«Никто официально нас не уведомлял», — заявил председатель всетатарского общественного центра Фарит Закиев, комментируя громкое решение Илдуса Нафикова. Как оказалось, деятельность ВТОЦ приостановлена «в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности». Об этом сегодня сообщил сайт минюста со ссылкой на решение прокурора Татарстана от 17 октября. Однако Верховный суд РТ пока не принял решение о том, считать ли ВТОЦ экстремистами. Тем не менее в ожидании этого решения прокуратура решила перекрыть кислород татарским националистам — с помощью такого рычага. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», объясняют последствия решения и оценивают шансы его обжаловать.
День памяти защитников Казани, проведенный в этом году всетатарским общественным центром, не обошелся без последствий. Спустя два дня прокуратура РТ приостановила деятельность организации
Как прокуратура Татарстана остановила ВТОЦ
День памяти защитников Казани, проведенный в этом году всетатарским общественным центром (ВТОЦ), не обошелся без последствий. Уже спустя два дня прокуратура Татарстана приостановила деятельность организации.
Сообщение об этом сегодня появилось на сайте минюста России во вкладке «Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности». Пока там всего два пункта. Один из них — общественное объединение «Невоград»* (решение о приостановке было принято прокурором Санкт-Петербурга в августе, в октябре признано экстремистской организацией). Второй пункт — по татарстанской организации, решение было принято полторы недели назад, в воскресенье, 17 октября. Т. е. спустя два дня после проведения митинга, на котором ежегодно татарские националы вспоминают павших при защите Казани от войск Ивана Грозного в 1552 году.
На сайте минюста указано, что решение было принято прокурором Татарстана Илдусом Нафиковым. При этом информации о том, когда оно было опубликовано, нет. В надзорном ведомстве республики «БИЗНЕС Online» подтвердили существование такого документа. Там же объяснили, что решение было принято в связи с судебным процессом, который проходит в ВС РТ. «В Верховном суде находится административно-исковое заявление прокуратуры Республики Татарстан о признании данной организации экстремистской. В связи с этим прокурором республики принято решение о приостановке деятельности данной организации», — сообщил и. о. старшего помощника прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Динар Чуркин.
По нашим данным, на принятие такого решения в том числе повлиял и митинг, который ВТОЦ провел 15 октября. При этом решение не означает, что организация уже причислена к числу экстремистских: пока решения суда нет, юридически ВТОЦ таковым не является. Так что сайт минюста РФ, где прекращение деятельности ВТОЦ объясняют формулировкой «в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности», скорее опережает события.
ВТОЦ — старейшая татарская общественная организация, первое собрание которой прошло еще в 1989-м. Организация сыграла важную роль в событиях конца 80-х – начала 90-х годов, когда в Татарстане проходили многотысячные митинги и демонстрации с требованиями о повышении самостоятельности республики, поднятия ее статуса до уровня союзных, развития татарской культуры и языка и т. д. Власти Татарстана умело использовали массовые протесты в переговорах с федеральным центром о суверенитете республики, в том числе о последующем особом статусе республики в рамках Федерации, заключении Договора о разграничении полномочий и даже приватизации имущества предприятий по местным (а не чубайсовским) правилам.
В последующие годы ВТОЦ практически полностью растерял влияние (в том числе, по мнению ряда собеседников «БИЗНЕС Online», не без помощи властей, которым не нужен был альтернативный центр влияния на умы), превратившись в немногочисленный клуб ветеранов националистического движения преклонного возраста. Отчасти это произошло и естественным образом: основные замыслы идеологов первого призыва втоцовцев оказались во многом воплощены в шаймиевскую эпоху, в 90-е годы, ряд идеологов и активистов-пассионариев вступили в ряды чиновников плюс появился всемирный конгресс татар, полностью подконтрольный казанскому Кремлю.
Председатель ВТОЦ Фарит Закиев в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заявил, что узнал о решении от журналистов 15 минут назад. «Никто официально нас не уведомлял. Где такое вообще опубликовано? Я считаю, что это может быть очередным фейком, провокацией. Всем известно, что прокуратура подала на нас в суд, он еще не окончен, о чем тогда может идти речь? Мы сейчас будем все проверять эту информацию, дальше видно будет», — сказал Закиев.
Фарит Закиев: «Всем известно, что прокуратура подала на нас в суд, он еще не окончен, о чем тогда может идти речь? Мы сейчас будем все проверять эту информацию, дальше видно будет»
Представляющий интересы ВТОЦ в суде адвокат Алексей Златкин заявил, что решение минюста намерен обжаловать. «Этот шаг прокуратуры и минюста я оцениваю как искусственный повод для приостановления деятельности ВТОЦ. Потому что дело о ликвидации ВТОЦ затягивается, представленные в суд доказательства недостаточны, идут назначенные судом экспертизы и заседание состоится только в следующем году. Вот они и создали искусственный повод для ликвидации», — сказал Златкин корреспонденту «БИЗНЕС Online».
Он также сообщил, что по митингу Хәтер көне (прошедшему 15 октября) 17-го числа также было вынесено постановление прокуратуры РТ о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 20.3.1 КоАП РФ. Речь про обращение к Госсовету РТ, которое на собрании зачитал доктор биологических наук Абдуллажан Залялов. Суть воззвания — выступить против поправки к Конституции о государствообразующем народе.
«Постановление вынесено о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования в отношении всетатарского общественного центра. Это расследование идет. Мы считаем, что дело возбуждено неправомерно. Оно возбуждено по факту озвученного на митинге обращения, автором которого было частное лицо, не являющееся членом президиума. Последний не давал поручение огласить это обращение. Президиум также не был автором данного обращения и не утверждал его. Участник митинга Залялов на митинге лишь предложил президиуму утвердить обращение в Госсовет. Заседание президиума для решения данного вопроса еще не собиралось, они только планируют это сделать сегодня. То есть просто за уши притянуто к всетатарскому общественному центру», — сказал юрист. Максимальное наказание по данной статье КоАП для физлица, кроме ареста или исправительных работ, — штраф на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. рублей. Для юридического лица карательная сумма серьезнее — от 200 тыс. до 500 тысяч.
В январе этого года прокуратура Татарстана подала иск в Верховный суд РТ, в котором попросила признать ВТОЦ экстремистской организацией и запретить его деятельность
История противостояния прокуратуры и ВТОЦ
Активное противостояние надзорного ведомства и татарских националистов, которое вылилось в нынешнюю ситуацию, началось в прошлом году. Тогда, в октябре, исполком Казани отказал Закиеву в проведении митинга по случаю Хәтер көне, ссылаясь на свежие поправки к Конституции РФ. К тому моменту там появился пункт о том, что «действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются». Закиев, впрочем, это решение оспорил в суде — и Фемида оказалась к нему благосклонна. Митинг все же провели, несмотря на то что прокуратура республики была против.
Однако ответные действия не заставили себя ждать. В январе этого года прокуратура Татарстана подала иск в Верховный суд РТ, в котором попросила признать ВТОЦ экстремистской организацией и запретить его деятельность.
Как объясняли «БИЗНЕС Online» в прокуратуре республики, в течение нескольких лет в деятельности организации фиксировались нарушения, однако ВТОЦ не внимал предупреждениям. Так, в 2017 году ВТОЦ выступал против отмены обязательного изучения татарского языка. Согласно заключению экспертизы, в распространенном по этому поводу обращении организации содержалась информация, направленная на возбуждение розни в отношении группы лиц по признаку «отношение к языку».
Нарушения были и на митингах по случаю Дня памяти (Хәтер көне). «Выступления отдельных лиц на митинге были направлены на распространение экстремистской идеологии, в частности возбуждение вражды в отношении представителей группы лиц, выделенной по национальному признаку, — русских, а также формирование представления о необходимости осуществлять деколонизацию, создавать собственное татарское государство и национальную армию», — говорилось в исковом заявлении прокуратуры. С учетом того, что организация не реагировала на замечания, надзорное ведомство обратилось в суд.
Но рассмотрение иска затянулось. На первом заседании в феврале этого года было решено приостановить рассмотрение из-за того, что назначили экспертизу. Ее проведение заняло несколько месяцев. В июле, когда запланировали очередное заседание, были назначены новые экспертизы. Сейчас, как уточнили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе Верховного суда РТ, в связи с необходимостью проведения экспертиз дело находится в Москве. Сроки его возвращения в Казань пока неизвестны, и предсказать, когда может быть вынесено окончательное решение, невозможно.
Несмотря на судебное разбирательство, прокуратура не стала препятствовать проведению Хәтер көне в нынешнем году. Более того, в преддверии митинга свое слово в защиту памятной даты высказали представители национальной общественности. Так, в частности, появилось письмо президенту РТ Рустаму Минниханову за подписью руководителя Института истории им. Марджани Рафаэля Хакимова, академика АН РТ Индуса Тагирова, ныне покойного экс-депутата Госдумы Фандаса Сафиуллина, лауреата премии им. Тукая Вахита Имамова. Деятели попросили придать Дню памяти защитников, погибших при взятии Казани войсками Ивана Грозного, официальной статус памятной даты. Кроме того, с соответствующим предложением выступил с высокой трибуны на сессии Госсовета РТ председатель союза писателей, депутат Госсовета РТ Ркаил Зайдулла. Впрочем, реакции со стороны властей за этим не последовало.
В начале октября Закиев сообщал, что исполком Казани согласовал проведение очередного ежегодного митинга. Что на фоне судебного иска прокуратуры выглядело неожиданным. Мероприятие провели в сквере им. Тинчурина, куда, по оценкам нашего корреспондента, собрались около 300 человек. Во время публичного мероприятия по периметру дежурили полицейские, которые следили за соблюдением порядка.
«Если суд удовлетворит иск о ликвидации ВТОЦ, то их деятельность будет приостановлена, все счета аннулируют, а в реестр юрлиц внесут запись о том, что организация ликвидирована»
«Преждевременное решение» или распространенная практика?
Мы спросили у экспертов, что значит приостановка деятельности ВТОЦ «в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности» и почему это сделано именно сейчас.
Ирина Хрунова — адвокат, правозащитник:
— Предмет иска в Верховном суде РТ, видимо, один, а в список минюста их ввели, наверное, по другому основанию. И то, и другое основание может отдельно обжаловаться. Есть мнение, что это будет так: Верховный суд РТ примет решение, оно вступит в законную силу, и только после этого минюст включит их в свой список [экстремистских] организаций. Такая практика распространена. Если открыть сам перечень [экстремистских] организаций, то можно увидеть, какой он огромный.
Приостановка — это не ликвидация. Они (ВТОЦ — прим. ред.) лишаются возможности проводить некоторые мероприятия. Приостановление деятельности носит временный порядок: если организация устраняет причины, которые повлекли за собой приостановку деятельности, то может быть и возобновление деятельности. Решение о приостановке отразится на всех, кто имеет отношение к организации.
Почему не внесли ВТОЦ в список ранее? Это вопрос к минюсту. Может быть, они плохо следили за деятельностью организации, возможно, не было радикальных действий со стороны ВТОЦ или политика организации изменилась.
Если суд удовлетворит иск о ликвидации, то их деятельность будет точно приостановлена, все счета аннулируют, а в реестр юрлиц внесут запись о том, что организация ликвидирована.
[Думаю, что] решение прокурора о приостановке деятельности ВТОЦ может быть последствием митинга от 15 октября. Но если участники там не совершали противозаконных действий, то ответственность они не понесут. На тот момент они не были включены в список минюста, поэтому и не совершали ничего противоправного.
Руслан Нагиев — адвокат:
— Подобная практика существует. Но минюст может торопиться с решением. Такое было с моим подзащитным Габдрахманом Наумовым (его обвиняют в создании ячейки запрещенной организации, — прим. ред.). Еще в ходе следствия его вносили в подобный список [экстремистов]. Юристы считают, что это преждевременное решение. Адвокаты говорят, что подобное имеет место быть. Но после жалоб минюст порой удаляет организации из своего списка.
В этой связи организация может требовать удаления данной информации. Решение минюста отразится на всех, кто связан с организацией. Сложно сказать, почему их не включили ранее. Но мне кажется, что это преждевременное решение.
Привлечь за митинг 15 октября его участников могут, и необязательно оформлять это задним числом. Если доказательства поступят, то могут и привлечь сейчас.
Если суд все же признает ВТОЦ экстремистской организацией, то их деятельность будет прекращена. Организация будет запрещена. Если они продолжат деятельность, то сначала будет административное преследование, а если повторят в течение года, то ответственность уже станет уголовной.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 493