана узнать не удалось, Гильмутдинов комментировать этот вопрос отказался, сославшись на занятость. Не смог «БИЗНЕС Online» дозвониться и до председателя комитета по национальным вопросам, культуре и науке Госсовета РТ Разиля Валеева.
«Этот закон узаконивает предписания прокуратуры», — считает президент ассоциации работников татарского национального просвещения и культуры РТ «Магариф», экс-заместитель начальника управления образования Казани Марат Лотфуллин. «Я вам больше скажу, там есть еще большие ограничения, все не так просто, этот закон намного глубже. Там написано, что родные языки могут изучаться только до 9 класса и только в рамках факультатива. Сейчас родные языки входят в обязательную образовательную программу. Он хоть и добровольно-обязательный, но с факультативом у них большая разница – для предметов, входящих в обязательную программу, готовятся учителя, даются бесплатные учебники. Для факультативных предметов педагоги не готовятся, бесплатные учебники не раздаются», — добавляет он.
Что касается заявления Гильмутдинова, то Лотфуллин не видит в этом никакого противоречия: «В этом законопроекте нет его фамилии. У каждого депутата есть свое мнение, это мнение тех депутатов, чьи подписи стоят под этим проектом. Сейчас он будет выноситься на голосование в Госдуму», — говорит он. «Госсовет Татарстана должен сказать свое слово, каждый проект закона спускается в регионы для экспертизы. Депутаты Госсовета должны объединиться с другими народами и регионами и дать отрицательную экспертизу этому проекту закона», — добавляет Лотфуллин.
Айрат Файзрахманов / Фото: «БИЗНЕС Online»
Согласен с ним и заместитель председателя всемирного форума татарской молодежи, руководитель центра независимой оценки качества образования Айрат Файзрахманов. «Закон окончательно закрепляет второсортность государственных языков республик, это даже не второсортность, а совершенно разные уровни — есть у нас общефедеральный язык, который обязателен и изучается безусловно без всяких заявлений, и есть госязык республик, для изучения которого нужны заявления, — полагает собеседник „БИЗНЕС Online“. — Просто закрепляет ту норму, которая была установлена в ходе прокурорских проверок. Прямо сейчас ощутить какой-то негативный результат этого законопроекта не получится, но постепенно, основываясь на этих нормах, будет сужаться возможность преподавания на родных языках, преподавание госязыков. Еще один момент: получается, даже родной язык становится более высокой категории, нежели госязык республик. Да, с одной стороны, обращают большее внимание на родной язык, с другой — опускается уровень госязыков республик, входящих в состав РФ. Речь идет о добровольности именно дисциплины „государственный язык“, но речь не идет о добровольности предмета „родной язык“, за что ратует, например, комитет русскоязычных родителей Татарстана. Закон не исключает обязательность преподавания этого предмета. То есть татарский язык может выступать в двух ипостасях — как государственный язык республики и как родной язык».
Руководитель центра независимой оценки качества образования ожидает реакцию на законопроект от депутатов Госсовета. «Они должны дать правовую оценку этому законодательному акту, как он соответствует Конституции РФ, как он соответствует федеральному и республиканскому закону о языках, — говорит он. — Должны отреагировать также депутаты Госдумы от Татарстана, представители Татарстана в Совете Федерации, это их прямая обязанность, это затрагивает всех их избирателей. И Татарстан должен делать это совместно с другими республиками, где сильны позиции государственных языков».
Шамсаил Саралиев (справа)
АВТОРЫ «ЯЗЫКОВОГО» ЗАКОНА: ЕР, ЛДПР, ЧЕЧНЯ, ЧУВАШИЯ, АЛТАЙ...
Авторами законодательной инициативы о добровольном изучении языка являются депутаты Госдумы Алена Аршинова, Олег Николаев, Шамсаил Саралиев, Олег Смолин, Елена Строкова и Борис Чернышев. Половина этих парламентариев представляют национальные республики, где до известных событий октября прошлого года языки этих самых республик изучались в обязательном порядке. Так, Саралиев представляет Чечню, Аршинова и Николаев — Чувашию, Строкова — Республику Алтай и Алтайский край.
Единоросс Саралиев заседает в Госдуме с 2011 года, до избрания депутатом занимал пост министра Чечни по внешним связям, национальной политике, печати и информации. В шестом созыве Госдумы Саралиев был соавтором 27 законопроектов, автором поддержанной Путиным инициативы о запрете упоминания в СМИ национальной принадлежности лиц, совершивших преступления. Кроме того, в октябре 2013 года Саралиев предложил считать призывы к нарушению территориальной целостности России особым актом предательства гражданином интересов своей страны и наказывать за это преступление по всей строгости закона.
Уроженка Дрездена (ГДР), 33-летняя Аршинова в предыдущем созыве Госдумы была заместителем председателя комитета по образованию. В 2013-м парламентарий возглавила проект «Единой России» «Детские сады — детям», а также курировала экспертный совет по дошкольному образованию при комитете Госдумы по образованию до 2017 года. С сентября 2017 — куратор экспертного совета по соблюдению прав обучающихся при комитете по образованию и науке. С декабря 2017 — координатор партийного проекта «Новая школа». Имя Аршиновой наряду с Лейлой Фазлеевой прозвучало в начале этой недели в «Учительской газете» в числе возможных кандидатов на пост министра образования и науки РФ в случае, если предыдущее правительство не сохранит своих полномочий.
Представитель «Справедливой России» Николаев — один из авторов законопроекта о кредитной амнистии и законопроекта о санации страховых компаний. Родился в Чувашии, член комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Член комиссии ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ГД. Коммунист Смолин — первый заместитель председателя комитета по образованию, президент общества «Знание» России, председатель общероссийского общественного движения «Образование — для всех». Недавно высказался в СМИ о том, что повышение пенсионного возраста в России неизбежно — решение об этом практически принято.
Представляющая ЛДПР Строкова является членом комитета по международным делам, членом комиссии ГД по вопросам депутатской этики. Она была в числе тех, кто предлагал ввести полный запрет теле- и радиорекламы лекарственных средств. Кроме того, депутат вместе с Шамсаиловым входила в комиссию по этике, рассматривающую дело другого депутата Госдумы от ЛДПР Леонида Слуцкого. Напомним, комиссия не нашла нарушений в поведении депутата, обвиняемого в сексуальных домогательствах.
Член ЛДПР Чернышов — один из самых молодых парламентариев, ему всего 26 лет. Заместитель председателя комитета ГД по образованию и науке, он состоит в депутатской группе по связям с парламентами США, Китая, Индии, Франции. Депутат парламентского собрания союза Беларуси и России, член рабочей группы по учету эфирного времени ЦИК, член молодежной МПС СНГ. В декабре 2016 года Чернышов наряду с со своим коллегой Василием Власовым предлагал разрешить вступать в политические партии и участвовать в выборах с 16 лет. В январе 2017 года он предложил внести законопроект, регулирующий продажу электронных сигарет. В январе 2017 года внес в Госдуму законопроект, предлагающий принимать юношей со средним специальным образованием в педагогические вузы без экзаменов, чтобы увеличить количество мужчин-преподавателей в школах. В марте 2018 года внес законопроект об отмене ЕГЭ. Парламентарий также разработал инициативы об ужесточении штрафов за несоблюдение правил продажи алкоголя, отмене досрочного и «открепительного» голосований, утверждении избирательного права с 16 лет (одной из целей законопроекта является «демайданизация» молодежи), ограничении продажи пиротехники 31 декабря и 1 января.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1240