Культура 
18.02.2020

«Мы тоже долгие годы на пороге войны»: как Фарид Бикчантаев «гасил звезды» под инди-фолк

Спустя почти 50 лет легендарная пьеса Карима Тинчурина вернулась на сцену Камаловского театра с 22-летней дебютанткой в главной роли

Очередную премьеру сезона выдал в выходные театра им. Камала — спектакль «Угасшие звезды» по пьесе Карима Тинчурина, переосмысленной главрежем театра Фаридом Бикчантаевым. О том, как с публикой говорили о разрушительной силе войны с помощью современных аранжировок и contemporary dance, — в материале «БИЗНЕС Online».

В театре им. Камала состоялась премьера «Угасших звезд» Карима Тинчурина в постановке главного режиссера театра Фарида Бикчантаева (справа) В театре им. Камала состоялась премьера «Угасших звезд» Карима Тинчурина в постановке главного режиссера театра Фарида Бикчантаева (справа) Фото: Фоат Гарифуллин. Предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

«Я ВЫРОС НА ЭТОМ СПЕКТАКЛЕ. ЗНАЛ ЕГО НАИЗУСТЬ»

Несмотря на то что все возможные годовщины Первой мировой войны уже прошли, эта тема не перестает волновать умы художников — в кинотеатрах идет ставший лауреатом «Оскара» фильм Сэма Мендеса «1917», а в театре им. Камала состоялась премьера «Угасших звезд» Карима Тинчурина в постановке главного режиссера театра Фарида Бикчантаева. Казалось бы, что может быть общего у голливудского фильма и татарского спектакля по классической пьесе, кроме темы войны? Однако обращение к этой теме спустя столетие заставляет задуматься о том, что же такого актуального увидели в ней два режиссера из разных стран.

«Звезды угасли» на сцене театра им. Камала во второй раз, спустя почти 50 лет со знаменитой постановки Марселя Салимжанова. «Я вырос на этом спектакле. Знал его наизусть. Это был действительно легендарный спектакль! Какие там играли актеры!» — приводятся в программке слова Бикчантаева. Он признает, что сегодня этот текст звучит особенно злободневно, остро и «больно» и драматургия Тинчурина, как и 50, и 100 лет назад, продолжает играть исключительную роль в становлении и развитии татарского театра.

Бикчантаев не стал экспериментировать с формой и содержанием — у режиссера получилась достаточно академическая постановка с вкраплением любимого им видеофона Бикчантаев не стал экспериментировать с формой и содержанием — у режиссера получилась достаточно академическая постановка с вкраплением любимого им видеофона Фото: Фоат Гарифуллин. Предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

Учитывая глубокое уважение к постановке своего учителя Салимжанова, Бикчантаев не стал экспериментировать с формой и содержанием — у режиссера получилась достаточно академическая постановка с вкраплением любимого им видеофона, на котором гусиный пух сменяется красными шариками, а мерцающие звезды исчезают, уступая затем место молнии. Вместо со своим давним сценическим партнером, художником Сергеем Скомороховым, они добавили к экрану объемную декорацию в виде высокой и густой пшеницы, которая, однако, достаточно прозрачна, чтобы делить сцену на две части и позволить перемещать отдельные мизансцены словно на второй план.

За музыку в спектакле отвечали композитор «Муллы» и «Байгала» Марат Ахметшин, а также подопечные Yummy Music Ильяса Гафарова группа Juna. Как и в спектакле Салимжанова, музыкальным лейтмотивом у Бикчантаева стала тема народной песни «Каз канаты» в обработке инди-фолк-коллектива. Также они написали и свои треки. «Для нас это двойная ответственность, потому что: во-первых, это классический спектакль. Придумать можно все что угодно, но всегда станут сравнивать с тем, что было. Во-вторых, в классической версии музыку написал не абы кто, а Салих Сайдашев. И перед нами стоит задача бережно переработать его творчество и привнести в него что-то свое. Бо́льшая часть треков на спектакле придумана и переработана нами, еще одним композитором выступил Марат Ахметшин», — написали участники группы в своем паблике во «ВКонтакте». «Я думаю, что это очень интересные ребята, они звучат свежо, по-новому. И для них это было очень увлекательно», — сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Бикчантаев.

«Сарвар и Исмагилю противостоит не Надир Махдум и даже не старуха-знахарка, но внеличностные категории — невежество, гибельный милитаризм, силы рока, что сближает «Угасшие звезды» с античной трагедией» «Сарвар и Исмагилю противостоит не Надир Махдум и даже не старуха-знахарка, но внеличностные категории — невежество, гибельный милитаризм, силы рока, что сближает «Угасшие звезды» с античной трагедией» Фото: Фоат Гарифуллин. Предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

МЕТАФОРИЧНЫЙ АЖДАХА В АНТИЧНОЙ ТРАГЕДИИ

По сюжету пьесы в татарской деревне сложился любовный треугольник — сироту Сарвар сватают за сына муллы Надира Магдума, однако она влюблена в его слугу Исмагиля. Ситуация осложняется тем, что Надир Магдум — горбун и любовь к Сарвар — единственная радость в его жизни. Исмагиль уговаривает ее выйти замуж за своего господина из-за своих предчувствий — после страшного сна ему кажется, что их обязательно разлучат. Именно образ из этого сна и дал название пьесе — Исмагилю снится, что все деревенские парни и девушки стоят в лесу, а над ними ярко сияют звезды. Каждый выбирает себе звезду, но вдруг появляется аждаха (летающий змей из татарской мифологии) и гасит их. Потом появляется другой аждаха и пытается съесть Исмагиля, однако из его пасти выходит Сарвар, вырывает сердце юноши и начинает его есть. В ответ на это аждаха съедает их обоих. Стоит отметить, что переносное значение у слова «аждаха» — изверг, кровопийца, то есть текст Тинчурина не только мифологичен, но и метафоричен.

Однако Сарвар непреклонна и дело идет к их свадьбе. Но на дворе 1914 год, и деревенских парней призывают на войну — в их числе оказывается и Исмагиль. Движимая желанием уберечь любимого от призыва Сарвар дает ему зелье от местной травницы, которое должно сделать его непригодным к службе. И оно срабатывает — мертвый Исмагиль действительно не сможет пойти на войну. Сарвар не может вынести того, что любимый человек погиб от ее рук, и сходит с ума.

Жанр пьесы Тинчурина обозначен как музыкальная трагедия. «Структура пьесы удивительна тем, что в ней нет ярко выраженных героев-антагонистов. Сарвар и Исмагилю противостоит не Надир Магдум и даже не старуха-знахарка, но внеличностные категории — невежество, гибельный милитаризм, силы рока, что сближает „Угасшие звезды“ с античной трагедией», — писал в своем материале для «БИЗНЕС Online» известный критик и завлит театра Нияз Игламов.

И действительно, как и в греческой трагедии, на первом плане у Тинчурина и Бикчантаева — разговор о вечных проблемах, о переоценке ценностей, который основан на историческо-политическом сюжете. «Какую бы греческую трагедию мы ни стали читать, ее главная мысль — именно о неоднозначности происходящего вокруг, о сложности мироустройства. Двусторон­ность мира одинакова и в политике, и во внутреннем мире человека», — говорит доктор филологических наук Николай Гринцер. В сюжете можно найти переклички с известными греческими трагедиями — например «Трахинянками» Софокла, где жена Геракла, желая завоевать его любовь, пропитывает его одежду ядом, а также его же «Антигоны», где распоряжение власти ставится выше семейных отношений и требований совести.

В роли Сарвар на большой сцене театра им. Камала дебютировала студентка КазГИК Лейсан Гатауллина В роли Сарвар на большой сцене театра им. Камала дебютировала студентка КазГИКа Лейсан Гатауллина Фото: Фоат Гарифуллин. Предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

«ЛЕЙСАН ВЫДЕЛЯЕТСЯ — У НЕЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК, ОНА ОЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНА, ПЛАСТИЧНА»

Выраженный антимилитаризм постановки (война, еще даже не начавшись, уже ломает жизни трех главных героев) подчеркивается противопоставлением мирного первого действия, окрашенного предчувствием войны, второму; татарского народного праздника ощипывания гусей — призыву на войну (который и сопровождается падающими на парней эффектными красными шариками), который нивелирует обряд «продажи гусиных крыльев», ведь потенциальных женихов девушек забирают на фронт, а подсвеченной золотым пшеницы — темному небу, на котором не восходит солнце, создавая тягостное впечатление нависшего над героями рока. «Вопросы войны, бога, памяти всегда будут актуальны. Мы тоже уже долгие годы где-то на пороге войны. И это нехорошо. Война разрушает», — говорит Бикчантаев.

В роли Сарвар на большой сцене театра им. Камала дебютировала студентка КазГИКа Лейсан Гатауллина, запомнившаяся зрителем по своей яркой роли в «Парковке» — одном из трех спектаклей «Молодежного вторника». «Театр присматривается к ней давно, — отметил Бикчантаев. — Она учится на третьем курсе у меня в группе. Все эта группа талантливая, но Лейсан выделяется. У нее замечательный язык, она очень музыкальна, пластична. Плюс она уже не такая юная: для актрисы 22 года — это возраст, когда можно полагаться на разум. Внутреннее содержание — важная составляющая, поэтому мне кажется, что она уже зрелая актриса». В декорациях «Угасших звезд» Гатауллина действительно не выглядела как дебютантка — она уверенно чувствует себя в большой трагической роли, глубоко чувствует как диалоги, так и музыкально-пластические сцены (режиссер по пластике Ольга Даукаева решила их в жанре контемпорари), а также максимально искренне «проживает» образ. Добавим, что и роль активистки XXI века в «Парковке», и деревенской девушки начала XX века дались ей легко и в обоих спектаклях она выглядит органично и современно.

Яркий образ получился у Алмаза Сабирзянова (Надир махдум), который продемонстрировал свое драматическое мастерство Яркий образ получился у Алмаза Сабирзянова (Надир Магдум), который продемонстрировал свое драматическое мастерство Фото: Фоат Гарифуллин. Предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

Другой яркий образ получился у Алмаза Сабирзянова (Надир Магдум), который продемонстрировал свое драматическое мастерство. Его герою, который всеми силами борется за свою любовь, сочувствуешь даже больше, чем не обделенному ярким характером Исмагилю, и втайне надеешься, что он еще обретет свое счастье. Сабирзянову удалось создать на сцене некого татарского Квазимодо, бесконечно преданного любимой женщине даже в состоянии сумасшествия. Конечно, тут у него есть своя выгода (в таком состоянии Сарвар охотно и много с ним общается), однако его отказ жить без возлюбленной лишний раз доказывает силу его любви. Яркой и харизматичной была Алина Мударисова в роли Фатимы (в одной из сцен они с Сабирзяновым динамично изобразили проблему поколений, выступив против того самого «мистицизма и знахарства»), а опытная Алсу Гайнуллина, сыгравшая главную роль в спектакле Салимжанова, теперь блистала в роли Фархи, которая решает проблемы ядовитыми зельями, а болезни лечит изгнанием бесов.

Начинается и завершается спектакль разговором Сарвар с неким «бабаем», у которого она спрашивает, слышат ли нас мертвые и почему начинаются войны (ссорятся цари, а воюет народ). Последний вопрос «как мы можем знать, что Бог есть, если его не видно?» остается без ответа и логичный для 1923 года в современных реалиях, где упоминание о Боге предлагают добавить в Конституцию, звучит достаточно смело. Однако, по крайней мере пока, протестов по этому поводу не было — спектаклю рукоплескали вице-премьер РТ Лейла Фазлеева, председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин и сразу пять министров культуры Татарстана — действующая Ирада Аюпова и предыдущие Айрат Сибагатуллин, Зиля Валеева, Ильдус Тарханов и Марсель Таишев, а также все остальные.

Спектаклю рукоплескали сразу пять министров культуры Татарстана — действующая Ирада Аюпова и предыдущие Марсель Таишев, Ильдус Тарханов, Зиля Валеева и Айрат Сибагатуллин Спектаклю рукоплескали сразу пять министров культуры Татарстана — действующая Ирада Аюпова и предыдущие Марсель Таишев, Ильдус Тарханов, Зиля Валеева и Айрат Сибагатуллин Фото: Фоат Гарифуллин. Предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

Возвращаясь к сопоставлению фильма «1917» и «Угасших звезд», отметим, что их объединяют не только продуманные до мелочей визуальные эффекты и идеальное сочетание звука и картинки, но и идея о том, как война влияет на людей, буквально сводя с ума, когда ужасные вещи становятся обыденностью, а нормальные — невозможностью.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.02.2020 09:17

Менэ ходай бар бит ул. Бикчантаев куктэн жиргэ тошкэн. Чын татарча бугенге кондэ бик актуаль булган сунгэн йолдызларны куйган .Рэхмэт. Миллэтебезнен асылын чагылдырган татар жанлы шундый спектакльлэр кубрэк куелсын иде. Э алмашка нинди талантлы яшьлэр усеп килэ. Соенеч бит Алсу Ринат Шэукэт Илдар Ирек кебек артисларга алмаш бит. Алар кебек усу хэхм танылу очен яшь артисларга шундый тирэн эчтэлекле мэгнэви эсэрлэр кирэк. Биш министр 5 тарих.Исэн чагында кэдерлэрен белеп истэлеклэрен яздырып калырга кирэк. Шулай да Марсель Таишев белэн Зам министр Низамиев Музип Тазиевичка житми. Алар чын мэдэният министрлары булдылар. Ул чакта мэдэният горлэп торды. Алар республикада эшлэгэн хэр клуб эшчесен исеменэ хэтле белэлэр иде. Аюпова да тырыша .татарча ойрэнсэ тагында минисстттрррак булачак унышлар ана.

  • Анонимно
    18.02.2020 09:02

    Были на Премьере с Семьёй. Спектакль Понравился!

  • Анонимно
    18.02.2020 09:17

    Менэ ходай бар бит ул. Бикчантаев куктэн жиргэ тошкэн. Чын татарча бугенге кондэ бик актуаль булган сунгэн йолдызларны куйган .Рэхмэт. Миллэтебезнен асылын чагылдырган татар жанлы шундый спектакльлэр кубрэк куелсын иде. Э алмашка нинди талантлы яшьлэр усеп килэ. Соенеч бит Алсу Ринат Шэукэт Илдар Ирек кебек артисларга алмаш бит. Алар кебек усу хэхм танылу очен яшь артисларга шундый тирэн эчтэлекле мэгнэви эсэрлэр кирэк. Биш министр 5 тарих.Исэн чагында кэдерлэрен белеп истэлеклэрен яздырып калырга кирэк. Шулай да Марсель Таишев белэн Зам министр Низамиев Музип Тазиевичка житми. Алар чын мэдэният министрлары булдылар. Ул чакта мэдэният горлэп торды. Алар республикада эшлэгэн хэр клуб эшчесен исеменэ хэтле белэлэр иде. Аюпова да тырыша .татарча ойрэнсэ тагында минисстттрррак булачак унышлар ана.

    • Анонимно
      19.02.2020 00:20

      Ханым-әфәндем, татарча хәрефләр куегызчы! Windows'та тел исеменә уң төймә белән "чиртеп", Добавить'ка басасы гына...

  • Анонимно
    18.02.2020 09:28

    Постановка хорошая, качественная - как и все в Камаловском. Но я видел классическую версию в Тинчуринском: она понравилась больше. Ближе по душе что ли. Правда, там актеры переигрывали.
    В любом случае нужно смотреть обе постановки, и каждый выберет себе, что по душе. Радует, что театр движется вперед, открывая новые грани пьесы.

  • Анонимно
    18.02.2020 09:30

    Очень драматичная история любви, мы в детстве взахлеб слушали эту историю по радио, тогда спектакли чаще звучали по радио.

  • Анонимно
    18.02.2020 09:30

    Хотели билеты купить, а в репертуаре в ближайшие три месяца, если судить по афише на сайте, этого спектакля нет. Почему так? Может, кто из представителей театра читает комментарии, ответит, когда следующего спектакля ждать?

  • Анонимно
    18.02.2020 11:02

    Были на спектакле, меня поразили своей игрой Алмаз Сабирзянов и Алина Мударисова, поизучала репертуар и нашла спектакли с их участием, что то уже видела и обязательно схожу еще. Горбун просто великолепен, так прониклись его трагической жизнью, его желанием быть любимым и быть среди молодых как равный, песня и танец в его исполнении прекрасны, как и вся роль. Алина очень мощно играла свою роль - игриво, эмоционально, искренне, обязательно посмотрю ее в Киля ява, киля ява (смотрела с другим составом актеров). В силу своего возраста не видела прежний спектакль и очень хотелось бы посмотреть где то запись. Эта постановка очаровывает своей музыкой очень красивое исполнение песен, Каз канаты все время крутится в голове, костюмы очень красивые! Спасибо за эту премьеру!

    • Анонимно
      18.02.2020 14:06

      Алмаз Сабирзянов очень талантливый актёр! Смотрела почти все постановки за последние годы с его игрой. В этом спектакле первый раз услышала, как он поёт, молодец!
      Браво Камаловцы, Браво!!!

  • Анонимно
    18.02.2020 11:12

    В тинчуринском театре спектакль лучше получился. И затрат меньше. Зачем в двух театрах одно и то же ставят? В камаловском больше двух сезонов это не потянет. Зачем столько денег тратить, непонятно. Денег некуда девать, что ли?

    • Анонимно
      18.02.2020 12:41

      рабы почему-то так любят считать копейки, но млрды в упор не видят. скрепы, наверное, мешают.

    • Анонимно
      18.02.2020 12:50

      В Тинчуринском хуже. Там время остановилось

  • Анонимно
    18.02.2020 11:43

    Воистину, не было бы счастья, да несчастье помогло - если бы не печальная история о несчастной любви мы бы ещё год не увидели на главной сцене такую талантливую актрису. Пожелаем ей, а также её однокурсникам и учителям удачи и всех благ.

  • Анонимно
    18.02.2020 12:24

    Смотрели в Челнах онлайн в кинотеатре. Премьераларны шулай күрсәтеп барсагыз, рәхмәтле булыр идек.

  • Анонимно
    18.02.2020 12:27

    Чего то в спектакле не хватило. Игра актёров отличная, танцы - музыка отличная. Но не улавливается главная идея автора. Как то отрывочно.

  • Фидарис
    18.02.2020 12:37

    Когда можно увидеть постановку в телевизионной версии, привезут ли ее осенью в Москву?

  • Анонимно
    18.02.2020 15:40

    Должно пройти время, чтобы оценить этот спектакль. Пока непонятны гимнастические упражнения героев, были ли у татар игры молодых с поцелуями на виду у всех. Текста у Надира больше, чем у всех остальных персонажей. Выпукло показана трагедия любви горбуна, и на фоне этой любви второстепенны темы войны( хоть и есть красные шарики, гром и молнии), дремучести народа. И хочется спросить, почему спектакль( не пьеса) назван " Сүнгән йолдызлар". Это мое впечатление, может, со временем изменится.

  • Анонимно
    18.02.2020 16:32

    Поздравляю Камаловский театр с новой актрисой в амплуа героини . Просто чудесная девушка Ляйсян Гатауллина . Я не видела спектакли молодежного вторника . Поэтому под впечатлением ее игры в этой премьере . И голос и рост и внешность - после Алсу Гатауллиной такая героиня ещё не приходила в театр . Желаю ей необыкновенной карьеры и много много ролей в будущем . А роль Сарвар считаю удалась !!!! И конечно Алмаз и другие актёры просто великолепны . Хотя в целом спектакль на мой взгляд спорный , но интересный . Надеюсь что Ляйсян ещё сыграет Майсару в Голубой шали .

  • Анонимно
    18.02.2020 16:48

    еще бы реанимировали бы "Старик из деревни Альдермеш"(Альдермештан Альмандар) ,было бы великолепно

  • Анонимно
    18.02.2020 19:53

    Основной темы автора пьесы нет в спектакле. У нас любят увлекаться в последнее время формами, неожиданными приемами. Не было таких игр у татар в то время.

  • Анонимно
    18.02.2020 19:56

    Раньше премьера спектакля была большим событием в культуре и в жизни. А нынешние премьеры проходят незаметно. Интерес к театру угасает, к сожалению. Даже здесь так мало комментариев. Что было в театре, что будет - мало интересно. мы с супругой в прошлом году дали себе слово больше не ходить в татарский театр после посещения одной премьеры.

  • Анонимно
    18.02.2020 20:07

    Жизнь диктует свое. В развитых странах уже нет вообще репертуарных театров. Не хотят они бюджетные деньги так размашисто тратить. Чем восточнее Европа, тем начинаются страны, где до сих пор содержат репертуарные театры. Это хорошо, что у нас финансируют столько театров. Просто я хочу сказать, что жизнь диктует свое и отношение к театру все равно у нас тоже меняется и существование многих театров наших - это вопрос времени.

  • Анонимно
    18.02.2020 20:18

    Пусть тратятся деньги из бюджета на различные постановки. Но у меня вопрос: что это дает народу? Камаловский театр давно оторвался от татарского народа. Посмотрите, какие спектакли там идут! Что это все дает людям?! А ведь бюджетные деньги - это деньги народа. Коли кормим театр, почему театр даже классику пытается дать в экспериментальном варианте? Зачем, для чего ваши эксперименты?!

  • Анонимно
    18.02.2020 20:23

    Тут кто-то написал, что рабы любят считать копейки. Деньги считать любят все! Тем более, когда театр содержится на бюджетные, т. е. на народные деньги. И поэтому театр не имеет право ставить спектакли, которые даже бесплатно не хочется смотреть. А такие спектакли есть в репертуаре татарского театра.

  • Анонимно
    18.02.2020 20:36

    У них самый кассовый спектакль - "Бию пэрие" на сегодняшний день. Он самый кассовый, но такой пустой спектакль. Пляшут, танцуют... И народ от восторга визжит. Спектакль ни о чем, а публика от счастья с ума сходит.

  • Анонимно
    18.02.2020 20:43

    А я люблю комедии. "Килэ ява, килэ ява 4 раза смотрела. Еще хочу.

  • Анонимно
    18.02.2020 23:59

    Мне новая постановка не понравилась, всё как-то обрывками, не зацепило, ни грамма трагизма. Помню какое впечатление произвела постановка этого спектакля в театре им.Тинчурина, весь зал просто рыдал от сочувствия героям пьесы.

  • Анонимно
    19.02.2020 00:23

    Эх, мин Казаннан ерак шул хәзер, очып кына кайтыр идем, театрга барыр идем!..

  • Анонимно
    19.02.2020 07:27

    Средний хороший спектакль!) Проделана огромная работа молодцы! Но не зацепило.. Извините..

  • Анонимно
    19.02.2020 11:08

    Бикчантаев неплохой режиссёр. Но не татарский режиссёр. Удачной нельзя назвать эту постановку. Экспериментальные спектакли, народные песни в джазовой обработке, эстрада с пустыми песенками... Сами себе вредим.

    • Анонимно
      19.02.2020 14:06

      а кто, на ваш взгляд, "татарский"? и какие критерии татарскости?

  • Анонимно
    19.02.2020 23:15

    7.27. Спектакль хороший, но не зацепило. Интересный комментарий. Почему то мало комментариев.

  • Анонимно
    19.02.2020 23:25

    Сейчас почему то все увлекаются формой. Выходишь из театра и забываешь о чем спектакль. А раньше для нас в детстве, каждая премьера была событием даже по тв. Поэтому такие спектакли: Энилэр хэм бэбилэр, Альмандар никогда не забудутся. Потому что там душа, глубина, есть смысл. Только не обвиняйте меня в отсталости, знаем и новые формы, в курсе всего!

  • Анонимно
    22.02.2020 23:29

    Лучше чем постановка Рашида Загидуллина в 1999 году, я не видела! Там было все и подлинный трагизм, и этника, и самобытность!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль