Политика 
26.09.2012

«Ваххабиты и по Кремлю ходят, и по улицам ходят, и давно ходят уже…»

460-1.jpg
Разговор за круглым столом шел откровенный, живой, эмоциональный. Эксперты порой не соглашались друг с другом, спорили

ЗОНА УМОЛЧАНИЯ

В ходе круглого стола по проблемам ислама в редакции газеты «БИЗНЕС Online» приняли участие известные эксперты. Так, специально из Москвы прибыл Шамиль Султанов, президент центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир», один из ведущих исламоведов страны и экс-депутат Госдумы РФ. Еще одним участником очень интересного разговора был Рафик Мухаметшин, профессор, ректор Российского исламского университета. Собственную точку зрения, отнюдь не всегда совпадающую с общепринятой, высказывал Рафаэль Хакимов, директор института истории академии наук РТ, академик, депутат Госсовета РТ, человек, для которого не являются секретом многие наглухо закрытые «кремлевские тайны». Как всегда, с неожиданной стороны подошел к обсуждавшимся вопросам экономист, философ Рустам Курчаков. Ну а точку зрения казанской уммы (порой, похоже, неожиданную даже для собравшихся профи) представил Наиль Мухамедов, известный врач, специалист по исламской медицине. Модератором круглого стола был Рашид Галямов - директор агентства интегрированных маркетинговых коммуникаций «Парадигма-консалтинг».

- Если не ошибаюсь, это чуть ли не первый такой круглый стол в республике после 19 июля, - начал разговор Галямов. - Несмотря на такое трагическое событие, которое потрясло республику и получило резонанс не только в России, но даже во всем мире, - в Татарстане ни на экспертном уровне, ни на уровне общественности эта тема не обсуждалась. Я не беру заседание Госсовета. Может быть, это связано с тем, что эту тему боятся обсуждать? И создалась такая зона умолчания: если не говорить, само рассосется. Но время прошло, эмоции какие-то ушли, детали ушли, и сейчас можно попытаться разобраться, что произошло 19 июля. И какие последствия это будет иметь для Татарстана?

460-5.jpg

Академик Рафаэль Хакимов насмешливо напомнил, что ваххабитов и внешне видно, они и по казанскому Кремлю ходят…

В ответ на эти вопросы на круглом столе прозвучало немало самых разных версий. Хакимов, например, о причинах событий 19 июля сказал:

- Есть и криминал, есть и идеология, есть и вопросы образования, есть и вопросы внешнего влияния, и собственные недоработки - внутренней политики. Поэтому здесь как-то выделить только одну линию довольно трудно. Поскольку понятно, что есть ваххабизм, как идеология…

- В Татарстане или в мире? - уточнил модератор.

- И в мире, и здесь есть сторонники, откровенные, - заметил в ответ Рафаэль Сибгатович. И чуть насмешливо добавил: - Их видно и внешне (кстати, чуть позже во время разговора московский эксперт внесет принципиальное уточнение, что ваххабитов у нас в РТ, и в РФ нет! А есть салафиты; и с этим все участники разговора согласятся ред.). Они и по Кремлю ходят, и по улицам ходят, и давно ходят уже… И группами ходят. И ясно, что литературу пытались издавать. И здесь пытались издавать. И в Москве ее издают.

У НАС СФОРМИРОВАЛСЯ СВОЙ ИСЛАМ, ТАТАРСТАНСКИЙ, НЕКОНФЛИКТНЫЙ

Информацию, вряд ли известную широкой общественности, о том, как восприняла события 19 июля казанская умма, сообщил Мухамедов. Он так и вступил в разговор: «Как человек из уммы, я…» И уверенно заявил: «Большинство людей, которые рассуждают на эту тему, они говорят о том, что это не наши сделали».

А дальше рассказал, как умма год за годом сглаживала, смягчала, нивелировала противоречия в исламской среде Казани. Ведь сюда собственные проблемы и взгляды привносили и таджики, и узбеки, приезжающие в Татарстан, причем настроенные порой весьма агрессивно. А еще и молодежь, шакирды, обучавшиеся за границей.

460-6.jpg

Наиль Мухамедов - известный врач, специалист по исламской медицине, представил очень интересную точку зрения казанской уммы

«Мы как бы сказали: вы находитесь в Татарстане, все свои конфликты оставьте там. Здесь вы не можете конфликтовать, мы не хотим этого… И у нас сформировался, можно сказать, свой ислам, татарстанский. Его нет ни в арабских странах, ни в других республиках бывшего Советского Союза. Он свой, он неконфликтный». Наиль Касимович привел очень любопытный пример: в Казани ваххабит может запросто пойти в гости к суфию. А вот, скажем, для таджиков это совершенно невозможно, это запредельная, невероятная ситуация.

ТА ПОЧВА, НА КОТОРОЙ СТОИТ СОВРЕМЕННАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ, ОЧЕНЬ ЗЫБКАЯ

Профессор, ректор Российского исламского университета Мухаметшин с улыбкой напомнил:

- Я тоже человек из уммы…

460-7.jpg
Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин говорил о том, что современная мусульманская молодежь в Татарстане не является носителем многовековых традиций татар

А о событиях 19 июля сказал:

- Может быть, с Наилем я не во всем соглашусь, что в Татарстане у нас все хорошо… Общемировая радикализация, безусловно, свои тенденции в Татарстане тоже имеет. Я не могу сказать, что современная мусульманская молодежь в Татарстане является носителем тех многовековых традиций, которые у татар были. Это другая молодежь. И эта молодежь, может быть, никогда и не задумывалась об экстремизме, но та почва, на которой эта молодежь стоит, она очень зыбкая. То есть «я живу по Корану и сунне» - это попытка отодвинуть многовековые традиции. Но это, безусловно, почва для радикализации.

В ЭТОМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ МИЛОСЕРДИЕ ВСЕВЫШНЕГО

Известный экономист Курчаков насчет терактов сказал:

- Что произошло, причины и так далее… У меня такое ощущение, что мы узнаем это не скоро… Такие вещи, они вскрываются - и есть даже определенные нормы юридические - через 50 лет. Ну, может, и раньше что-то проскочит, когда структура меняется, открываются архивы, потому что это кому-то выгодно. Может, и откроют.

И повернул разговор в неожиданную сторону, задав коллегам вопрос: «Кто больше пострадал?»

Тут вспомнили не только застреленного известного мусульманского деятеля Валиуллу Якупова и главу духовного управления мусульман РТ Илдуса Файзова, автомобиль которого был взорван, а ему самому лишь чудом удалось спастись, но также и тех (десятки? сотни?), кого после 19 июля вызывали на допросы. И их семьи, родственников, которые тревожились за них. «Список большой получается», - печально констатировал Рустам Султанович. И опять же посмотрел на ситуацию с неожиданного ракурса:

- То, что вся правда не открывается, - в этом проявляется милосердие Всевышнего. Потому что иногда общество настолько не готово узнать подлинную правду, что лучше это отсрочить…

460-4.jpg
Известный экономист Рустам Курчаков заметил, что вся правда о событиях 19 июля, может быть, станет известна только через полвека…

НЕВОЗМОЖНО, ЧТО В ТАТАРСТАНЕ ВСЕ БУДЕТ НЕИЗМЕННО,
ЗАКОНСЕРВИРОВАНО, ЗАМОРОЖЕНО

Взгляд на ситуацию сверху, в контексте мировых событий, предложил на круглом столе один из ведущих исламоведов страны Султанов. Он затронул историю появления самого термина «ваххабизм», в которой оказались замешаны (ну кто же еще!) Соединенные Штаты и президент Билл Клинтон, вбросивший этот термин в 90-х годах (саудиты, где ваххабизм является официальной религией, – это традиционные партнеры республиканцев) и соединивший его с понятием радикализм. Проанализировал процессы исламского возрождения, заверив, что революции на арабском востоке (Египет, Ливия, Сирия и т.д.) - это надолго, еще как минимум лет на 15. Ответил на нескрываемо провокационный вопрос модератора: не заговор ли американских спецслужб - «арабская весна»? Рассказал про потрясающе интересные процессы, которые происходят вокруг арабских событий в Америке и в московском Кремле. Объяснил, почему Путин рванулся после теракта 19 июля в Татарстан. И, вконец заинтриговав, все-таки порадовал, когда высказал довольно-таки оптимистичную точку зрения на будущее Татарстана:

- Объективных предпосылок для радикального, качественного роста радикализма в Татарстане нет. Нет таких предпосылок, какие существуют, например, на Северном Кавказе… Когда мы два года назад делали специальную работу по системному анализу северокавказской ситуации, мы выделили 47 проблем. Ключевых, системных проблем, которые характеризуют социум Северного Кавказа. Из этих проблем в Татарстане - я перед поездкой сюда смотрел - воспроизводится, в крайнем случае, 12 - 14.

460-8.jpg
Один из ведущих исламоведов страны Шамиль Султанов рассказал про потрясающе интересные процессы, которые происходят вокруг арабских событий в Америке и в московском Кремле

Ну а про «казанское» 19 июля Шамиль Загитович сказал, что «это не в вакууме произошло»:

- Конечно, исходить из того, что здесь, в Татарстане, все будет неизменно, все будет законсервировано, заморожено, - это невозможно. Есть фактор молодежи, есть фактор несогласия. А самый главный момент заключается в том, что Россия - деидеологизированная страна. Здесь нет идеологии. И молодежь, которая входит в жизнь, она не имеет ценностных ориентиров.

И «ВЛАСТИТЕЛЬ ДУМ» - «ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ»…

Конечно, это только абрис, небольшая часть почти трехчасового серьезного разговора, который велся на круглом столе в редакции газеты «БИЗНЕС Online». Так, здесь говорили о том, может ли столкнуться Россия с волной экстремизма, которую (специально?) нагнетает Запад. Вспоминали, какие велись в Татарстане богословские споры 100 лет назад. Подробно разбирали, чему и почему учат шакирдов из нашей республики за рубежом, в мусульманских странах. Высказывали свои взгляды на то, какие нужны мечети и муллы в деревнях, кто их должен содержать (общины верующих, умный председатель колхоза или власть, как «парткомы» в свое время). Пытались разобраться, почему такое влияние приобрел в России в последние 20 лет «властитель дум» - «золотой телец».

Полная стенограмма круглого стола будет опубликована газетой «БИЗНЕС Online» в ближайшее время.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (56) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.09.2012 08:53

    Молодцы Бизнес-Онлайн что пытаетесь осмыслить существующую проблему. Одно пожелание: точка зрения татарстанской уммы должна быть представлено более широко - должны участвовать настоящие лидеры, имеющие популярность среди широких слоёв мусульманской общины (Рамиль Юнусов, Камаль Эль Зант, Юсуф Давлетшин, Идрис Галяутдинов, Камиль Самигуллин ...)

  • Анонимно
    26.09.2012 09:12

    Я поддерживаю мнение Курчакова о том, что многое мы не знаем, его намеки по поводу количества пострадавших тоже понятны - ДУМ воспользовался ситуацией и "ставил на место" неугодных, не согласных с их политикой, ведь было изначально ясно что эти люди непричастны к терактам. Это большая политика...

  • Анонимно
    26.09.2012 09:46

    Это Вам не Раис Сулейманов со своим псевдоцентром!Побольше и помасштабнее такие вот круглые столы,с приглашением университетских коллег.Это и будет хоть какая то консолидированная точка зрения заинтересованной общественности РТ.

  • Анонимно
    26.09.2012 10:03

    Молодцы Бизнес Онлайн! Слава Богу, что есть еще мыслящие СМИ! Организуйте подобный стол с представителями известных в народе Рамилем Юнусовым, Камалем Эль Зантом, хотя бы по конференц связи или по скайпу, было бы очень интересно! Еще раз спасибо!

  • Анонимно
    26.09.2012 11:21

    да-да, позовите Юнусова, разыскиваемого за подделку диплома

  • Анонимно
    26.09.2012 11:38

    Поздравляю, БО! Прекрасное начало! Желаю в дальнейшем проводить такие экспертные встречи регулярно с привлечением еще более широкого круга специалистов, в том числе московских. например, хотелось бы увидеть в Казани такого признанного деятеля и специалиста по данной проблематике, как Максим Шевченко. А сулеймановых и иже с ними гнать поганой метлой из республики!

  • Анонимно
    26.09.2012 11:49

    Интересно, среди тех же салафитов есть люди, которые могут прийти и озвучить свою точку зрения? Было бы любопытно выслушать и их оценку.

  • Анонимно
    26.09.2012 12:07

    Подбор "экспертов" односторонний. Где представители иных точек зрения? Тот же Раис Сулейманов, к примеру. А так тишь да гладь получается...

    • Анонимно
      26.09.2012 12:27

      А кто такой раис сулейманов, чтобы непременно его звать на круглый стол? Где он работал что сделал в этой области?

      • Анонимно
        26.09.2012 12:33

        Позвать конечно можно. Вот только ничего хорошего из этого не получится. С грамотными исламоведами дискутировать он не сможет. кишка тонка. будет забивать эфир провокационными заявлениями, обвиняя своих оппонентов в пособничестве террористам.

    • Анонимно
      26.09.2012 12:34

      а вам нужны скандалы и инсинуации?

    • Анонимно
      26.09.2012 12:54

      Слава богу что не позвали Раиса Сулейманова. Он как мелкая рыба, плавает на поверхности и глубоко не копает. Иногда создается впечатление что он умышленно своими выступлениями провоцирует ситуацию. Вообще-то ему как выпускнику исторического факультета КГУ неплохо знать историю.

    • Анонимно
      26.09.2012 19:16

      В комментах: "Подбор "экспертов" односторонний." А разме эксперт может высказаться односторонне?

  • Анонимно
    26.09.2012 12:43

    Есть предпосылки, социальная пропасть. Кто скажет, что это чушь, пусть вспомнят фашизм. Фашизм возник из социальной пропасти между богачами и простым народом.

  • Это были представители официального ислама, остальные в это не вписываются. Жаль только, что эти достойные люди имеют небольшое влияние на умму. Умеренные взгляды всегда проигрывают радикальным.У нас в республике ислам в перестроечные годы тоже начинал свое развитие под патронажем государства, но потом вышел из под контроля.

    • Анонимно
      26.09.2012 13:40

      Конечно проигрывают.Салафиты потому что постоянно общаются с новыми людьми, делают их своими сторонниками. Процесс этот поставлен на поток, делается он неофициально и запретить или ограничить его невозможно - это просто общение. Идеологическая сторона у них проработана серьезно, навыки убеждения есть, для этого у них есть стройная система доводов для езды по мозгам людям, не особо увлекающимся анализом того, что им говорят. В общем вся методология им заезжими пакистанцами, арабами и прочими иностранцами передана вместе с навыками.Салафиты уделяют очень много времени распространению своей идеологии и имеют постоянную практику в этом. Даже наверное не так, для них это и есть на самом деле жизнь, они просто постоянно находятся в этом процессе религиозном - он для них главный. Они самые главные тусовщики всех религиозных мероприятий, всегда готовы подойти к людям, у которых есть вопросы и передать именно свои знания. Так что ничего не изменилось на самом деле от того, что у кого-то собрались требовать корочку о правильном религиозном образовании. Тренд увеличения сторонников этой ветки ислама устойчив и будет развиваться. И неизвестно еще, в скором времени кто будет большинством в умме. Возможно уже сейчас ситуация оценивается неадекватно.

      • Анонимно
        26.09.2012 14:09

        "заезжими пакистанцами"?Это о чём вообще, может поясните? Пакистанцы преимущественно ханафи/матуриди, есть правда в самом Пакистане движение "ахль аль-хадис" - пакистанская версия салафизма, но их представителей не то что в Татарстане, во всём СНГ я думаю днём с огнём не сыщешь. Наши салафиты преимущественно последователи аравийских учёных.

        • Анонимно
          26.09.2012 17:31

          А я видел людей из этой страны в высоком обществе :) Может, конечно, просто в гости позвали, как и меня, но в общем-то в диалог они включались со знанием дела и с небольшим коверканием русского языка.В принципе здесь же официально тоже все традиционные, а салафиты вроде как новые для этих краев. Где-нибудь скажете - салафит из Татарстана - вам и не поверят :), скажут там другие течения. Я конечно могу быть не прав, есть люди, знающие какие течения в какой стране и все остальные тонкости. Я говорю о том, что видел на протяжении нескольких последних лет.

          • Анонимно
            27.09.2012 08:51

            /// В общем вся методология им заезжими пакистанцами, арабами и прочими иностранцами передана вместе с навыками.////// А я видел людей из этой страны в высоком обществе :) ///Что-то Вы всё в кучу мешаете, уважаемый. То что Вы видели людей "из этой страны в высоком обществе" не есть основание утверждать, что они передали нам какую-то радикальную методологию.

            • Анонимно
              27.09.2012 11:02

              Так я ведь их и слушал еще, уважаемый. Если бы знал какого они течения, обязательно им сказал бы при этом :)

  • Анонимно
    26.09.2012 13:27

    Благодарю БО за объективность, адекватность и за людей из уммы!

    • Анонимно
      26.09.2012 13:45

      Извините, а кто там из уммы кроме Мухамедова?

      • Анонимно
        26.09.2012 14:26

        Этого мало? Простых прихожан, да еще с такой бородой никто до сих пор и не слушал. Да и Рафика эфэндэ смело можно туда заносить, а?

  • Анонимно
    26.09.2012 14:25

    Все секты, в том числе и салафиты, проводят агрессивную агитационную политику по привлечению новых членов, а значит и новых денежных вливаний (как с граждан, так и от своих заказчиков).

    • Анонимно
      26.09.2012 15:35

      салафиты - это не секты. такая терминология - это сулеймановщина

  • Анонимно
    26.09.2012 15:17

    Единственный реалист за этис столом - Рафик Мухаметшин. Точно и лаконично признал: да, есть ваххабизм, не надо отрицать. Все остальные - болтуны.

  • Анонимно
    26.09.2012 17:14

    Все произносят ваххабиты, салафиты, дайте пожалуйста чёткое определение этих терминов. Например как в википедии что значит, откуда произошло, когда в конце концов начало использоваться и кем. А то напоминает: враг народа, друг врага народа, сын врага народа. Как помнится раньше были исламские фундаменталисты после появились ваххабиты, теперь салафиты какие то.

    • Анонимно
      26.09.2012 17:40

      Вот мне последователь этой салафитской ветви объяснил, что ваххабитами их называть нельзя. Этим словом людей не называют, так как оно имеет некий другой смысл. Он мне пояснил следующим образом. У них течение "чистого ислама". Суть в том, что кто-то у них за бугром проводит исследования с целью того, чтобы отбросить то, что на самом деле придумано людьми и чего раньше не было, и попытаться найти то, что достоверно имеет отношение к Исламу и таким образом жить соблюдая только доказанные ими правила. При этом они признают всех остальных мусульман мусульманами, просто видят отличия, которые считают достаточно принципиальными. Здесь на форуме, судя по комментариям (см. выше про Пакистан), есть очень знающие люди. Было бы интересно услышать полные и четкие определения с пояснением существенных отличий.

      • Анонимно
        27.09.2012 09:44

        /// Здесь на форуме, судя по комментариям (см. выше про Пакистан), есть очень знающие люди. Было бы интересно услышать полные и четкие определения с пояснением существенных отличий. ///К сожалению они строчат без имени на форуме здесь. А всякие Сулеймановы раздают интервью в роли экспертов, не имея даже понятия о том, что движение "Хизб ут-Тахрир" и салафиты - два совершенно разных течения. "Вот в мечети Аль-Ихлас имам — ваххабит, он из "Хизб ут-Тахрир" (с)http://www.kommersant.ru/doc/2001775/print

        • Анонимно
          27.09.2012 11:04

          Вы лучше ответили бы на вопрос, если знаете.

          • Анонимно
            27.09.2012 12:05

            Коротко: салафиты - от араб. "салафиюн" производное от слова "саляф". Саляф - первые три поколения мусульман - сподвижники (сахаби), поколение за ними (табиин), и поколение за ними (табитабиин). Во хадисах приводится что это лучшие поколения Ислама. В общем салафитами называют себя те, кто стремится понимать религию так, как понимали эти три ранних поколения.Получается у них это или нет, вопрос отдельной диссертации : )

          • Анонимно
            27.09.2012 12:21

            2-й часть ответаВ свою очередь салафиты сейчас тоже неоднородны. Можно выделить 3 основных направления:- джихадисты - основная целья вооружённая борьба с целью устанавления шариата в исламских странах и оккупированных землях мусульман. Их лидеры-современники - Бурхами, Макдиси и т.п. которые из арабских тюрем не вылезают или живут в Лондоне;- ихваны - политическое сплочение с целью установления шариата в и.с. Лидеры аль-Бана , нынешние власти Египта и т.п.- умеренные - основной призыв получение исламских знаний и исправление самих себя. Лозунги: "Знание прежде слов и дел", "Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя" и т.п. Лидеры: в основном официальные учёные КСА - бин Баз, Альбани, ибн Усеймин, Фаузан, Мадхали и и.п.

            • Анонимно
              27.09.2012 12:42

              3-я часть ответа:Чем отличается ваххабит от салафита? «Ничем не отличается», – считает ректор Института теологии и религиоведения имени Мамма-Дибира аль-Рочи доктор философских наук Максуд Садыков.http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-12285.html

    • У каждого движения, даже за саму Справедливость и за Честность и в любую эпоху есть свои навальные, которые умеют перехватить знамя движения в свои руки, а и иногда преуспевают в достижении цели. Но цели не масс, а своей и третьей стороны, так как «навальные» духовно подкованы и отблагодарены третьей стороной, часто из-за рубежа, которая готовила свой план «В» завершения революционных событий. Вот таким образом совершается контрреволюция (контр-инициация). Например, Троцкий этого не смог сделать, не смог и Навальный, но смог Абдуль Вахаб - переподчинил через «народное движение» арабский континент от Османской империи под Английскую империю, а позже США. Это была первая цель. Другая цель, это внести раскол в ислам. Всем известно категорическое непринятие ваххабитами шиизма и суфизма. Эта ненависть культивировалась и дала всходы уже в наше время «арабской весной» и особенно в период Сирийских событий и была искусственно перенесена на территорию нашей республики. Тут нужна небольшая ремарка. Термин «вахабизм» в 20 веке приобрел уже явно негативный оттенок, поэтому западно-восточным пиар-технологам пришлось его заменить на более благозвучное – «салафизм». Любое движение, естественно, имеет свою идеологию (вахабизм) и свой лозунг: «за честные выборы!», «за чистый ислам!».В постсоветскую эпоху идеологического вакуума, естественно, многие из татарстанцев, кто обучался в арабских странах, как губка впитали вахабитско-салафитскую трактовку Ислама и невольно стали не агрессивными распространителями этого течения на бывшем постсоветском пространстве. Скорее всего внешний фактор, внутренние кроты и такие «умники», как ученики Сатановских пытаются в пику сирийских событий искусственно активизировать и привести в состояние агрессии местных салафитов.

  • Анонимно
    26.09.2012 17:51

    Побольше бы таких круглых столов!Альхамдулиллях!

  • Анонимно
    26.09.2012 18:06

    Все будет по прежнему пока руководство республики не начнет вникать в исламскую религию

  • Анонимно
    26.09.2012 18:39

    Обрезан, сходишь в год 2 раза в мечеть- все! настоящий мусульманин. Ходишь с бродой, пятницу чтишь, говоришь что Коран великая книга- все,салафит!. Че то не пойму я вас. Либо верить и соблюдать, либо никак.

    • Анонимно
      26.09.2012 19:04

      Это видимо относится к просьбе пояснить существенные отличия :)

    • Анонимно
      26.09.2012 19:20

      "Ходишь с бродой, пятницу чтишь, говоришь что Коран великая книга- все,салафит!. Че то не пойму я вас. Либо верить и соблюдать, либо никак" - а такие "ходят с бородой" они вне мечети интересно, как живут?)) Никто не имеет право лезть человеку в душу! В том числе и салафиты, которые считают себя лучшими!

  • Анонимно
    26.09.2012 19:03

    терроризм не столько исламская проблема, сколько общественная, Кто идет в террор? Из истории человечества ясно - люди, а особенно молодежь, не нашедшая себя в жизни.Круглые столы очень нужны, хочется знать точку зрения и специалистов, и простых людей

  • Анонимно
    26.09.2012 19:21

    "Наиль Касимович привел очень любопытный пример: в Казани ваххабит может запросто пойти в гости к суфию". Ой-йой, йой, не знаю-не знаю, сомневаюсь в этом. Если наоборот, то можно еще поверить. Салафиты если еще и признают существование акыйды и фикха в исламском вероучении, то они ведь полностью отрицают суфизм.Сегодня лично столкнулся в таким, который просто недоумевал, что тасауф (суфизм) есть. Когда весь мир знает что это такое, он отрицал, что суфизм это почти что ширк. Да, существуют разные взгляды в исламе! Все соглашаются с этим. Но только не салафиты. Это и приводит к радикализму.

  • Анонимно
    26.09.2012 19:52

    Специалист по исламской медицине - это что такое вообще?

  • Анонимно
    26.09.2012 19:53

    Совет БО: пригласите в следующий раз специалиста по исламской кухне, специалиста по исламским прическам, специалиста по исламской одежде, специалиста по исламской еще чего-то там

    • Анонимно
      26.09.2012 20:40

      Хватит ерничать, побойтесь Аллаха. Наиль абый уважаемый и авторитетный человек в мечетях. А здесь представлен как известный врач. Он не Хакимов или Мухаметшин, должностей нет у него.

      • Анонимно
        26.09.2012 22:54

        Первый раз слышу о нем, хотя и хожу в мечеть постоянно на Кул Гали

  • Анонимно
    26.09.2012 20:40

    Неконфликтный Татарстанский Ислам к гражданской войне конечно сформировался. Но он был настолько неконфликтен. что практически всех мулл в 37 году поубивали. Сейчас же в Татарстане не ислам, а костюмированная пародия на него.

  • Анонимно
    27.09.2012 08:55

    Огромное пожелание к БО: проведите интервью, а лучше онлайн-конференцию с настоящими лидерами мусульман Татарстана вроде Давлетшина Ю., Юнусова Р., Камаль Эль Занта, Сахибзянова Н., Зиннурова Р., имена которых последнее время поливают грязью всякие псевдоэксперты.

    • Анонимно
      27.09.2012 11:35

      Обязательно с Юнусовым - пусть расскажет как подделывал диплом!

  • Анонимно
    27.09.2012 11:07

    Слово секта значит отделение от существующих конфессий или религий. Так что первые 100-200 лет все религии секты. Салафиты не сунниты или шииты, значит секта. Другое дело что секты бывают тоталитарными и нет. Причем в смысле тоталитарности, салафиты-ваххабиты как раз яркий пример этого, так как налицо жесткий контроль над жизнью членов и уход от светской жизни и правил в насильственное насаждение своих догм (законов шариата) в ушерб другим религиям и мировоззрениям.

    • Анонимно
      27.09.2012 11:47

      Близко к правде, но, чувствую, сейчас вас тут знатоки Ислама растерзают :)

  • Анонимно
    27.09.2012 13:03

    Специалист по исламской медицине - этот тот кто может отделить физические и психические болезни от духовных (одержимость джинами)?

    • Анонимно
      27.09.2012 18:04

      А чем специалист по исламской медицине отличается от просто специалиста по медицине?

  • Анонимно
    27.09.2012 21:27

    Знатоки Корана,скажите, правда что мусульмане убеждены, что Коран является копией некоего вечного подлинника, надиктованного Аллахом через ангела Джибрила и поэтому не искажается. ТО есть Мухаммед напрямую не общался и не получал откровений от Аллаха, в отличии от Иисуса Христа.

    • Анонимно
      11.12.2012 08:34

      А кто говорит, что Христос получал откровения напрямую?

  • Анонимно
    4.10.2012 22:19

    ГузельЕдинственным здраво размышляющим в обсуждении был Курчаков. Он рассуждает с позиции верующих, а не тех, кто получает дивиденды от проблемы институализации ислама.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль