«БЕЗ ТРАГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ»

Настоящее российское «Чудо на Гудзоне» произошло сегодня рано утром в Московской области. Там в кукурузном поле возле Раменского совершил экстренную жесткую посадку «на брюхо» пассажирский самолет А-321 авиакомпании «Уральские авиалинии» с 226 пассажирами на борту и 7 членами экипажа. Самолет выполнял рейс U6178 Москва — Симферополь, но сразу после взлета в аэропорту «Жуковский» он столкнулся со стаей чаек, что привело к возгоранию в одном из двигателей. Момент столкновения с птицами попал на видео, которое тут же массово разошлось по сети.

«Экипаж принял решение произвести посадку перед собой. Вынужденное приземление самолета произошло на кукурузном поле между ближним и дальним маяком системы посадки аэродрома на удалении более 1 километра от ВПП. Приземление было произведено с убранными шасси, перед ним экипаж выключил двигатели», — сообщили в Росавиации. По оценке ведомства, экипаж и дальше действовал слаженно, организуя эвакуацию всех пассажиров по аварийным надувным трапам. По информации ТАСС, отдельные подразделения МЧС не привлекались к ликвидации последствий жесткой посадки, справились силами спасателей аэропорта. Источник агентства также отметил, что сам самолет не загорелся, только двигатель, который отвалился и находился в 3 м от самолета. Из его баков вытекла почти тонна авиационного топлива. Самолет до момента столкновения с чайками сумел пролететь только 12 километров.

Пострадавших госпитализировали в больницу Жуковского. По данным минздрава России, на госпитализацию направили 23 пассажира (по неподтвержденным официально данным, 55), среди которых 9 детей. На место выехали 20 бригад скорой помощи и пригнали вертолет санавиации. Состояние пострадавших оценили как средней тяжести. Помощь им оказали по большей части на месте, госпитализировали только одну 69-летнюю женщину, но и ее жизни ничего не угрожает. Аэропорт Жуковский работает в обычном режиме. Все пассажиры и самолет были застрахованы в «АльфаСтраховании», и уже сообщили, что все получат положенные выплаты.

По факту произошедшего следственный комитет России возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»). Сейчас на месте продолжает работать оперативная следственная группа. Подключилась к делу и транспортная прокуратура. Также к месту аварийной посадки выехали представители спецкомиссии Росавиации разбираться в произошедшем. Известно, что черные ящики не пострадали и они уже отправлены на расшифровку в МАК, сообщил ТАСС.

Пострадавших госпитализировали в больницу Жуковского. По данным минздрава России, на госпитализацию направили 23 пассажираПострадавших госпитализировали в больницу Жуковского. По данным минздрава России, на госпитализацию направили 23 пассажираФото: ©Валерий Мельников, РИА «Новости»

В авиакомпании «Уральские авиалинии» сообщили, что при взлете самолета произошло многочисленное попадание птиц в оба двигателя и они сразу же отказали. «Говорит Москва» со ссылкой на собеседника из аэропорта Жуковский сообщает, что в воздушной гавани не знают, работала ли система отпугивания птиц в момент аварии. «Для понимания: мы расположены на территории большого Летно-исследовательского института имени Громова, ЛИИ имени Громова. Здесь очень старый работает аэродром. Изначально — экспериментальной авиации, сейчас мы совмещаем с обслуживанием рейсов гражданской авиации. Да, безусловно, на территории служба орнитологической защиты работает, но она не наша, а института», — пояснили в аэропорту.

ЛИИ им. Громова — секретное режимное предприятие с особым режимом охраны гостайны. Работала ли у них система орнитологической защиты, еще предстоит выяснить. При этом, согласно данным сервиса «Яндекс.Карты», на расстоянии менее километра от воздушной гавани расположено несколько полигонов ТБО. Впрочем, министр экологии Подмосковья Дмитрий Куракин в беседе с «Медузой» назвал ошибочной версию о том, что местные птицы кормятся на окрестных свалках. Тем не менее полигоны рядом с Жуковским все же проверят.


«Благодаря профессионализму экипажа и его слаженным действиям посадка прошла без трагических последствий», — отметили в авиакомпании. Несмотря на это, его отстранили от полетов на время проверки. Впрочем, обычная практика.

Тем временем в соцсетях разгорается целая кампания по чествованию экипажа. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев на своей странице в «Инстаграме» предложил наградить пилотов и весь экипаж государственными наградами.

Известно, что Дамир Юсупов — татарин. Он родился в семье вертолетчика в городе Игарк Красноярского краяИзвестно, что Дамир Юсупов — татарин. Он родился в семье вертолетчика в городе Игарка Красноярского краяФото: vk.com

КАК «ИСТИННЫЙ ТАТАРИН» СПАС НЕСКОЛЬКО СОТЕН ЖИЗНЕЙ

В соцсетях пилотов называют героями, а командира воздушного судна — гением. Самолетом А-321 «Уральских авиалиний» управлял 41-летний Дамир Юсупов, второй пилот — 23-летний Георгий Мурзин. В авиакомпании сообщили ТАСС, что общий налет первого составляет более 3 тыс. часов, второго — более 600 часов.

Юсупов — татарин, он родился в семье вертолетчика в городе Игарка Красноярского края, позже с семьей переехал в Сызрань, а в последнее время проживал в Екатеринбурге. Работает пилот в «Уральских авиалиниях» с 2013 года, сразу после того как окончил Санкт-Петербургский госуниверситет гражданской авиации. Как он сам рассказывал в одном из своих интервью порталу «ПроПолевской», его не сразу приняли в летное училище — не прошел медкомиссию, из-за чего сначала долгое время работал по первой профессии юристом в городской администрации. В летное училище Юсупов попал уже в 32 года. «Я на всю жизнь запомнил свой первый полет, в училище мы летали на Ан-2. Даже не верилось, что сам управляю самолетом, я лечу», — рассказывал он в интервью.

Пилот летает как по регулярным маршрутам, так и по чартерным. Часто последние он выполнял вместе с татарстанскими спортсменами. По словам Юсупова, на его борту бывали хоккеисты «Ак Барса» и футболисты «Рубина», а также сборная России по фигурному катанию. Долгое время он работал вторым пилотом, командиром воздушного судна стал только год назад. В прошлом году получил вторую специальность — окончил Ульяновский институт гражданской авиации им. главного маршала авиации Бугаева по направлению «аэронавигация».

«Знаю его лично много лет. Дамир был активным помощником, заместителем председателя совета и специалистом по юридическим вопросам в национально-культурной автономии татар Сызрани. Много лет он посвятил деятельности татарской организации. Правдивый, честный, невероятно скромный, воспитанный человек и очень грамотный специалист, — поделился на официальном сайте организации председатель совета автономии татар Сызрани Ринад Шарафутдинов. — Дамир — пример для многих, пример для подражания. Он достиг своей цели — стать пилотом, подниматься в небо. А сейчас спас много человеческих жизней — этот поступок дорогого стоит! От себя лично и от лица национально-культурной автономии выражаю восхищение пилотом-героем, истинным татарином, настоящим человеком!»

Муфтий ЦДУМ Ульяновской области Мухаммат Байбиков подтвердил «БИЗНЕС Online» то, что во время учебы в Ульяновске Юсупов жил у них в мечети, а также был активным прихожанином местной махалли. «Не только вы, все его сейчас разыскивают, и Равиль хазрат Гайнутдин звонил, искал Дамира, но у него пока отключены все телефоны». По словам Байбикова, узнав, что пилот является практикующим мусульманином, муфтий хочет наградить того за мужественный поступок со своей стороны. Разыскивают Юсупова и руководители татарской автономии и муфтията Свердловской области. Как рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель аппарата ДУМ Свердловской области Наркис Карамов, в ближайшее время они планируют познакомиться с Дамиром.


«Я ПОСТУПИЛ БЫ ТАК ЖЕ»

«БИЗНЕС Online» удалось поговорить с действующим пилотом по имени Роман, который хорошо знаком с командиром судна. По словам первого, Юсупов — порядочный человек, добрый и отзывчивый, профессионал своего дела, в Екатеринбург приехал около 4 лет назад по работе.

«Общее мнение наших пилотов — они все в принципе сделали правильно, несмотря на то, что сейчас прокуратура там будет смотреть. Начнут разбираться с документами: сделал ли Дамир это, выполнил ли то. Но в условиях дефицита времени для принятия решения об уходе на посадку мы, пилоты, считаем, что он все сделал правильно, независимо от того, успел ли все осуществить по процедурам», — говорит Роман.

«Юсупов действовал в стрессовой ситуации, когда внезапно возник отказ двигателя и когда пилот понимает, что времени для того, чтобы выработать топливо, развернуться и снова нацелиться на полосу, просто нет. Могу предположить, что при наличии такого большого количества пассажиров топлива пилоты взяли по максимуму. При одном пострадавшем двигателе самолет лететь не сможет, и потому решение было принято — сесть перед собой. Сделали они это очень профессионально, потому что в таких случаях, как правило, фюзеляж разламывается, топливо разливается и может случиться что угодно. Многое зависит от того, что растет на этом поле, какие там строения, все описать в руководящих документах невозможно, экипаж действует по обстановке.  И то, что они сели удачно с точки зрения спасения людей, сделали в высшей степени профессионально», — уверен он.

Пилот предполагает, что прокуратура сейчас в тиши своих кабинетов разложит все собранные документы и попытается найти виновного в произошедшем, зацепиться за какие-то проколы — ущерб ведь надо на кого-то повесить. По его мнению, и авиакомпания, и Росавиация в данной ситуации должны встать на сторону пилотов и защитить их.

«„Уральские авиалинии“ — это один из самых дружных и слаженных коллективов, поэтому я надеюсь, что авиакомпания сделает все возможное и встанет на сторону пилотов, — говорит Роман. — Мы, пилоты, обсуждали данный случай, думали, как бы сделали на месте Дамира. Я поступил бы так же».

Пользователи сети уже нашли аккаунт Юсупова. Стена на его странице заполнена благодарностямиФото: скриншот vk.com

«СИЛЬНО. КРАСАВЧИК. ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЧЕЛОВЕК НА СВОеМ МЕСТЕ»

Эвакуацией пассажиров из самолета руководили также бортпроводники «Уральских авиалиний»: Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко и Яна Ягодина. Сейчас люди благодарят пилотов и бортпроводников на своих личных страницах в соцсетях. «15.08.19 — мой новый день рождения. Набрали высоты на самолете и упали в поле. Пилот просто спас все жизни», — написала во «ВКонтакте» Ольга Шаврова. «Дамир, низкий вам поклон за спасенные жизни пассажиров, за ваш профессионализм!» — поблагодарила Людмила Колесникова.

Пользователи сети уже нашли аккаунт Юсупова. Стена на его странице заполнена благодарностями. «Сильно. Красавчик. Вот что значит человек на своем месте. Так держать», — написала Анастасия Высоких. «Вы однозначно герой сегодняшнего дня вместе со своим коллегой и всем экипажем. Удачи всем вам, чистого неба и, дай бог, чтобы подобных инцидентов в вашей карьере пилота больше не появлялось», — отметил Роман Транцев.

В СМИ уже пошли разговоры о том, чтобы не только выдать пилотам госнаграды, но и снимать об их героизме фильм. По крайней мере, с таким предложением в РИА «Новости» выступил глава комиссии Общественной палаты России по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.


«То, что ЛЕТЧИКИ ВЫПОЛНИЛИ ТАКУЮ СЛОЖНУЮ ПОСАДКУ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ, — ЭТО ОЧЕНЬ ЮВЕЛИРНАЯ РАБОТА»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты авиаотрасли дали свою оценку действиям экипажа борта А-321 и рассказали о главных загадках утренней аварии под Жуковским.

Фларит Мавлеткулов — начальник центрального аэроклуба Республики Татарстан ДОСААФ России:

— То, что летчики выполнили такую сложную посадку в полевых условиях, — это очень ювелирная работа. Пока трудно что-то комментировать, мы не знаем, было ли у пилотов время для ухода на второй круг, позволяла ли тяга двигателей, как они вообще работали. Но вспомните, что происходило с Superjet, когда его сажали с невыработанными топливными баками, и к чему это привело. Как на полосу самолет фактически в штатном режиме не смогли посадить — видно было сразу, что непрофессионально подготовленные летчики. А здесь — на кукурузное поле! Тем более существовал дефицит времени, поскольку все произошло на взлете. Может быть, это оказалось единственное грамотное решение, которое спасло жизни не только экипажу, но и всем пассажирам.

Если прямо на взлете стая птиц попала в двигатель, то это вопрос к орнитологическому обеспечению аэропорта. Тем более сейчас их миграция. Есть специальные наземные службы, которые отвечают за орнитологическое обеспечение. И они, видимо, не справляются с этим направлением. Имеется целый комплекс отпугивающих мероприятий: сирены вдоль полосы, пугала, звуковые эффекты, и сами самолеты фары включают, чтобы птицы их видели на взлете и посадке.

Магомед Закаржаев — генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие»:

— Посадить такой самолет в поле не просто сложно, а очень сложно, это большой профессионализм! И доля везения тоже должна быть. Пассажиры в рубашке родились, могут праздновать второе рождение. В мировой авиации, конечно, бывали случаи, когда пилот хотел посадить Boeing 737 сначала на воду, но потом получилось на береговую полосу, правда, с выпущенными шасси. Все остались живы, и судно уцелело, потом оно само оттуда улетело.

Самолет через 15 минут после взлета, конечно, был с полными баками, но в них всегда есть горючее от 3 до 10 тонн, но и тонны хватит, чтобы все загорелось… Поэтому правильно сделали пилоты, что перекрыли поступление топлива, выключили двигатели перед посадкой, обесточили как положено. Ну и повезло, что не загорелись.

Азат Хаким — директор авиакомпании «Тулпар»:

— Пилоты — молодцы, у них было времени очень мало для принятия решения, может быть, 10–20–30 секунд. И они поступили правильно: так как движки встали, самолет начал падать, летчики сразу сели перед собой, не стали ничего придумывать. Все сделали грамотно, нашли поле, спасли людей, молодцы пилоты!

Ни в коем случае нельзя было выпускать шасси, самолет сразу бы скапотировал (капотирование — аварийное опрокидывание самолета на переднюю часть или переворачивание вверх шасси — прим. ред.), мог развалиться и начать гореть.

Сели, судя по всему, очень мягко, на двигателях. Кстати, грамотно поступили пилоты, когда движки выключили, был прекращен доступ керосина к горящей части, это же буквально за доли секунды сделано. Если там ничего не сломалось, самолет может быть формально пригоден для дальнейшего использования, но самое сложное — как его оттуда транспортировать? Дай бог, чтобы он был застрахован, тогда страховая компания однозначно попала, это конкретно страховой случай. Стая птиц, видимо, на водоеме где-то сидела, а от звука самолета взлетела и прямо попала под судно. Полностью предотвратить такое сложно, но предпринять комплекс мер, чтобы птицы покинули пределы аэропорта, нужно. Видимо, он все-таки недоработал. Однозначно будет расследование, все надзорные органы проведут комплекс мероприятий, станут искать виновных. Обязательно найдут какие-то недоработки… Не помню, какой год... самолет сажали на реку Гудзон, примерно то же самое было: отказали движки, и пилоты сели прямо перед собой на воду, вдоль линии берега. А в советское время в 70-х годах Ту-124 посадили на Неву, тоже спасли людей.